ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-59593/15 от 29.04.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград Дело А12-59593/2015

«11» мая 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2016 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Павловой С.В., при ведении протокола заседания помощником судьи Ивановской Н.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Сибирско – уральская Алюминиевая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств,

с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Комитет топливно – энергетического комплекса Волгоградской области (<...>), ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» (400005, <...>),

при участии в заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 26.12.2013;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 01.01.2016;

от третьих лиц: от Комитета топливно – энергетического комплекса Волгоградской области: ФИО3, доверенность 03.02.2016;

от ОАО «Газпром газораспределение Волгоград»: ФИО4, доверенность от 02.11.2016

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Сибирско – уральская Алюминиевая компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 344 926,53 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7348,65 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга исходя из средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц с 15.12.2015 по день фактической уплаты суммы долга.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет топливно – энергетического комплекса Волгоградской области, ОАО «Газпром газораспределение Волгоград».

До принятия решения по делу, истец в соответствии с положениями ст. 49 АПК РФ, заявил об отказе от исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения за период с 29.01.2015 по 31.03.2015 в размере 222 681,01 руб., а также процентов в размере 4744,22 руб. При этом, истец настаивает на удовлетворении требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за период с 01.01.2015 по 28.01.2015 в размере 122 245,52 руб., процентов в размере 2604,43 руб., а также процентов по день фактической уплаты основного долга.

Частичный отказ от исковых требований принят судом, поскольку данное заявление не противоречит положениям ст. 49 АПК РФ.

Ответчик и третьи лица возражают против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзывах.

Исследовав представленные документы, выслушав представителей сторон, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора от 12.10.2012г. № 09-5- 28007/1 ЗБ/ВгАЗ-Д-12-680 ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» приняло на себя обязательство поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а ОАО «СУАЛ» - принимать и оплачивать газ по государственно регулируемой цене.

В период с января - март 2015г. ответчик осуществил поставку газа в объемах, указанных в актах приема-передачи газа, на основании которых впоследствии истцу были предоставлены счета-фактуры, которые последним были оплачены полностью, в том числе специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.

По мнению истца, им необоснованно были оплачены ответчику услуги в части суммы специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа за период с 01.01.2015 по 28.01.2015 в размере 122 245,52 руб., рассчитанная на основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015г. N 16-ОД в размере 70,00 рублей за 1 тыс. куб. метров газа в период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г.

Полагая, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в виде излишне уплаченных денежных средств в счет оплаты специальной надбавки к тарифу, истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В пункте 2 статьи 548 ГК РФ определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Пунктом 5.1 договора от 12.10.2012 предусмотрено, что цена на газ на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемой оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, ПССУ, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО с учетом дополнительных налоговых платежей, возникших в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством РФ.

Разногласий по условиям данного пункта у сторон не возникло. Обратного материалы дела не содержат.

Оплата согласно статье 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В пункте 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69) в статье 25 установлена обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке. С

Согласно статье 17 Закона № 69 для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.

Порядок введения специальных надбавок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Уставом Волгоградской области от 24.02.2012 №1-ОД определено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, администрация Волгоградской области (ранее - Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с данным Уставом и законами Волгоградской области.

Статьями 22, 24 предусмотрено, что система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области; положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.

В статье 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» установлено, что орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем.

Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области – администрацией Волгоградской области (ранее – правительством Волгоградской области).

Постановлением правительства Волгоградской области от 19.06.2012 № 125-п полномочиями в сфере газификации и полномочиями по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям было наделено министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.

Так, пунктом 2.5.2 положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области предусмотрены полномочия устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.

В декабре 2013 года функции министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между комитетом тарифного регулирования, действующим на основании положения от 19.06.2012 №125-п о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными постановлением правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 752-п, и министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, действующим на основании положения, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 №1327.

В соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 752-п полномочия комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе и по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.

Впоследствии в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 06.02.2014 № 32-п Положение от 19.06.2012 № 125-п утратило силу в связи с утверждением нового положения о Комитете тарифного регулирования, которым в компетенцию комитета тарифного вопросы, связанные с программами газификации, включены не были.

В силу пункта 4 постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 № 1109 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 09.01.2014 №3) с 15.01.2014 министерству ЖКХ и ТЭК Волгоградской области переданы функции комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 утверждено положение о Министерстве ЖКХ и ТЭК, в котором (с 15.01.2014) определено, что в полномочия министерства входит утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2); осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4).

Постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 № 1327 признано утратившим силу Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 158, которым утверждено положение о комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с указанием о вступлении в силу 30.01.2015.

Одновременно, постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 №160 утверждено положение о комитете ТЭК ВО, в котором определено, что комитет является правопреемником министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.

Приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 № 16-ОД, опубликованным 11.02.2015 в газете «Волгоградская правда» №24, утверждена программа газификации Волгоградской области, финансируемая из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2015 год в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа (пункт 2 приказа).

В силу содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, реализация программ газификации возможна лишь при утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, которые являются обязательной составляющей цены на газ.

Утверждение надбавок производится непосредственно с целью обеспечения финансирования программ газификации и в рамках соответствующих полномочий по утверждению, реализации и финансированию программы, которыми ранее было наделено Министерство ЖКХ и ТЭК, а впоследствии комитет ТЭК ВО согласно утвержденным положениям.

На основании части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 01.12.2015 по делу №3а-680/2015 со ссылкой на постановление Губернатора Волгоградской области от 02.10.2015 №888 «Об определении органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации» установлено, что органом уполномоченным на утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями в 2015 году являлись:

- в период с 01.01.2015 по 29.01.2015 министерство ЖКХ и ТЭК Волгоградской области;

- в период с 30.01.2015 по дату вынесения указанного решения – комитет ТЭК ВО.

Кроме того, исходя из системного толкования положений приказа министерства ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 29.01.2015 №15-ОД «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации программы газификации Волгоградской области, финансируемой из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа газораспределительными организациями» во взаимосвязи с вышеуказанными нормативными правовыми актами Волгоградской области, регулирующими общественные отношения в рассматриваемой сфере, функции по реализации и функций по установлению специальной надбавки в 2015 году были одновременно отнесены к компетенции одного и того же органа исполнительной власти Волгоградской области.

Кроме этого, Приказ № 16-ОД от 29.01.2015 распространяется на правоотношения, возникшие до его официального опубликования.

Данный нормативный правовой акт Волгоградской области вступил в законную силу с момента его подписания 29.01.2015 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 года, как указано в самом нормативном правовом акте.

По смыслу ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Приказ Министерства № 16-ОД от 29.01.2015 года не является актом гражданского законодательства, поскольку регулирует публично-правовые отношения, прямо предусмотренные ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69-ФЗ от 31.03.1999 года, Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 года № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Согласно ст. 37 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД, законы Волгоградской области подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы Волгоградской области не применяются. Порядок официального опубликования иных нормативных правовых актов Волгоградской области и вступления их в силу определяется законом Волгоградской области.

В силу положений ст. 30 Закона Волгоградской области от 09.12.2014 N 169-ОД «О нормативных правовых актах Волгоградской области», нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Волгоградской области вступают в силу со дня их подписания, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

По смыслу ст. 31 вышеназванного Закона № 169-ОД, действие нормативного правового акта Волгоградской области может быть распространено на отношения, возникшие до его введения в действие (обратная сила).

Указание на обратную силу нормативного правового акта Волгоградской области должно содержаться в самом нормативном правовом акте Волгоградской области или в акте о введении его в действие.

В данном случае, в самом Приказе Министерства ЖКХ и ТЭК № 16-ОД от 29.01.2015 года определен порядок его вступления в силу и распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 года.

На основании изложенного, суд находит доводы истца необоснованными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судебные расход распределяются в соответствии со статьями 101-112 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, п.4 ч.1 ст. 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

  Р Е Ш И Л:

Прекратить производство по делу в части требования о взыскании неосновательного обогащения в размере 222 681,01 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4744,22 руб.

В остальной части иска отказать.

Выдать открытому акционерному обществу «Сибирско – уральская Алюминиевая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) справку на возврат излишне оплаченной государственной пошлины в размере 5300,50 руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через арбитражный суд Волгоградской области.

Судья С.В. Павлова