Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград
«19» апреля 2017 года Дело № А12-736/2017
Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2017 года, полный текст решения изготовлен 19 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Муравьева А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гузенко А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Мальт 2001» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об устранении пользования земельным участком,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности №237 от 21.12.2015г.,
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 08.02.2017г.,
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мальт 2001» (далее ООО «Мальт 2001», ответчик), с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) (поступили 27 марта 2017 года), об устранении препятствия пользования земельным участком и освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги, путем демонтажа сборно-разборной перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада № 1, расположенного по адресу: <...> со стороны железнодорожного пути 13 «а», а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.000 руб.
Представитель истца просит суд удовлетворить исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении и в возражениях на отзыв. Заявленные требования основаны на статьях 26, 60, 64 Земельного Кодекса Российской Федерации 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы следующими обстоятельствами.
Ответчик по мотивам, изложенным в представленном отзыве, иск не признал, считает его необоснованным и просит суд отказать.
В ходе судебного заседания 11 апреля 2017 года объявлен перерыв до 12 апреля 2017 года до 11 часов 00 минут.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела,
У С Т А Н О В И Л :
22.11.2004г. между истцом и территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области на основании распоряжения от 22.11.2004г. №505-р заключен договор №273 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, а также дополнительные соглашения №1 от 24.11.2005г., №2 от 28.08.2009г. и № 3 от 02.09.2009г. к данному договору.
По данному договору истцу предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0001 площадью 8.007.915,6 кв.м., находящийся по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград для нужд железнодорожного транспорта в границах установленных в кадастровом плане участка.
Истец ссылается на то, что часть указанного земельного участка, в отсутствие правовых оснований занята металлическим ограждением, установленным соседним землепользователем - ООО «Мальт 2001».
Истец полагает, что ответчик нарушает права истца использовать арендованное имущество по своему усмотрению в зоне полосы отвода железной дороги.
Из материалов дела следует, что истец владеет земельным участком на котором установлено спорное ограждение на основании договора №274 от 22.11.2004г. аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Договор аренды зарегистрирован, что подтверждается отметкой на договоре от 23.01.2006г.
Земельный участок, предоставленный администрацией Волгограда ООО «Мальт-2001» в аренду (договор аренды земельного участка № 5416 от 19 августа 2004 года), в дальнейшем заключен договор купли-продажи земельного участка № 3037 от 08.07.20009г., граничит с земельным участком истца, о чем свидетельствуют материалы землеустроительного дела (акт установления и согласования границ земельного участка).
30 июня 2016 года сотрудниками ОАО «РЖД» проведена проверка полосы отвода железной дороги по станции Волгоград-2. В результате проверки установлено, что в полосе на земельном участке в полосе отвода железной дороги в Ворошиловском районе г. Волгограда по станции Волгоград-2 на расстоянии 1.71 метра от оси железнодорожного пути № 13 А, находится металлический ангар. Полоса отвода железной дороги на данном земельном участке составляет 4 метра.
Общая площадь занимаемого участка под металлический ангар составляет 209,3 кв.м. состоящий из сборно-разборная перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада № 1, расположенного по адресу: <...> со стороны железнодорожного пути 13 а.
По результатам проверки был составлен акт.
Наличие металлического ограждения не отрицается ответчиком.
Требование истца об освобождении земельного участка (полосы отвода) от металлического ограждения, направленное ответчику 24.09.2016г., осталось не исполненным. Истец представил акт, из которого следует, что спорная часть земельного участка в полосе отвода не освобождена от ограждения.
Представленные истцом доказательства не опровергнуты ответчиком.
Доказательств, подтверждающих предоставление в установленном порядке ООО «Мальт -2001» земельного участка с кадастровым №34:38:050039:40, расположенным в <...>, для возведенного ограждения из профлистов и опор из металлического профиля протяженностью 209,3 метров, расположенного в полосе отвода железной дороги на расстоянии 1,71 метров от оси главного железнодорожного пути в установленном порядке в материалах дела не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999г. № 2611) пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п.2 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006г. № 611, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ (соответствующие нормы утверждены Приказом Министерства транспорта РФ № 126 от 06.08.2008г.)
Согласно п. 2 ст. 90 ЗК РФ полоса отвода означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали. Подобная дополнительная терминология служит цели уточнения правового режима конкретного земельного участка как объекта земельных отношений.
Доводы ответчика о том, что граница земельного участка, находящегося в аренде у ОАО «РЖД» не установлена, не состоятельны.
Согласно землеустроительного дела на квартал №05-63 от 1994 года, в границе между точками 42-48 земли полосы отвода железной дороги граничат с землями, принадлежащему ООО «Мальт-2001» (ранее ТОО «Южсантехмонтаж»). В акте согласования границ землевладений в квартале № 63 от 19.09.1994 года имеется подпись смежного землепользователя. В акте сдачи границ кадастрового участка № 63 указано, что граница полосы отвода железной дороги проходит между точками 45 и 46 по ограждению. В настоящее время ограждение отсутствует, однако можно с уверенностью сказать, что ограждение располагалось дальше возведенного ответчиком ангара, и не мешало беспрепятственному проезду железнодорожных составов.
Также ОАО «РЖД» в материалы дела была предоставлена кадастровая выписка от 30.01.2015г. о земельном участке с кадастровым номером: 34:34:00 00 00:0001. В пункте 16 указанной выписки кадастровым инженером указано, что граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, обратившись к ОАО «РЖД» за разрешением о строительстве погрузочно-разгрузочной рампы (рампа- которая представляет из себя платформу склада, примыкающая к наружным стенам складского помещения и служащая для проведения погрузочно-разгрузочных работ), ответчик фактически признал, что данное строительство будет затрагивать интересы ОАО «РЖД», поскольку будет проводится на территории полосы отвода железной дороги.
Статьей 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в применимой к рассматриваемым отношениям редакции; далее - Закон N 153-ФЗ) к землям железнодорожного транспорта отнесены земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог было утверждено приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848).
Железные дороги Российской Федерации из закрепленных за ними в постоянное (бессрочное) пользование земель в пределах полосы отвода вправе были предоставлять во временное пользование земельные участки физическим и юридическим лицам, в том числе для иных объектов, не препятствующих бесперебойному функционированию железных дорог при безусловном их соответствии требованиям безопасности движения. Такое предоставление производилось по решению руководства железной дороги по договорам на временное землепользование, заключаемым железными дорогами или входящими в их состав предприятиями.
Землями транспорта, в соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе железнодорожного транспорта. Деятельность организаций и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта обеспечивается предоставлением земельных участков для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Земли железнодорожного транспорта, в силу пункта 1 статьи 9 Закона № 17-ФЗ, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права, предусмотренные ст. 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушение своего права. Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличия права собственности или иного вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении прав собственности, обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Чинимые препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Оценив требования истца и проанализировав представленные сторонами документы, арбитражный суд считает, что ограждение части земельного участка с кадастровым номером кадастровый №34:34:00 00 00:0001 ограничивают возможности истца по использованию представленного земельного участка, нарушают его права и законные интересы как арендатора.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
При указанных обстоятельствах требования истца к ответчику обоснованны и правомерны согласно представленным им документам, отвечающим как материалам дела, так и фактическим обстоятельствам, в связи, с чем подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 04.12.2013 № ВАС-17308, в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2013 № ВАС-9302/13, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2011 № А19-25827/09, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2016 по делу № А32-7154/2015.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Учитывая, что при подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 6.000 руб., что подтверждается платежным поручением №263975 от 21.12.2016г., с общества с ограниченной ответственностью «Мальт-2001» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 8, 9, 65, 70, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мальт 2001» (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить препятствие пользования земельным участком и освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги, путем демонтажа сборно-разборной перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада № 1, расположенного по адресу: <...> со стороны железнодорожного пути 13 а.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мальт 2001» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке главы 34 АПК РФ в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.А. Муравьев
Информацию о движении по делу можно получить по телефону : <***>) 24?76?81, <***>) 24-76-00 (доб. 5152), а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru/.