ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-6539/11 от 12.07.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

_________________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-6539/2011

«18» июля 2011 года

  Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2011

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Пятернина Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>), Государственному инспектору Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области ФИО2 об оспаривании предписания,

  в судебном заседании участвуют:

от заявителя – ФИО1, лично, паспорт <...>, выдан Отделом УФМС России по Волгоградской области в Руднянском районе Волгоградской области 08.12.08г.,

от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконными действия государственного инспектора Волгоградской области по охране природы ФИО2 в части возложения на заявителя обязанностей по осуществлению действий и предоставлению документов, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как лицом не осуществляющим экономическую деятельность по обращению с отходами производства и потребления; признать незаконным и отменить предписание об устранении нарушений законодательства об охране природы и обращении с отходами № 30/08П-08-10 от 12.07.2010 года, как возлагающее на заявителя действий по оформлению документов и осуществлению действий, установленных Федеральным законом от 24.06.1998г.
 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как лицом не осуществляющим экономическую деятельность по обращению с отходами производства и потребления; признать незаконным и отменить предписание об устранении нарушений законодательства об охране природы и обращении с отходами № 30/07П-02-11-р от 28.02.2011г., как возлагающее на заявителя действий по оформлению документов и осуществлению действий, установленных Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как лицом, не осуществляющим экономическую деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Определением суда от 09.06.2011 принят отказ ИП ФИО1 от заявленных требований в части признания незаконными действий государственного инспектора Волгоградской области по охране природы ФИО2 в части возложения на заявителя обязанностей по осуществлению действий и предоставлению документов, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как лицом не осуществляющим экономическую деятельность по обращению с отходами производства и потребления; признания незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства об охране природы и обращении с отходами № 30/08П-08-10 от 12.07.2010 года, как возлагающее на заявителя действия по оформлению документов и осуществлению действий, установленных Федеральным законом от 24.06.1998г.
 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как лицом не осуществляющим экономическую деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Производство по делу № А12-6539/2011 в указанной части прекращено.

В судебном заседании предприниматель настаивал на удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предписания Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее – Комитет, административный орган, ответчик) от 28.02.2011 № 30/07П-02-11 Р.

Представитель Комитета заявленные требования не признал, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании 05.07.2011, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлен перерыв до 12 часов 15 минут 12.07.2011. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд находит основания для удовлетворения заявленных требований в части.

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В силу части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении ими своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Согласно постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 «Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области» Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля на территории Волгоградской области.

Порядок организации и проведения проверок, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Материалами дела установлено, что по итогам плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ИП ФИО1 (акт проверки №30/59А-07-10 от 12.07.2010 г.), осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, выдано предписание №30/59П-07-10 от 12.07.2010 г. об устранении выявленных нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: провести инвентаризацию отходов и объектов размещения отходов; составить и согласовать в уполномоченном органе исполнительной власти паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результате предпринимательской деятельности; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; организовать профессиональную подготовку лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами I-IV классов опасности.

На основании Распоряжения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 01.02.2011года № 313 о проведении внеплановой документарной проверки ИП ФИО1 направлено требование о предоставлении необходимых для проведения проверки предписания сведений, а именно: копии документов по инвентаризации отходов и объектов размещения отходов; копии паспортов на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результате предпринимательской деятельности; копии документов по учету образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных отходов; копии документов о профессиональной подготовке допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности (копии приказов о назначении на должность, о допуске к обращению с отходами I-IV классов опасности, копию сертификата (свидетельства) о профессиональной подготовке на право работы с отходами IV классов опасности).

Поскольку запрашиваемые сведения не представлены, предписанием Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 28.02.2011 № 30/07П-02-11Р на предпринимателя возложена обязанность устранить нарушения в срок до 30.05.2011, а именно: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; составить и согласовать в уполномоченном органе исполнительной власти паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результате предпринимательской деятельности; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; организовать профессиональную подготовку лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Считая такое предписание Комитета несоответствующими законодательству и нарушающими его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Федеральный закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах, Закона № 89-ФЗ).

В пункте 2 оспариваемого предписания Комитетом определено, что предприниматель обязан составить и согласовать в уполномоченном органе исполнительной власти паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результате предпринимательской деятельности.

Из содержания статьи 1 Закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что из понятия «обращение с отходами» исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В то же время статья 14 Закона об отходах в редакции Закона № 309-ФЗ, сохраняет обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, по составлению паспортов опасных отходов.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ним услуг, при эксплуатации для розничной торговли ритуальными принадлежностями одноэтажного нежилого здания торгового павильона «Ритуальный павильон» (общей площадью 82, 0 квадратных метра), расположенного по адресу: Волгоградская область, Руднянский район, рабочий <...> и численности работающих 1 человек.

В акте проверки от 12.07.2010 № 30/59А-07-10 административный орган указывает, что в процессе деятельности предпринимателя образуются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные.

Из объяснений предпринимателя следует, что отходы образующиеся при эксплуатации торгового павильона (твердые отходы) собираются в пакет и передаются ФИО1, как гражданином, совместно с твердыми бытовыми отходами специализированному предприятию, осуществляющему вывоз отходов от многоквартирных домов.

Учитывая фактическое осуществление предпринимателем деятельности с использованием помещений и наличие персонала, образование мусора от бытовых помещений в рассматриваемом случае является очевидным фактом.

Следовательно, к бытовым отходам, вывозку которых осуществляла специализированная организация, относится мусор от бытовых помещений. Таким образом, факт образования этого вида отходов в процессе деятельности заявителя является подтвержденным.

Кроме того, освещение торгового павильона осуществляется люминесцентными (ртутьсодеражащие) лампами. Указанные лампы имеют определенный срок эксплуатации, по истечении которого они подлежат замене. В этом случае лампы, пришедшие в негодность, по смыслу 1 статьи Закона № 89-ФЗ являются отходами производства и потребления. Следовательно, используя в своей деятельности для освещения такое оборудование, предприниматель должен предполагать, что в процессе ее деятельности возникнут соответствующие отходы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в результате деятельности образуются некрупногабаритный несортированный бытовой мусор, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы.

При этом фактическое наличие данных отходов в момент проверки общества, по мнению суда, не освобождает последнего от исполнения обязанности, установленной пунктом 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, поскольку из материалов дела следует, что в процессе деятельности заявителя такие отходы образуются. Следовательно, оспариваемое предписание правомерно закрепляет обязанность заявителя разработать соответствующие паспорта, наличие которых требуется при осуществлении хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786, тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1 класс опасности, 2 - 2 класс опасности, 3 - 3 класс опасности, 4 - 4 класс опасности, 5 - 5 класс опасности).

Таким образом, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 35330100 13 01 1) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4) отнесены к 1 и 4 классам опасности соответственно.

Из пункта 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ следует, что порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Так, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Минприроды России и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, об условиях и о конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 785 утверждена инструкция по заполнению паспорта опасного отхода, согласно которой такой паспорт составляется и утверждается юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (пункт 1). Согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.

Оценивая положения приведенных нормативных правовых актов в их нормативном единстве, суд считает, что административный орган, вынося оспариваемое предписание, правомерно включил в него пункт 2. При этом суд приходит к выводу о наличии у предпринимателя правовой обязанности по его выполнению, поскольку материалами дела установлено, что в процессе деятельности образуются отходы 1 и 4 класса опасности, вследствие чего он соответствует критериям лиц, указанных в статье 14 Закона № 89-ФЗ.

Вместе с тем суд считает незаконным оспариваемое предписание в части включения пунктов 1, 3, 4, предусматривающих провести инвентаризацию объектов размещения отходов; организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; организовать профессиональную подготовку лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами I-IV классов опасности в силу следующего.

Статьей 11 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (в редакции Приказа Минприроды РФ от 09.12.2010 № 541) «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов», правила инвентаризации объектов размещения отходов устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее – объекты размещения отходов). Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.

Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет розничную торговлю ритуальными принадлежностями, и как установлено судом при рассмотрении данного дела не осуществляет деятельность по размещению отходов, которая носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Следовательно, правомерность возложения обязанности на заявителя, установленной в пункте 1 данного предписания, ответчиком не подтверждена.

Исходя из содержания пунктов 1, 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении предпринимателем деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, обязанность по исполнению пункта 3 оспариваемого предписания у предпринимателя отсутствует.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с соответствующими отходами. По смыслу данной нормы наличие указанного допуска предусмотрено в случаях осуществления деятельности по обращению с отходами.

Как установлено в ходе рассмотрения данного дела, в его материалах отсутствуют доказательства, свидетельствующие об осуществлении предпринимателем деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ. Таким образом, обязанность по исполнению пункта 4 оспариваемого предписания у предпринимателя отсутствует.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предписание Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 28.02.2011 № 30/07П-02-11 Р в части пунктов 1, 3, 4.

Руководствуясь статьями 167-170, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предписание Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 28.02.2011 № 30/07П-02-11 Р в части пунктов 1, 3, 4. В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Пятернина Е.С.

Информацию о движении дела можно получить по телефону <***>, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru