ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-57905/16 от 20.02.2017 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Волгоград

«28» февраля 2017 г.

Дело № А12-57906/16

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича – Шарипов Х.К., доверенность от 26.09.2016;

от индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича - Шарипов Х.К., доверенность от 26.09.2016;

от прокуратуры Волгоградской области – Маланина Н.А., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, служебное удостоверение;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлениям индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича (ОГРН 314345318300022, ИНН 340701362595), индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича (ОГРН 304345329500160, ИНН 702200371132) к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090) об оспаривании ненормативного правового акта, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Жирновского района Волгоградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области;

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Азнауров Махач Азнаурович обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными некоторых пунктов постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 12.09.2016 № 482 «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области», а также пункта 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 №524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2016 №199».

Индивидуальный предприниматель Гринев Юрий Петрович также обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области о признании недействительными постановлений администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 12.09.2016 № 482 «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, от 03.10.2016 №524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2016 №199» в части.

Определением суда от 20.12.2016 дела №А12-57905/2016 и А12-57906/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А12-57906/2016.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Жирновского района Волгоградской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области.

В ходе судебного разбирательства заявители в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнили заявленные требования, просили:

признать недействительным пункт 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199» в части утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича, маршрут № 108 «город Жирновск - село Медведица»;

признать недействительным пункт 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199» в части утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича, маршрут № 102 «город Жирновск - р.п. Красный Яр».

В порядке восстановления нарушенного права просили обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района Волгоградской области перевозчика индивидуального предпринимателя Азнаурова М.А., маршрут № 108 «город Жирновск - село Медведица» и перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П., маршрут № 102 «город Жирновск - р.п. Красный Яр».

Кроме того, индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. отказался от требования в части признания пункта 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199», об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П., маршрут № 103 «р.п. Линево - город Жирновск».

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Поскольку отказ индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П. от требований в части не противоречит закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, данный отказ принимается судом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу прекращается.

В судебное заседание администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Оценив представленные доказательства и доводы, приводимые сторонами и лицами, участвующими в деле, в обоснование заявления и возражений на заявление, суд приходит к следующему.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, в соответствии с свидетельством о государственной регистрации от 02.07.2014, выданным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Волгоградской области, Азнауров Махач Азнаурович является индивидуальным предпринимателем.

На основании лицензии от 13.11.2014 № АСС-34-000334 индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. имеет право на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, вид работ в составе лицензируемого вида деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Распоряжением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 18.12.2014 № 1873-Р «Об открытии движения по автобусному маршруту общего пользования между поселениями в границах Жирновского муниципального района» утверждено расписание движения автобуса на маршруте № 108 «г. Жирновск - с. Медведица», индивидуальному предпринимателю Азнаурову М.А. с 22.12.2014 разрешено открыть движение автобуса на маршруте № 108 «г. Жирновск - с. Медведица» согласно утвержденному расписанию движения автобусов.

Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Азнауровым М.А. заключен договор от 22.12.2014 на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок между поселениями, прилегающих в границах Жирновского муниципального района, согласно которому индивидуальный предприниматель принимает обязательства по организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте № 108 «г.Жирновск - с.Медведица». Срок действия договора составляет с 22.12.2014 по 22.12.2019.

Администрацией Жирновского муниципального района утвержден паспорт автобусного маршрута № 108 «г. Жирновск - с. Медведица», составленный по состоянию на 11.12.2014.

Индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. с заявлением о включении в реестр маршрутов регулярных перевозок с указанием сведений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обратился только 25.01.2016 после направления администрацией района запроса о предоставлении заявлений о включении в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Постановлением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2016 № 199 утвержден реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области. В указанный реестр без проведения открытого конкурса включен индивидуальный предприниматель Азнауров М.А., осуществляющий перевозки по маршруту «г. Жирновск - с. Медведица».

Администрацией Жирновского муниципального района выданы индивидуальному предпринимателю Азнаурову М.А.: свидетельство серия 34 № 000004 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок с 22.12.2014 по 22.12.2019 и карта маршрута регулярных перевозок серия 34 № 000014 с 22.12.2014 по 22.12.2019 на маршрут № 108 «г.Жирновск – с.Медведица».

В соответствии с свидетельством, выданным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Волгоградской области, от 21.10.2004 Гринев Юрий Петрович зарегистрирован администраций Жирновского района Волгоградской области 12.03.2002 в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании лицензии от 14.02.2014 № АСС-34-000087 индивидуальный предприниматель Гринев Ю.Р. имеет право на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, вид работ в составе лицензируемого вида деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров в международном сообщении.

Распоряжением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 18.01.2013 № 56-Р «Об изменении расписания движения по автобусному маршруту общего пользования между поселениями в границах Жирновского муниципального района» утверждено расписание движения автобуса на маршрутах «р.п. Красный Яр - р.п. Линево» и «г. Жирновск - р.п. Линево».

Распоряжением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 28.01.2015 № 85-Р «Об открытии движения по автобусному маршруту общего пользования между поселениями в границах Жирновского муниципального района» утверждено расписание движения автобуса на маршрутах «р.п. Красный Яр - г. Жирновск» (с заходом в Нижнюю Добринку).

Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Гриневым Ю.П. заключен договор от 01.01.2013 на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок между поселениями, прилегающих в границах Жирновского муниципального района, согласно условиям которого индивидуальный предприниматель принимает обязательства по организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте № 103 «г. Жирновск - р.п. Линево». Срок действия договора определен с 01.01.2013 по 01.01.2018.

В соответствии с заключенным администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем Гриневым Ю.П. договором от 30.01.2015 на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок между поселениями, прилегающих в границах Жирновского муниципального района, индивидуальный предприниматель принимает обязательства по организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте «г. Жирновск - Красный Яр» (с заходом в Нижнюю Добринку). Срок действия договора установлен с 30.01.2015 по 01.01.2020.

Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области утвержден паспорт автобусного маршрута «г. Жирновск - р.п. Линево», составленный по состоянию на 20.05.2009, и утвержден паспорт автобусного маршрута «г. Жирновск - р.п. Красный Яр (с заходом в с. Нижняя Добринка)», составленный по состоянию на 23.01.2015.

Индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. с заявлением о включении в реестр маршрутов регулярных перевозок с указанием сведений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ, также обратился только 25.01.2016 после направления администрацией района запроса о предоставлении заявлений о включении в реестр маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с постановлением главы Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2016 № 199 «Об утверждении реестра маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области» в реестр без проведения открытого конкурса включен индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П., осуществляющий перевозки по маршрутам «г. Жирновск - р.п. Линево», «г. Жирновск - р.п. Красный Яр».

Администрацией муниципального района индивидуальному предпринимателю выданы: свидетельство серия 34 № 000002 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок с 01.01.2013 по 01.01.2018 и карты маршрута регулярных перевозок серия 34 № 000008, серия 34 № 000009, серия 34 № 000010, серия 34 №000011 с 01.01.2013 по 01.01.2018 на маршрут № 103 «р.п. Линево - г. Жирновск», также свидетельство серия 34 № 000005 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок с 30.01.2015 по 30.01.2020 и карты маршрута регулярных перевозок серия 34 № 000015, серия 34 № 000016 с 30.01.2015 по 30.01.2020 на маршрут № 102 «г. Жирновск - р.п. Красный Яр».

Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление от 12.09.2016 № 482 «О внесении изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области», согласно которому из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок исключены перевозчики: индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. под регистрационным номером 4, маршрут № 108 «Жирновск - с. Медведица», индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. под регистрационным номером 2, маршрут № 103 «р.п. Линево - г. Жирновск», под регистрационным номером 10, маршрут № 102 «г. Жирновск – р.п. Красный Яр», свидетельства и карты маршрутов, выданные указанным перевозчикам, признаны недействительными.

Постановлением администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199» постановление от 12.09.2016 № 482 признано утратившим силу, этим же постановлением утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района Волгоградской области в новой редакции, не содержащей перевозчиков индивидуального предпринимателя Азнаурова М.А. и индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П.

Полагая постановление администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 в части утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчиков индивидуального предпринимателя Азнаурова М.А. и индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П., незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. и индивидуальный предприниматель Гринева Ю.П. обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Статьей 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 14.07.2015, следовательно, с этой даты он вступил в силу (за исключением отдельных положений).

Переходные положения, обеспечивающие реализацию указанного Закона, регламентированы в статье 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования данного Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 данного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что на момент опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. осуществлял регулярные перевозки пассажиров на автобусном маршруте № 108 «г. Жирновск – с. Медведица», а индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. осуществлял регулярные перевозки на автобусном маршруте № 103 «г. Жирновск – р.п. Линево» и автобусном маршруте № 102 «г. Жирновск – р.п. Красный Яр». Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Таким образом, индивидуальные предприниматели являлись действующими перевозчиками по регулярным маршрутам, их деятельность являлась легальной, осуществлялась на основании заключенных с администрацией района договоров на транспортное обслуживание населения, действующих разрешений и паспортов маршрутов.

Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предприниматели обладали правом обратиться в уполномоченный орган для направления сведений об осуществляемых ими маршрутах регулярных перевозок.

Более того, администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области в письме, направленном предпринимателям 21.02.2016, со ссылкой на статью 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220 сообщала о необходимости в срок до 26.01.2016 представить сведения о маршруте регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220 по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Закона (с 14.08.2015) и до истечения 180 дней со дня официального опубликования настоящего Закона (до 10.01.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указанные в части 1 статьи 26 настоящего Закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.

Частью 4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:

1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;

2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

4) устанавливают в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, отдельный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в случае, если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, а также выдают свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей части.

Поскольку индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. и индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. направили в администрацию необходимые сведения об осуществляемых ими маршрутах регулярных перевозок, а именно - 25.01.2016, и на момент принятия этого Закона осуществляли регулярные перевозки по указанным маршрутам, то администрация включила их в реестр маршрутов регулярных перевозок в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Вместе с тем постановлением администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района, в котором отсутствуют перевозчики: индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. под регистрационным номером 4, маршрут номер 108 «г. Жирновск - Медведица», индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. под регистрационным номером 2, маршрут номер 103 «р.п. Линево - г. Жирновск» и под регистрационным номером 10, маршрут номер 102 «г. Жирновск - р.п. Красный Яр».

Какого-либо мотивированного решения об исключении заявителей из реестра маршрутов администрацией не принималось.

Возражая против заявленных требований, администрация указала, что заявления о включении в реестр муниципальных маршрутов поданы заявителями после установленного законом срока, а именно после 14.01.2016, в связи с чем в нарушение требований действующего законодательства индивидуальные предприниматели Азнауров М.А. и Гринев Ю.П. включены в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района без проведения открытого конкурса. Это означает неправомерность выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Жирновского муниципального района, на основании чего принято решение об исключении маршрутов указанных перевозчиков из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района.

Вместе с тем с учетом анализа положений части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ отказ во включении сведений в реестр маршрутов допускается лишь при установлении в процессе проверки фактов того, что направившее сведения лицо не осуществляло после дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ регулярные перевозки, либо осуществляло перевозки в отсутствие разрешения, заключенного договора и паспорта маршрута, а значит, автоматически влекло бы невозможность представления сведений, перечисленных в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, или их недостоверность.

Поскольку на день официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ индивидуальные предприниматели Азнауров М.А. и Гринев Ю.П. осуществляли регулярные перевозки, указанные основания не применимы к данным перевозчикам.

Кроме того, индивидуальный предприниматель Азнауров М.А. не утратил права по организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте № 108 «г. Жирновск - с. Медведица» согласно заключенному с администрацией Жирновского муниципального района договору от 22.12.2014 на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок между поселениями, прилегающих в границах Жирновского муниципального района.

Также индивидуальный предприниматель Гринев Ю.П. не утратил права на организацию перевозок пассажиров на автобусных маршрутах № 102, 103 согласно заключенным с администрацией Жирновского муниципального района договорам на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок между поселениями, прилегающих в границах Жирновского муниципального района от 01.01.2013 и от 30.01.2015, по организации перевозок пассажиров на автобусных маршрутах № 102 и 103.

Указанные договоры не расторгнуты и не признаны недействительными в установленном законном порядке.

Реестр маршрутов – это документ, содержащий основные сведения о перевозчиках пассажиров по автобусным маршрутам. Учету и включению в государственный реестр подлежат все фактически действующие перевозчики пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района.

Назначение реестра маршрутов состоит в том, чтобы в него были включены все действующие маршруты регулярных перевозок, в связи с чем уполномоченный орган не вправе отказать во включении в реестр маршрутов сведений о маршрутах легально работающих перевозчиков, имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере.

Переходные положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ направлены на то, чтобы перевозчики продолжили свою деятельность до получения свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новых карт маршрутов и далее, а не для ограничения их доступа на рынок регулярных перевозок. Напротив, невключение сведений о маршрутах в реестр маршрутов влечет невыдачу перевозчику карты соответствующих маршрутов, а в последующем свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок и новых карт маршрутов, а значит, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку фактически влечет запрет на осуществление регулярных перевозок.

С учетом изложенного доводы администрации суд считает несостоятельными, не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила кем, когда и по какому правовому основанию принято решение об исключении перевозчиков, обратившихся в суд, из реестра муниципальных перевозчиков.

Применительно к вышеизложенному, исключение из реестра муниципальных маршрутов перевозчиков влечет за собой невозможность осуществления перевозчиками предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров по регулярным маршрутам, что как следствие влечет за собой невозможность исполнения договоров на организацию транспортного обслуживания населения. Исключение сведений о маршрутах из реестра маршрутов влечет также ограничение прав граждан-пассажиров на пользование услугами перевозчиков.

При данных обстоятельствах требования заявителей подлежат удовлетворению.

В целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района Волгоградской области перевозчика индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича, маршрут № 108 «город Жирновск - село Медведица» и перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Юрий Петровича, маршрут № 102 «город Жирновск - р.п. Красный Яр».

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

признать недействительным пункт 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199» в части утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича, маршрут № 108 «город Жирновск - село Медведица».

Признать недействительным пункт 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199» в части утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича, маршрут № 102 «город Жирновск - р.п. Красный Яр».

Принять отказ индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича в части признания пункта 1 постановления администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2016 № 524 «О внесении изменений и дополнений в реестр маршрута регулярных перевозок между поселениями в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области, утвержденный постановлением администрации Жирновского муниципального района от 05.04.2016 № 199», об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района в новой редакции, не содержащей перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Ю.П., маршрут № 103 «р.п. Линево - город Жирновск». Производство по делу в указанной части прекратить в связи с отказом индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича от требований в данной части.

В порядке восстановления нарушенного права обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Жирновского муниципального района Волгоградской области перевозчика индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича, маршрут № 108 «город Жирновск - село Медведица» и перевозчика индивидуального предпринимателя Гринева Юрий Петровича, маршрут № 102 «город Жирновск - р.п. Красный Яр».

Взыскать с администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090) в пользу индивидуального предпринимателя Азнаурова Махача Азнауровича (ОГРН 314345318300022, ИНН 340701362595) 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090) в пользу индивидуального предпринимателя Гринева Юрия Петровича (ОГРН 304345329500160, ИНН 702200371132) 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Азнаурову Махачу Азнауровичу (ОГРН 314345318300022, ИНН 340701362595) из федерального бюджета 2 700 рублей государственной пошлины как излишне уплаченной.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Гриневу Юрию Петровичу (ОГРН 304345329500160, ИНН 702200371132) из федерального бюджета 2 700 рублей государственной пошлины как излишне уплаченной.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции (через Арбитражный суд Волгоградской области).

СУДЬЯ Е.В. Пономарева