Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Волгоград Дело № А12-54447/2016
« 17 » января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании приказа
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области; Акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания»
В судебном заседании участвуют представители:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1: ФИО1, лично, паспорт;
от Акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания»: ФИО2, доверенность от 31.12.2014; ФИО3, доверенность от 14.11.2016 №679; ФИО4, доверенность от 23.12.2016 №741;
остальные: не явились, извещены
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Сергеевны (далее - заявитель) к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (далее – Департамент, Югнедра) с требованиями признать недействительным приказ Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 29 июля 2016 года № 230.
Определением суда от 20.09.2016 г. заявление принято к производству. Делу присвоен номер А12-54447/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (далее – АО «РИТЭК», Общество).
Определением суда от 22.09.2016 г. удовлетворено ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 29 июля 2016 года № 230 до рассмотрения спора по существу.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело № А12-60403/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с требованиями:
- признать недействительным приказ Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 29 июля 2016 года № 231;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о предстоящем изъятии земельного участка площадью 66 220 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Даниловский муниципальный район, территория Атамановского сельского поселения, в границах СПК «Атамановский», в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:04:11 00 05:109.
Определением от 21.11.2016 г. суд объединил дело № А12-54447/2016 с делом № А12-60403/2016 в одно производство. Делу присвоен единый номер – А12-54447/2016.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу, согласно представленному отзыву, возражает против удовлетворения заявленных требований.
АО «РИТЭК» считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, представлен отзыв и письменные пояснения.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Главой VII.1. Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 56.2 ЗК РФ, пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293, Федеральное агентство по недропользованию уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016г. № 255 Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу наделен полномочиями на принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
Как следует из материалов дела, Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу на основании ходатайств АО «РИТЭК» в связи с осуществлением пользования недрами в соответствии с лицензиями ВЛГ 02183 НЭ и ВЛГ 02193 НП был издан приказ № 230 от 29.07.2016г. об изъятии для размещения и эксплуатации производственно-технологического комплекса нефтяной скважины № 1 Ново-Дмитриевская подлежащего образованию земельного участка площадью 80300 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Быковский муниципальный район, на территории Побединского сельского поселения, в границах землепользования бывшего совхоза АО «Совхоз Победа», в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:02:040005:533, принадлежащего на праве собственности гражданке России ФИО1, а также приказ № 231 от 29.07.2016 года об изъятии для размещения и эксплуатации производственно-технологического комплекса нефтяной скважины № 7 Журавской подлежащий образованию земельный участок площадью 66220 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Даниловский муниципальный район, территория Атаманского сельского поселения, в границах СПК "Атамановский", в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:04:110005:109, принадлежащего на праве собственности гражданке России ФИО1.
Приказами утверждены схемы расположения земельных участков с условными номерами 34:02:040005:533:ЗУ1 и 34:04:110005:109:ЗУ2, соответственно.
К ходатайствам об изъятии земельных участков были приложены: схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ, лицензии АО «РИТЭК» на пользование недрами ВЛГ 02183 НЭ от 12.04.2016г. и ВЛГ 02193 НП от 12.04.2016г., а также копия паспорта заявителя, доверенность, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Письмом № P-10/2-41/1048 в дополнение к ранее приложенным документам АО «РИТЭК» направило в Департамент письменное обоснование площадей земельных участков, подлежащих изъятию.
Согласно п. 7 ст. 56.4 ЗК РФ требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составу прилагаемых к нему документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015г. № 250, к ходатайству об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд прилагаются:
-схема расположения земельного участка, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, если иное не предусмотрено статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
-копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, за исключением случаев, когда ходатайство об изъятии подписано усиленной квалифицированной электронной подписью;
-доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства об изъятии.
При этом, исходя из положений п. 3 Требований, к ходатайству об изъятии заявитель вправе приложить следующие документы:
-копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии);
-копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
-выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;
-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе;
-копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации;
-копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости;
-копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела, в частности из письма ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» № 779 от 08.06.2016г. следует, что изымаемые на основании приказа № 230 от 29.07.2016г. и № 231 от 29.07.2016г. земельные участки расположены в границах лицензионных участков, принадлежащий АО «РИТЭК» на основании лицензий ВЛГ 02183 и ВЛГ 02193 НП.
Суд отклоняет доводы заявителя о необоснованном размере площади изымаемых земельных участков на основании следующего.
Требования к форме и содержанию ходатайств об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленные приказом Минэкономразвития РФ от 23.05.2015 года № 250, содержат исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к ходатайству об изъятии земельного участка.
Требований о приложении к ходатайству каких-либо документов (проектов, паспортов объектов и проч.), обосновывающих площадь изымаемого земельного участка указанный приказ Минэкономразвития не содержит.
При этом, по мнению суда, необходимость изъятия спорных земельных участков и их площадь подтверждается предоставленной АО «РИТЭК» в материалы дела технической документацией, в том числе предпроектной проработкой 02-15-01-ПП от 17.05.2016г., временной технологической схемой скважины № 1-НД, проектными решениями, изложенными в письмеот 20.05.2016г. № 02-07/0187/2722, временной технологической схемой скважины № 7-Журавская, графиками бурения на 2016-2017 годы и проч.
Довод заявителя о том, что предпроектная проработка 02-15-01-ПП от 17.05.2016г.и проектные решения, изложенные в письме № 02-07/0187/2722 от 20.05.2016г., не являются документами, дающими право на строительство предполагаемых к размещению объектов, не согласованы с государственными органами, не являлись объектами государственной экспертизы проектной документации, а также довод об отсутствии разрешений на строительство планируемых к размещению на спорных земельных участках объектов, несостоятельны.
Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации установлен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 12.11.2016) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Согласно пункту 5 указанного нормативного акта, государственная экспертиза проводится при условии, если застройщиком или техническим заказчиком принято решение о проведении государственной экспертизы.
В порядке части статей 47, 48, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, выполняющими инженерные изыскания, а также осуществляющими подготовку проектной документации и строительство, могут являться застройщик либо физическое или юридическое лицо, привлекаемое застройщиком на основании договора (технический заказчик).
В пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что застройщик это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенного, для разработки проектной документации на строительство и для проведения ее государственной экспертизы необходимо наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором планируется застройка. Аналогичное требование предъявляется к процедуре получения разрешения на строительство объектов.
Так, порядок выдачи разрешительной документации на строительство на земельном участке объектов, необходимых для пользования недрами, установлен Приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162 (ред. от 29.10.2013) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».
Согласно подпункту 4 пункта 28 Административного регламента, для получения разрешения на строительство объектов, связанных с пользованием недрами, необходимо наличие у недропользователя правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, разработка и согласование проектной документации на строительство объектов производственно-промышленного комплекса скважин, а также получение разрешения на строительство объектов не может предшествовать оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку пользователь недр не сможет обоснованно определить в технической документации сроки начала выполнения работ по обустройству скважины, а уполномоченный орган не будет иметь возможности оценить принятые недропользователем сроки и объемные характеристики на предмет их обоснованности и достоверности.
Доводы заявителя о том, что приказы № 230 от 29.07.2016 и № 231 от 29.07.2016, нарушают принцип исключительности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд ввиду непредставления АО «РИТЭК» документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, также отклоняется судом, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.
Судом рассмотрены все доводы заявителя и отклонены, как безосновательные.
Оспариваемые приказы Департамента, приняты с соблюдением действующего порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и на основании документов, которые в полной мере соответствуют установленным требованиям к ходатайству об изъятии земельных участков.
Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает, что оспариваемые приказы Департамента от 29.07.2016г. №230 и №231, вынесенные уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства,правовые основания для признания их недействительными, отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя.
Определением суда от 22.09.2016г. по делу № А12-54447/2016 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 29.07.2016 № 230 до рассмотрения спора по существу.
Определением суда от 17.10.2016г. по делу № А12-60403/2016 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 29.07.2016 № 231 до рассмотрения спора по существу.
Пунктом 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 опризнании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 29.07.2016г. № 230.
отказать в удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 опризнании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) от 29.07.2016 №231, и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о предстоящем изъятии земельного участка площадью 66 220 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Даниловский муниципальный район, территория Атамановского сельского поселения, в границах СПК «Атамановский», в пределах земельного участка с кадастровым номером 34:04:11 00 05:109.
Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 22.09.2016г. по делу № А12-54447/2016, отменить.
Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 17.10.2016г. по делу №А12-60403/2016, отменить.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Судья Стрельникова Н.В.