ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-46866/15 от 14.01.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград Дело № А12-46866/2015

« 19 » января 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2016 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр организации закупок» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «СОГАЗ»; ГКУ Волгоградской области «5 отряд противопожарной службы», САО «ВСК»

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 13.01.2016 №1;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 11.01.2016 №01-03/37-11;

остальные: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр организации закупок» (далее – заявитель, ГКУ Волгоградской области «Центр организации закупок», уполномоченное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление ФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган), в котором просит признать незаконным решение от 10.07.2015 по делу №15-06/04-274 в части признания государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр организации закупок» нарушившим ч.3 ст.77 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ОАО «СОГАЗ»; ГКУ Волгоградской области «5 отряд противопожарной службы», САО «ВСК»

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области возражает против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлен отзыв.

Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд  не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Как следует из материалов дела, 06.07.2015 г. в Управление ФАС по Волгоградской области ОАО «СОГАЗ» на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении запроса котировок «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (номер извещения 0329200062215000634).

Согласно доводам жалобы ОАО «СОГАЗ», котировочная комиссия необоснованно признала заявку САО «ВСК» соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что у котировочной комиссии Уполномоченного учреждения отсутствовали правовые основания отклонить котировочную заявку САО «ВСК» в связи с нарушением сроков подачи котировочной заявки, однако антимонопольный орган установил, что нарушение было совершено ранее, а именно Заказчиком при регистрации заявок.

Антимонопольный орган признал жалобу ОАО «СОГАЗ» необоснованной, а по результатам проведения внеплановой проверки установила, что Уполномоченным учреждением нарушены требования ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в связи с неправомерной регистрацией котировочной заявки САО «ВСК».

10.07.2015 Управлением ФАС по Волгоградской области вынесено решение делу №15-06/04-274,  в соответствии с которым:

1. жалоба ОАО «СОГАЗ» на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении запроса котировок «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (номер извещения 0329200062215000634) признана необоснованной.

2. Уполномоченное учреждение - Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр организации закупок» признано нарушившим ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Заказчику и Уполномоченному учреждению решено выдать предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.

Считая такое решение Управления ФАС по Волгоградской области несоответствующим законодательству и нарушающим его права и законные интересы, ГКУ Волгоградской области «Центр организации закупок» обратилось в арбитражный суд с требованием признать его незаконным в части.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

При этом согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителен) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Главой 3 параграфом 3 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем запроса котировок.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе).

В п. 1 Постановления Администрации Волгоградской обл. от 10.02.2015 N 71-п «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области» (вместе с "Порядком взаимодействия государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок", финансового органа Волгоградской области и заказчиков Волгоградской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волгоградской области") установлено, что на государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр организации закупок" (далее именуется - уполномоченное учреждение) возлагаются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запросов котировок для заказчиков Волгоградской области:

органов исполнительной власти Волгоградской области, за исключением представительства Волгоградской области в городе Москве;

государственных казенных учреждений Волгоградской области; государственных бюджетных учреждений Волгоградской области в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно п. 1.1 Порядка взаимодействия государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок", финансового органа Волгоградской области и заказчиков Волгоградской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волгоградской области" (далее - Порядок), утв. Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 10.02.2015 N 71-п «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области», настоящий Порядок определяет процедуру взаимодействия государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр организации закупок" (далее именуется - уполномоченное учреждение), финансового органа Волгоградской области (далее именуется - финансовый орган) и заказчиков Волгоградской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Волгоградской области.

В соответствии с п.п. 2 п. 2.12 Порядка уполномоченное учреждение после размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, в том числе, осуществляет прием заявок на участие в конкурсе, запросе предложений и запросе котировок.

26.06.2015 Уполномоченным учреждением - Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Центр организации закупок», публично объявлено о проведении запроса котировок «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» (номер извещения 0329200062215000634), с начальной (максимальной) ценой контракта 15 917,58 рублей, для нужд Заказчика - Государственного казенного учреждения Волгоградской области «5 отряд противопожарной службы», посредством размещения извещения о проведении указанного запроса котировок на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствие с ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

На основании части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, котором не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цепе контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми" присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.

Пунктом 10 Извещения о проведении запроса котировок установлено, что дата и время начала подачи заявок - 29 июня 2015 года 8 ч. 30 мин.

Согласно журналу регистрации заявок по запросу котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (№634 ЗК/15), котировочная заявка САО «ВСК» была зарегистрирована 26 июня 2015 года в 11 ч. 13 мин.

Согласно протоколу № 634.1 ЗК рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок от 03.07.2015, победителем запроса котировок было объявлено САО «ВСК», следующее предложение после победителя - ОАО «СОГАЗ».

Довод заявителя об отсутствии у комиссии учреждения правовых оснований для отклонения или возврата заявки САО «ВСК» является несостоятельным.

Комиссией Управления ФАС по Волгоградской области жалоба ОАО «СОГАЗ» признана необоснованной, действий в нарушении котировочной комиссии не выявлено. Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области не устанавливала факт нарушения в действиях котировочной комиссии и не предписывала осуществление действий по отклонению или допуску заявки при проведении запроса котировок.

Антимонопольный орган не указывал, что необходимо было возвращать или отклонять заявку САО «ВСК».

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области установила нарушение в действиях Уполномоченного учреждения на более ранней стадии проведения запроса котировок.

В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком.

Следовательно, заявка, поданная не в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок регистрации не подлежит, так как Заказчик самостоятельно определил в извещении время начала подачи заявок.

Податель заявления полагает, что срок подачи заявок на участие в запросе котировок не относится к обязательным сведениям, которые должно содержать извещение о проведении запроса котировок, однако в извещении о проведении запроса котировок ГКУ Волгоградской области «Центр организации закупок» устанавливает срок начала подачи заявок.

В рассматриваемом случае при рассмотрении дела в УФАС Волгоградской области вопрос об обязательности или необязательности установления срока подачи заявок не ставился и заказчик сам определил данные условия проведения запроса котировок.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления ФАС по Волгоградской области правомерно пришла к выводу, что Уполномоченным учреждением нарушены требования ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе в связи с неправомерной регистрации котировочной заявки САО «ВСК».

При таких обстоятельствах суд считает, что Управлением ФАС по Волгоградской области правомерно вынесено оспариваемое в части решение.

Заявителем, не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое в части решение нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом вышеизложенного, суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр организации закупок» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 10.07.2015г. по делу №15-06/04-274 в части признания государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр организации закупок» нарушившим ч.3 ст.77 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Судья Стрельникова Н.В.