Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«23» июля 2020 года Дело № А12-46420/2019
Резолютивная часть решения вынесена «21» июля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен «23» июля 2020 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Онищук К.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воеводовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (404130, <...>, кв. 2.4; ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спутник» (404110, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) об изменении условий договора,
при участии в судебном заседании:
от истца - ФИО1, представитель по доверенности № 9 от 01.01.2020г.,
от ответчика - не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (далее- истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спутник» (далее– ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23, о внесении изменений в договор теплоснабжения №78 от 23.04.2015г., изложив спорные пункты в следующей редакции:
«1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124):
2.1. Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2. Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил №124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами №124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2019г.».
Представитель истца в судебном заседание на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
В связи с неявкой представителей ответчика в заседание (без сообщения суду об уважительности причин неявки) настоящее дело рассматривается по имеющимся доказательствам и в отсутствие ответчика, как это предусмотрено ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что между истцом (Теплоснабжающая организация) и ответчиком (Исполнитель (Потребитель) заключен договор на теплоснабжение №78 от 23.04.2015г., с учетом дополнительных соглашений.
В соответствии с пунктом 1.1. договора теплоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю (Потребителю) через присоединенную сеть на нужды отопления и горячего водоснабжения тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, а Исполнитель (Потребитель) обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду на условиях, предусмотренных настоящим договором.
24.08.2016 стороны договора заключили дополнительное соглашение № 10, которым определили, что в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.06.2016г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» и сохранения на территории городского округа - город Волжский способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется Теплоснабжающей организацией один раз в год, согласно данным, указанным в двусторонних актах.
Истец полагая, что данное дополнительное соглашение не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 21 Правил № 124, так как устанавливает порядок определения фактического объема поставленной тепловой энергии, направил в адрес ответчика оферту дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23 к договору теплоснабжения №78 от 23.04.2015г.о внесении изменений в основной договор в части определения поставляемого и подлежащего оплате коммунального ресурса в соответствии с требованиями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в соответствии с требованиями пп.«а» п.21 и пп.«а» п.25(1) Правил № 124.
В связи с отсутствием соглашения по спорным пунктам дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьёй 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012г. N124 (далее - Правила N124) договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса отнесен подпунктом «г» пункта 17 Правил №124 к существенным условиям договора ресурсоснабжения.
Порядок расчетов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг установлен Правилами № 124.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила № 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Согласно подпункту «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" Правила N 124 дополнены пунктом 25(1) следующего содержания: в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления N 124 установлено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Постановлением N 603 одновременно внесены изменения в Правила N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции Постановления N 603) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 42(2) Правил N 354 (введен Постановлением N 603) способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в первом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к данным Правилам.
Таким образом, законодатель установил особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 01.07.2016 № 345 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на территории Волгоградской области равномерными платежами в течение календарного года.
По вопросу о соотнесении пунктов 21 и 25(1) Правил № 124 Министерство в письме от 30.10.2017 № 46725-ОГ/04 указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25(1) Правил № 124.
Таким образом, пункт 21 Правил № 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25(1) - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
Пункт 25(1) Правил № 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил № 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25(1), применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит пункт 25(1) Правил № 124.
Правила № 124 изданы с целью упорядочения правоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями, поскольку при заключении договоров теплоснабжения применение указанных правил обязательно, стороны не вправе искажать изначальный смысл указанных в них правовых норм.
Данные нормы Правил № 124 является диспозитивными и учитывают интересы как потребителя, так и поставщика.
Вместе с тем, в части определения даты распространения действия дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23, о внесении изменений в договор теплоснабжения №78 от 23.04.2015г., суд отмечает следующее.
Согласно части 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
До момента заключения дополнительного соглашения к договору энергоснабжения №78 от 23.04.2015г. действует именно указанный договор. В рамках данного договора (дополнительных соглашений) между сторонами был согласован порядок учета тепловой энергии и расчетов за нее.
Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
При таких обстоятельствах, с учетом сложившихся между сторонами фактических отношений, суд соглашается с редакций истца и считает возможным принять спорные пункты, в части определения даты распространения действия дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23 к договору с 01.01.2020г.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при подаче иска в доход федерального бюджета перечислена госпошлина в сумме 6 000 рублей. По результатам рассмотрения дела судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спутник» при заключении дополнительного соглашения от 12.11.2019г. №23, о внесении изменений в договор теплоснабжения №78 от 23.04.2015г., изложив спорные пункты в следующей редакции:
«1. Прекратить порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124):
2.1. Установить порядок определения объема поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета);
2.2. Установить порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил №124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами №124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020г.».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Спутник» (404110, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (404130, <...>, кв. 2.4; ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья К.Т. Онищук