АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. ВолгоградДело № А12-57950/2015
10 марта 2016 года
резолютивная часть решения суда объявлена 01 марта 2016 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарева А.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Стройтрансгаз" (ИНН <***> ОГРН <***> дата регистрации 13.10.2004) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волгоградской области
о признании незаконными решений и действий (бездействий)
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 доверенность № 20150820/УС/0030 от 28.08.2015,
от Управления – ФИО2 доверенность № 2 от 11.01.2016, ФИО3 доверенность № 5 от 11.01.2016
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Стройтрансгаз" (далее –Заявитель, Общество, ЗАО «СТГ») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волгоградской области, в котором просило признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, выразившихся в приостановлении рассмотрения материалов по выдаче Закрытому акционерному обществу «Стройтрансгаз» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа» км 834 - км 978» в составе стройки «Расширение БСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток». В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Росприроднадзор в 10-дневный срок, с даты вступления решения суда в законную силу выдать ЗАО «СТГ» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период строительства объекта «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки -Анапа» км 834 - км 978» в составе стройки «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток».
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал и просил удовлетворить их по основаниям изложенным в иске и дополнении к нему.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее-Управление, Росприроднадзор) заявленные требования не признало и просило в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает, требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из обстоятельств дела, ЗАО «СТГ» осуществляет строительство объекта- «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа» км 834 - км 978» в составе стройки «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток».
Письмом от 26.08.2015 исх. № И/1/26.08.2015/38 ЗАО «СТГ» направило в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области заявление о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте.
К заявлению были приложены следующие документы:
1) пояснительная записка на 3 листах по представленным документам;
2)проектная документация с приложением нормативов ПДВ в составе утвержденной проектной документации строительства, а именно - Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 4. Охрана окружающей среды при строительстве. Линейная часть газопровода. Книга 8. Участок км 493 - км 978. Волгоградская область» (шифр 6976.211.002.21.34.07.04.08-ООС) на 94 листах;
3)рабочая документация: мероприятия по охране окружающей среды. Расчет по установлению нормативов ПДВ на период строительства. Калачевский, Октябрьский и Котельниковский районы Волгоградской области ( шифр 6976.095.016.23.14.01.02.01 4660/2-УТ 5-ПДВ) на 81 листе;
4)положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.11.2013года №1145-13/ГТЭ -8431/02 по проектной документации «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор ) на 28 листах;
5)предложение по нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам на 4 листах;
6) предложения по перечню и количеству вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух на 1 листе;
7) копия платежного поручения №11777 от 14.05.2015года по оплате госпошлины;
8-9) доверенности представителей ;
10) приложенные к заявлению документы в электронном виде (том дела 3, л.д. 106,107).
Письмом от 02.09.2015 № 7593 (получено ЗАО «СТГ» 17.09.2015, вх. № В/1/17.09.2015/56) Росприроднадзори уведомил ЗАО «СТГ» о приостановлении рассмотрения материалов, приложенных к Заявлению, указав на необходимость представить:
-проект ПДВ,
-копию санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (далее - Положение).
Не согласившись с действиями Управления Росприроднадзора по Волгоградской области по приостановлению рассмотрения материалов и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ ЗАО «СТГ» оспаривает их в настоящем деле.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) - в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей (юридических и физических лиц) устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 названного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) – выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2.Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок, сроки и последовательность оказания государственной услуги по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» (далее -Закон № 210-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Административным регламентом утвержденным Приказом Минприроды России № 650 от 25.07.2011 (далее - Административный регламент)
Пунктом 1.1 Административного регламента, - количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, устанавливаются по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения в соответствии с его ОКАТО с обобщением в целом по хозяйствующему субъекту) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (далее - хозяйствующие субъекты):
в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ);
в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ВСВ).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.
Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ, приведенный в п. 10 Административного регламента, является исчерпывающим.
Таким образом, из приведенных правовых требований следует - обязанность юридических лиц получать разрешения на предельно допустимые выбросы:
1)от источников действующих объектов хозяйственной деятельности;
2)от источников, вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
3)в период строительства или реконструкции объектов хозяйственной деятельности.
При получении разрешения на выбросы в период строительства нормативы ПДВ являются составной частью утвержденной проектной документации строительства (реконструкции).
В силу условий пп. 8 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее-Положение №87).
Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, к которым относятся, в том числе, нормативы ПДВ.
В соответствии с п. 8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии со ст. 1 Закона № 96-ФЗ стационарным источником признается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Исходя из системной взаимосвязи положений вышеназванных нормативных актов, применительно к спорным правоотношениям следует, что оно применяется в отношении существующих объектов и объектов, вводимых в эксплуатацию.
Поскольку при получении разрешения на ПДВ на период строительства, утверждения нормативов ПДВ по п. 1.1 Административного регламента не требуется, то указанное Положение не распространяется на правоотношения по получению разрешения на основании установленных нормативов ПДВ на период строительства.
Правовая позиция согласуется с судебными актами по делу №А07-22846/2013.
В рассматриваемой ситуации федеральным государственным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России"), являющимся уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий, согласно приказу Росстроя от 16.03.2007 N 64, - соответствующее положительное экспертное заключение от 28.11.2013года №1145-13/ГТЭ -8431/02 по проектной документации «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор ) выдано ЗАО «СТГ». В составе проектной документации строительства содержится проектная документация с приложением нормативов ПДВ, а именно - Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды. Часть 4. Охрана окружающей среды при строительстве. Линейная часть газопровода. Книга 8. Участок км 493 - км 978. Волгоградская область» (шифр 6976.211.002.21.34.07.04.08-ООС).
Таким образом, следует признать, что с учетом установленных судом обстоятельств, требование Роспироднадзора по предоставлению ЗАО «СТГ» утвержденных ПДВ которые содержатся в составе проектной документации нельзя признать законными.
Требование Роспироднадзора о предоставлении санитарно – эпидемиологического заключения в качестве документа необходимого для получения разрешения на строительство, не соответствует п. 10 Административного регламента в котором его предоставление не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей по правилам ст.110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу ЗАО «СТГ».
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, выразившихся в приостановлении рассмотрения материалов по выдаче Закрытому акционерному обществу «Стройтрансгаз» разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период ведения строительных работ на объекте строительства «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки - Анапа» км 834 - км 978» в составе стройки «Расширение БСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток».
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в 10-дневный срок с даты вступления решения Арбитражного суда Волгоградской области по настоящему делу в законную силу выдать Закрытому акционерному обществу «Стройтрансгаз» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период строительства объекта «Южно-Европейский газопровод. Участок «Починки -Анапа» км 834 - км 978» в составе стройки «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток»;
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в пользу закрытого акционерного общества «Стройтрансгаз» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (Трех тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.В. Пономарев