Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«26» августа 2021 года Дело № А12-6656/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2021 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лебедева А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой А.С.,
при участии:
от заявителя: представителя ФИО1 по доверенности №11 от 11.01.2021,
от администрации: представителя ФИО2 по доверенности от 25.03.2021,
от Министерства обороны Российской Федерации: представителя ФИО3 по доверенности от 17.11.2020,
от инспекции: представителя ФИО4 по доверенности от 07.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области
при участии в деле третьих лиц: Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки»
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении открытого конкурса по выбору управляющей организации специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, об обязании провести открытый конкурс,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении открытого конкурса по выбору управляющей организации специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по многоквартирным домам, расположенным по адресу: <...>, д.37, д.40, д.45, д.50, д.51, д.70, д.71 и обязании провести открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>, д.37, д.40, д.45, д.50, д.51, д.70, д.71, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Заявление мотивировано тем, что бездействия муниципального органа противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».
В отзыве ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» просило удовлетворить заявления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Администрация в отзыве возражала против удовлетворения заявления, сославшись на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не отнесено к кругу лиц, уполномоченных требовать проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации.
Министерство обороны Российской Федерации в своем отзыве поддержало заявленные требования.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого рассмотрение дела было продолжено.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Минобороны поддержал заявленные требования.
Представитель инспекции представила суду письменные пояснения.
Изучив материалы дела, доводы заявления и отзывов, выслушав представителей, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, дома №№ 2, 37, 40, 45, 50, 51, 70, 71, расположенные по адресу: Волгоградская обл., Светлоярский район, п. Краснофлотск, находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
Управление спорными домами осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на основании договора управления № 3-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017.
Договор управления заключен на период с 01.10.2017 по 01.10.2018, продлен дополнительным соглашением № 11 от 25.09.2018 на период до 01.10.2019, продлен дополнительным соглашением № 17 от 30.08.2019 до 01.10.2020.
В связи с направлением заявления одной из сторон договора управления о его прекращении в адрес другой стороны (№370/У/5/3337 от 25.09.2020), действие договора было прекращено 01.10.2020.
В соответствии с решением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 08.02.2021 многоквартирные дома, указанные в договоре управления, исключены из реестра лицензий Волгоградской области ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 5.1 Устава Светлоярского муниципального района Волгоградской области к закрепленным за сельскими поселениями Светлоярского муниципального района вопросам местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений относится обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 22 Устава к компетенции администрации Светлоярского муниципального района относится осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, настоящим Уставом, решениями Светлоярской районной Думы.
В соответствии со статьей 22.1 Устава администрация Светлоярского муниципального района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом Светлоярского муниципального района и Уставом Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района исполняет полномочия администрации Светлоярского городского поселения.
Полномочия администрации Светлоярского муниципального района в части исполнения администрацией Светлоярского муниципального района полномочий администрации Светлоярского городского поселения определяются Уставом Светлоярского городского поселения и принятыми в соответствии с ним решениями Думы Светлоярского городского поселения (п. 2 Устава).
Администрация Светлоярского муниципального района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Светлоярского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Светлоярского городского поселения федеральными законами и законами Волгоградской области (п. 3).
В связи с вышеизложенным, в адрес администрации Светлоярского городского поселения было направлено письмо № 370/У/5/11-3282 от 02.10.2020 об организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для спорных многоквартирных домов.
Поскольку, как указывает заявитель, администрация не приняла мер по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов, было инициировано настоящее судебное разбирательство.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении правил определения организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса.
Основной целью выбора управляющей организации является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Отсутствие выбора управления указанными многоквартирными домами и бездействие нарушает права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания, а также влечет за собой отсутствие надлежащего содержание общего собственников помещений в многоквартирных домах.
Рассматривая настоящее дело, суд учитывает следующее.
Дефиниция многоквартирного дома дана в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Согласно указанной норме многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. К общему имуществу относится также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включаются: оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.03.2015 № 431-О указал, что под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Данное понимание объекта жилищного строительства согласуется с положениями пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ к жилым домам законодатель также относит жилые дома блокированной застройки, которые представляют собой жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Определением от 03.08.2021 суд обязал сторон провести совместный осмотр спорных домов с указанием их технических и конструктивных характеристик.
В судебном заседании стороны представили акты осмотра от 12.08.2021, согласно которым в домах №№ 2, 50, 51, 70 отсутствует общее имущество, дома имеют индивидуальные системы отопления, газоснабжения и водоснабжения, имеют отдельные выходы на огороженные земельные участки, в домах отсутствуют помещения общего пользования и сформированный земельный участок, входящий в состав общего имущества.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что дома №№ 2, 50, 51, 70 не являются многоквартирными, а представляют собой дома блокированной застройки, в связи с чем к спорным правоотношениям не применимы положения статьей 161, 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии у администрации обязанности по проведению конкурса по выбору управляющей компании (управление указанными домами возможно осуществлять непосредственно собственником).
В указанной части заявленные требования подлежат отклонению.
В актах осмотра от 12.08.2021 указано, что дома №№ 37, 40, 45, 71 являются многоквартирными домами, имеют помещения общего пользования, централизованные системы отопления, сети газоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Также в акте указано, что характер имеющихся повреждения зданий свидетельствует об их аварийности.
Суд акцентирует внимание на том, что отсутствие выбора управления указанными многоквартирными домами и бездействие нарушает права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания, а также влечет за собой отсутствие надлежащего содержание общего собственников помещений в многоквартирных домах
Письмом Минстроя России от 24.04.2015 № 12258-А4/04 рекомендовано органам местного самоуправления и лицензирующим органам в случаях появления многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск «остаться без управления» определить муниципальную организацию, имеющую лицензию на управление многоквартирными домами, ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на период проведения конкурса, объявленного в соответствии с Порядком проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами», и до вступления в силу договора управления, заключенного по результатам такого конкурса.
В спорных МКД более 50% помещений находятся в собственности РФ в лице Министерства обороны России.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, договор управления указанными домами должен был быть заключен с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
Учитывая прекращение договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 20.09.2017 № 3-УЖФ-ЮВО-01, отсутствие решения собственников по выбору иной управляющей организации или иного способа управления, администрация обязана в силу части 4 статьи 161 и части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести открытый конкурс по отбору управляющей организации и назначить управляющую организацию по вышеуказанным объектам жилищного фонда.
Таким образом, бездействие администрации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права управляющей компании, поскольку обязывает ее продолжать деятельность по управлению многоквартирными домами при отсутствии на то оснований на неограниченный срок, затрудняет выбор должного способа управления многоквартирными домами.
То обстоятельство, что в акте осмотра данные объекты имеют признаки аварийности, не имеет значение для рассматриваемого спора, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения органа межведомственной комиссии, органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Ссылка администрации на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является лицом, обладающим легитимацией на обращение с настоящим заявлением, отклоняется судом, поскольку, во-первых, Министерство обороны Российской Федерации (собственник помещений) и ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (субъект права оперативного управления помещениями) поддержали требования заявителя, во-вторых, само по себе бездействие администрации повлекло для заявителя неблагоприятные последствия в виде управления домами после прекращения договорных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непроведении открытого конкурса по выбору управляющей организации специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по многоквартирным домам, расположенным по адресам: <...>
, 45, 71.
Обязать администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области провести открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>, 45, 71, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.М. Лебедев