ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-57956/15 от 07.04.2016 АС Волгоградской области

                       АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ул.  им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: 24-04-60

                                 ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                               РЕШЕНИЕ

г. Волгоград                                                                                         Дело № А12-57956/2015  

«12» апреля  2016 года         

      резолютивная часть решения оглашена 07.04.2016, решение в полном объеме изготовлено 12.04.2016

         Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Смагоринской Екатерины Борисовны, при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Грибовой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «РВК-Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (ОГРН  <***>, ИНН <***>) об оспаривании предписания,

         при участии в судебном заседании:

         от заявителя – не явился, извещен,

        от Инспекции  –  ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2016 №3, после перерыва – представитель ФИО2, доверенность от 01.10.2015, 

                                                        УСТАНОВИЛ:

     общество с ограниченной ответственностью «РВК-Волгоград» (далее – ООО «РВК-Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области  с заявлением,  в котором просило признать незаконным и отменить предписание Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее – инспекция, налоговый орган) №09-13/13820  от 27.08.2015  «О внесении изменений в части места нахождения организации», мотивируя свои требования тем, что предписание выдано на основании протокола осмотра территории, помещений №1705 от 27.07.2015, который,  в свою очередь, составлен с нарушением процессуальных  норм, при этом общество фактически  располагается по адресу, указанному в  Едином государственном реестре юридических лиц.

    Инспекция, согласно представленному отзыву, просит отказать в удовлетворении заявленных  требований   в  связи  с  необоснованностью доводов,  изложенных  в  заявлении. Полагает, что предписание законно и обоснованно, протокол осмотра территории, помещений №1705 от 27.07.2015 составлен на основании пункта 3.1 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а отсутствие общества по заявленному адресу местонахождения нарушает требования пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      Изучив материалы дела,  исследовав доказательства, оценивая в совокупности обстоятельства, установленные по делу, суд установил следующее.

      Как видно из материалов дела, инспекцией   вынесено предписание №09-13/13820  от 27 августа 2015 года   «О внесении изменений в части места нахождения организации», которым обществу предписано в срок  до 24 сентября 2015 года  внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в части адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного  органа юридического лица по которому осуществляется связь с юридическим лицом по форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также представить письменные объяснения причины не  нахождения ООО «РВК-Волгоград» по адресу, указанному  в учредительных документах.

     Полагая, что указанное предписание незаконно и нарушает его  права и законные интересы, ООО «РВК-Волгоград» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

        Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

      Как следует из подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.

     Пунктом 2 статьи 8 Закон о государственной регистрации также предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

      Таким образом, местом нахождения юридического лица является адрес, который указан в качестве такового в документах, представляемых для регистрации юридического лица.

     Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц  ООО «РВК-Волгоград» расположено по адресу <...> помещение II.

      Инспекцией 27 июля 2015 года  был  произведен осмотр помещений и территорий по адресу<...> помещение II, по результатам которого составлен протокол осмотра территории, помещений №1705 от 27.07.2015, согласно  которому  в  указанном  помещении  общество не располагается.   В связи с чем,   налоговым органом   было выдано оспариваемое предписание.

      Поскольку предписание – это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени  уполномоченного по контролю органа  конкретному  лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим  органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.

       В  соответствии с подпунктом  6 пункта  1 статьи  31 Налогового кодекса  Российской Федерации налоговые органы     вправе  в  порядке, предусмотренном статьей  92  настоящего Кодекса, осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.Аналогичное право налоговых органов закреплено и в пункте  3.1 статьи  7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

      При  этом пунктом 1 статьи  82 Налогового кодекса  Российской Федерации  установлено, что  налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Вместе с тем в пункте 24 постановления от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.

      Однако положения статей 91 и 92 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.

      Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

       Частью 2 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации  вне  рамок   выездной налоговой  проверки  допускается  только  осмотр  документов  и  предметов, если документы  и  предметы  были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

       В ходе рассмотрения настоящего  дела суд неоднократно предлагал налоговому органу представить  соответствующие  доказательства,  основания  проведения  налоговой  проверки в отношении ООО «РВК-Волгоград» либо иного процессуального документа, регламентирующего  основания  для проведения  27 июля 2015 года   осмотра территории и помещений общества  по адресу,  указанному  в  Едином  государственном  реестре  юридических лиц (определение о принятии заявления  к производству от 18.12.2015, определение об отложении судебного заседания от 11.01.2016, определение о перерыве  в судебном заседании от 16.02.2016). Однако   соответствующие  доказательства  налоговым органом суду  не  представлены,  в  материалах  дела  отсутствуют.  

     Так же инспекцией не представлено суду каких либо достоверных доказательств обращения общества с заявлением в порядке, предусмотренном Законом о государственной   регистрации, связанных с намерением внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно адреса месторасположения общества  и послуживших основанием для  проведения  контрольных мероприятий по установлению достоверности заявленным юридическим лицом сведений об адресе места нахождения организации.

      С учетом  изложенного протокол осмотра территории, помещений №1705 от 27.07.2015 является недопустимым доказательством по делу, поскольку указанное процессуальное действие осуществлено  инспекцией вне  рамок   выездной  налоговой  проверки, в отсутствие соответствующих полномочий.

       Ссылка налогового  органа на  решение Центрального районного суда  города Волгограда от 14.03.2016, которым оставлено в силе постановление мирового судьи судебного участка №122 Волгоградской области по делу №5-122-565/2015 о привлечении ФИО3, являющегося руководителем ООО  «РВК-Волгоград», к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ,  за невыполнение в установленный  срок требований  предписания  №09-13/13820  от 27.08.2015  «О внесении изменений в части места нахождения организации», судом отклонятся на основании следующего.

    Действительно, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

      Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного  решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

    Таким образом,  свойством   преюдиции   обладают  установленные  судом  конкретные  обстоятельства,  содержащиеся   в  мотивировочной  части  судебного акта,  вынесенного  по  другому делу и имеющие юридическое значение для разрешения спора, возникшего  позднее.

      Между тем,  при рассмотрении дела  №5-122-565/2015   в суде общей юрисдикции,  суд не исследовал вопроса о законности предписания №09-13/13820  от 27.08.2015,  указав,  что данных о  том, что  предписание в установленном законом порядке было обжаловано,  как незаконное, суду не представлено,  то есть  обстоятельства проведения  проверки  в  отношении  общества,  законность и  правомерность  вынесения  предписания  судом  не устанавливались,  не  исследовались,  им не давалась правовая оценка, следовательно, указанные   судебные   акты   не  могут считаться  преюдициальными  для  настоящего  дела.В этой  связи у арбитражного   суда  отсутствуют   правовые основания для применения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Судебный  акт  суда  общей  юрисдикции по спору, в рамках которого не устанавливались обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела и не являющиеся преюдициальными, не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего обоснованность возражений налогового органа.

      Учитывая вышеизложенное,  суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено  инспекцией с нарушением норм  действующего законодательства, с превышением полномочий, при этом нарушение  прав  и  законных интересов общества следует из существа  оспариваемого  предписания,  незаконно  возлагающего определенные обязанности на заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности, в связи с чем,  заявленные требования подлежат удовлетворению.

      Согласно системному толкованию статей 101, 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых вынесен судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.

      Подпунктом 1.1 пункта  1 статьи  333.37 Налогового кодекса РФ, введенным в действие Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что государственные органы,  выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании пунктом 1 статьи 110 АПК РФ (определение ВАС РФ  от 21.12.2009  №ВАС-17113/09).

     В связи с чем, судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере  3 000 руб. (платежное поручение №152 от 07.12.2015, л.д.42) подлежат взысканию с налогового органа в пользу общества.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       Р Е Ш И Л :

      признать незаконным   предписание «О внесении изменений в части места нахождения организации»   №09-13/13820  от 27.08.2015,  вынесенного     Инспекцией  Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в адрес общества с ограниченной  ответственностью «РВК-Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

      Взыскать   с  Инспекции  Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью «РВК-Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>)  расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

      Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>)   из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную  по платежному поручению №158 от 17.12.2015.

      Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Е.Б. Смагоринская