ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-7291/08 от 17.06.2008 АС Волгоградской области

1

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

Волгоград Дело№А12-7291\08-С24

24.06.2008

Резолютивная часть оглашена 17.06.2008

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Ильинова О.П.

при ведении протокола судебного заседания Ильиновой О.П.

рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Волгограда к Управлению федеральной

антимонопольной службы по Волгоградской области

при участии третьих лиц: Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда, Департамент

муниципального имущества, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», МУ «ЖКХ

Краснооктябрьского района Волгограда», МУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда»,

МУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», МУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда»,

МУ «ЖКХ' Советского района Волгограда», МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда», МУ

«ЖКХ Красноармейского района Волгограда»

о признании недействительными решения от 28.01.2008 и предписания от 28.01.2008 № 930

в судебном заседании приняли участие:

Администрация Волгограда - ФИО1 дов от 27.02.2008

УФ АС - ФИО2 дов от 09.01.2008, ФИО3 дов от 30.05.2008

ДМИ - ФИО4, дов от 24.08.2007

Департамент ЖКХ и ТЭК - ФИО5 дов от 11.12.2007, Стреляна О.А. дов от 29.12.2007

МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», МУ «ЖКХ Краснооктябрьского района

Волгограда», МУ «ЖКХ Тракторозаводского района Волгограда», МУ «ЖКХ Дзержинского

района Волгограда», МУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда», МУ «ЖКХ Советского

района Волгограда», МУ «ЖКХ Кировского района Волгограда», МУ «ЖКХ Красноармейского

района Волгограда» - представители ФИО5

УСТАНОВИЛ:

Управлением федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области вынесено Решение от 28.01.2008г. по делу № 930 о нарушении антимонопольного законодательства, которым установлен факт нарушения администрацией Волгограда ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» 5-ФЗ от 26.07.2006г. По мнению УФАС нарушение выразилось в одобрении типовых уставов муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда Распоряжением № 185-р от 3.2006г., а также их применение для внесения изменений и дополнений в действующие Уставы, в я определения географических границ рынка управления многоквартирными домами, в пределах которых МУ «ЖКХ района Волгограда могут осуществлять деятельность, которые приводят к недопущению конкуренции между «ЖКХ районов Волгограда» и создает возможность каждому из в границах локальных рынков в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения.

Признан факт нарушения администрацией Волгограда ч.З ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» 5-ФЗ от 26.07.2006г., которое выразилось в одобрении типовых Уставов муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда Распоряжением № 185-р от .2006г., а также их применение для внесения изменений и дополнений в действующие Уставы, в наделения Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда правом совмещения функций а местного самоуправления функциями хозяйствующего субъекта.

УФАС по Волгоградской области выдано предписание № 930 о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства посредством

2

внесения в распоряжение № 185-р от 16.03.2006г. «Об одобрении типовых структуры и устава муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства районов Волгограда» и действующие Уставы соответствующих изменений.

Решение УФАС по Волгоградской области от 28.01.2008г. по делу № 930 обосновано тем, что согласно ст. 9 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» обязанность по осуществлению оперативного руководства деятельностью автономных учреждений возлагаются на его исполнительные органы. В этой связи УФАС по Волгоградской области посчитало, что Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда не вправе осуществлять функции по оперативному руководству деятельностью МУ ЖКХ районов Волгограда.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином шит юридическим
лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным
 учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются
собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и
муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает
по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При
недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по
обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономн

учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, За^ 'исключением недвижимого имущества'и особо ценного движимого имущества, закреплбнных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономно­го учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В соответствии с п. 1.10. типового устава МУ «ЖКХ районов Волгограда», одобренного Распоряжением администрации г. Волгограда № 185-р от 16.03.2006г., «Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Согласно выписки из реестра получателей бюджетных средств, предоставленной Департаментом финансов администрации Волгограда МУ «ЖКХ районов Волгограда» являются получателями бюджетных средств.

Таким образом, МУ «ЖКХ районов Волгограда» являются бюджетными учреждениями, а не автономными, и не относятся к виду муниципальных учреждений, особенности правового положения которых определяются Федеральным законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Довод УФ АС по Волгоградской области, о том, что пунктом 2.1. Типового устава МУ ЖКХ районов Волгограда, рынок услуг по управлению многоквартирными домами в границах Волгограда искусственно поделен по административно-территориальному принципу меж^ районами города и тем самым ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов -ЖКХ районов, в доступе на рынок в другой район Волгограда, также не может быть признан законным и обоснованным.

Управление коммунальным и дорожным хозяйством, включая объекты внешнего благоустройства, проведение комплекса работ по благоустройству территории и капитальному ремонту жилищного фонда, управление многоквартирными домами является основной функцией МУ ЖКХ районов Волгограда. Вместе с тем, согласно п. 2.3. типовых уставов МУ ЖКХ районов Волгограда, учреждения может осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26.07.2006г. товарный рынок это - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее -определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с указанным федеральным законом границы товарного рынка определяются не в зависимости от административно-территориального деления, а на основе экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Причем при определении географических границ рынка (как

t

--------------------------- \//г

КОПИЯ п

товарного в узком смысле слова, так и финансового) следует учитывать не только соответствующую возможность (в том числе экономическую и техническую) приобретателя товара, но и целесообразность такого приобретения.

Переданное Администрацией Волгограда, в лице Департамента муниципального имущества имущество закрепляется за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, согласно акту приема-передачи. В состав имущества входят жилой фонд, дороги, тротуары, искусственные сооружения, сети ливневой и дренажной канализации, зеленые насаждения их инженерные коммуникации, объекты внешнего благоустройства, другие объекты, которые территориально расположены в границах определенных районов Волгограда. Таким образом, товарный рынок услуг определен не территориальными границами, а технической и экономической возможностью и целесообразностью оказания услуг по управлению именно имуществом, которое передавалось МУ ЖКХ районов Волгограда при их создании на праве оперативного управления.

Под дискриминационными условиями в силу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует понимать такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. При таких обстоятельствах, условия деятельности МУ ЖКХ районов Волгограда в границах определенного района Волгограда не могут расцениваться как дискриминационные условия доступа на товарный рынок.

Статьей 15 этого же Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать дискриминационного характера акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов, ограничения осуществления ими отдельных видов деятельности.

В силу п. 2 ст. 52 ГК РФ порядок управления деятельностью юридического лица, определяется учредительными документами юридического лица. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Пункт 2.1. типового устава МУ «ЖКХ районов Волгограда» одобренного Распоряжением администрации г. Волгограда № 185-р от 16.03.2006г. предусматривает, что «основными целями деятельности Учреждения является управление коммунальным и дорожным хозяйством, включая объекты внешнего благоустройства, проведение комплекса работ по благоустройству территории и капитальному ремонту жилищного фонда, управление многоквартирными домами (за исключением домов, собственники помещений в которых выбрали способы управления домами, исключившие участие учреждения) в границах района Волгограда».

Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ» гласит, что в соответствии с законом (пункт 1 статьи 49, пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 120, пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью. В силу абзаца второго пункта 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, определяя цели деятельности муниципального учреждения, учредитель вправе определить и территорию на которой эта деятельность будет преимущественно осуществляться.

Постановлением администрации Волгограда от 28.10.2003 г. № 1195 «О функциях Депар­тамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, Департамента городского хозяйства администра­ции Волгограда и Департамента муниципального имущества администрации Волгограда» в функции департамента ЖКХ и ТЭК внесены изменения в части прекращения полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом; созданию, реорганизации и ликвидации муниципаль­ных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Данные функции переданы Департа­менту муниципального имущества. За департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда сохранены функции оперативного и отраслевого контроля, среди которых - оперативное управление жилищно-коммунальным хозяйством.

Постановлением администрации Волгограда от 14 июля 2006 г. N 1499 «О разграничении полномочий между Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда в целях реализации положений Жилищного

кодекса РФ» за Департаментом ЖКХ и ТЭК предусмотрена также функция отраслевого контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе муниципального жилищного фонда. Пунктом 2.2.25 Положения «О департаменте ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда» утвержденного Решением Волгоградской городской думы от 06.02.2008г. № 57/1443, департамент наделен функцией оперативного управления муниципальными учреждениями, входящими в систему Волгограда.

Возложение на Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда обязанности по оперативному руководству деятельностью МУ «ЖКХ районов Волгограда», является одной из основных функций департамента и прямой компетенцией органов местного самоуправления, и соответствует его основной цели создания и деятельности - осуществления руководства и управления многоотраслевым жилищно-коммунальным хозяйством Волгограда (п. 1.2. Решения Волгоградской городской думы от 06.02.2008г. № 57/1443).

Рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами за 2007 год не исследовался, поэтому вывод УФАС о о возможности МУ ЖКХ районов воздействовать в одностороннем порядке на условия обращения товара - является необоснованным.

Также не нашел подтверждения вывод о том, что Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда совмещает функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными, не соответствующими ч.1 ст. 15, п.8 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» 5-ФЗ от 26.07.2006, ст. 120 ГК РФ Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 28.01.2008 по делу № 930 и предписание от 28.01.2008 № 930 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенные в отношении Администрации Волгограда.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию.

:ный суд :ой области ВЕРНА

Гного заседания VI юго состава шин:! Ю.А.

« 01» июля 2008г.

Судья

Ильинова О.П.