Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«01» августа 2018г. | Дело №А12-7379/2019 |
Резолютивная часть решения оглашена «25» июля 2018 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лазаренко С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никуличевым Е.В.., рассмотрев в судебном заседании делопо заявлению Министерства спорта Российской Федерации (105064, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Волгоградской городской общественной организации «Футбольный клуб «Олимпия» (400117, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), общества с ограниченной ответственностью «Волгателеком-М» (400012, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), о взыскании средств субсидии,
при участии в заседании представителей:
от истца - ФИО1 – доверенность №36 от 22.04.2019г.,
от ответчика – ФИО2 – доверенность №8 от 17.06.2019г.,
от третьих лиц: от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – ФИО3 – доверенность №29-18-67/24 от 28.12.2018г., ФИО4 – доверенность №29-23-22/02 от 01.07.2019г., от ООО «Волгателеком-М» - ФИО5 – доверенность №30/1 от 10.12.2018г.
УСТАНОВИЛ:
Министерство спорта Российской Федерации (далее - Министерство спорта РФ, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области к Волгоградской городской общественной организации «Футбольный клуб «Олимпия» (далее –ВГОО «ФК «Олимпия», ответчик) о взыскании средств субсидии, использованных не по целевому назначению в размере 493 561,42руб.
Истец Министерство спорта РФ, в лице представителя в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования. Дополнительно указав, что работы по строительному контролю не должны были проводиться, поскольку по Соглашению была предусмотрена только финансовая помощь (обеспечение) мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Тренировочные площадки не являются объектами капитального строительства.
Ответчик ВГОО «ФК «Олимпия», в лице представителя в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с п. 2.1 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Правилами, в которых содержится Перечень, где указан строительный контроль. Подрядчиками выполнялись в том числе работы по созданию интегрированных систем безопасности, которые являются объектом капитального строительства
Представители Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо ООО «Волгателеком-М», в лице представителя в судебном заседании считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 была утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Согласно Программе предусмотрены мероприятия по подготовке и содержанию тренировочной площадки на стадионе «Олимпия», <...> (п.16); подготовке тренировочной площадки, загородный клуб «Олимпия», Волгоградская область, г. Краснослободск, по. 2-я Пятилетка, пер. Рабочий (п.61).
04.05.2017 Министерство спорта РФ, в целях реализации мероприятий, на основании распоряжения Правительства РФ от 25.03.2017 № 551-р, Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета общественной организации на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 900 заключило с ВГОО «ФК «Олимпия» соглашение № 143 о предоставлении Министерством спорта РФ субсидии из федерального бюджета ВГОО «ФК «Олимпия» на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года (далее - Соглашение).
18.04.2018 Министерство спорта РФ и ВГОО «ФК «Олимпия» было заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению № 143 от 04.05.2017.
Согласно п.1.2 Соглашения, субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных Правилами и Соглашением.
По требованиям п.2.2 Соглашения (с учетом дополнительного соглашения) субсидия предоставляется ВГОО «ФК «Олимпия» в 2017-2018 годах в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в размере 80 000 000руб., в том числе в 2017 году в размере 45 022 500руб., в 2018 году в размере 34 977 500руб., по коду классификации расходов бюджетов РФ 77711031330260270632, и используется на финансовое обеспечение мероприятий в соответствии с Перечнем мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемой субсидии из федерального бюджета, согласно Приложению № 1 Соглашения.
Разделом 3 Соглашения № 143 от 04.05.2017 определены права и обязанности Министерства спорта РФ и ВГОО «ФК «Олимпия», согласно которому ВГОО «ФК «Олимпия» обязалось обеспечить целевое использование субсидии, а также достижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных разделом 4 Соглашения (п.3.2.1.4); ВГОО «ФК «Олимпия» обязалось представлять Министерству спорта РФ ежемесячно не позднее 2-го рабочего дня текущего месяца прогноз кассовых выплат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению, ежеквартально , не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ежегодно, не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом): отчет об использовании средств на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, согласно приложению №; 4 к Соглашению; отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии, согласно приложению № 5 к Соглашению; отчеты по формам согласно Инструкции о порядке составления о представления годовой, квартальной и месячной отчетности об использовании бюджетов бюджетной системы РФ; ежегодно, не позднее 30 января года следующего за отчетным годом документы, подтверждающие осуществление расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе копии соглашений, платежных поручений, счетов фактур, накладных и актов выполненных работ, заверенные ВГОО «ФК «Олимпия».
В свою очередь Министерство спорта РФ в соответствии с п.3.1.1.3 Соглашения обязалось проводить проверки соблюдения ВГОО «ФК «Олимпия» целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных Правилами и Соглашением№ 143 от 04.05.2017.
На основании приказа Министерства спорта РФ от 06.11.2018 № 926, во исполнение требований п. 12 Правил и п. 3.1.1.3 Соглашения комиссией Министерства спорта РФ в период времени с 10.11.2018 по 10.12.2018 была проведена проверка соблюдения ВГОО «ФК «Олимпия» целей, условий и порядка использования субсидии.
Из акта проверки ВГОО «ФК «Олимпия» от 16.11.2018, составленного комиссией Министерства спорта РФ следует, что в рамках Соглашения № 143 от 04.05.2017 между ВГОО «ФК «Олимпия» и ООО «Волготелеком-М» был заключен договор № 77 от 21.12.2017 на выполнение работ по устройству интегрированной системы безопасности стадиона «ФК Олимпия», расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 51-ая Гвардейская, 6. Стоимость работ по договору определена в размере 35 611 844,4руб.
Согласно представленным документам со стороны заявителя ООО «Волготелеком-М» были исполнены обязательства согласно условиям договора № 77 от 21.12.2017 по выполнения работ по устройству интегрированной системы безопасности стадиона «ФК Олимпия», расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 51-ая Гвардейская, 6 в полном объёме, что подтверждается представленными суду актами выполненных работ.
В свою очередь ВГОО «ФК «Олимпия» также были исполнены обязательства согласно условиям договора № 77 от 21.12.2017 по оплате выполненных ООО «Волготелеком-М» работ на сумму 31 153 074,48руб.
Вместе с этим в ходе проверки из заключения экспертизы от 28.11.2018 № У35-18.ЭЗ и сводного сметного расчета стоимости выполнения работ по устройству интегрированной системы безопасности стадиона «ФК Олимпия», расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 51-ая Гвардейская, 6 стоимость выполненных работ установлена в размере 31 153,1тыс. руб. Из актов выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 31.05.2018 и № 2 от 31.05.2018 также усматривается, что ответчиком ВГОО «ФК «Олимпия» были приняты и оплачены работы, выполненные ООО «Волготелеком-М» по строительному контролю в размере 493 561,42руб., а также пусконаладочные работы системы охранного видеонаблюдения в размере 2 977 290руб.
Истец Министерство спорта РФ считает, что ВГОО «ФК «Олимпия» субсидия на оплату услуг по строительному контрою за счет средств федерального бюджета в размере 493 561,42руб. в рамках заключенного Соглашения № 143 от 04.05.2017 и требований Перечня мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года не предоставлялась. В связи с чем ВГОО «ФК «Олимпия» были нарушена цели предоставления субсидии в размере 493 561,42руб.
10.12.2018 Министерство спорта РФ в адрес ВГОО «ФК «Олимпия» направило уведомление (требование) о возврате субсидии в размере 493 561,42руб. ВГОО «ФК «Олимпия», не согласившись с требованием о возврате субсидии, 13.12.2018 направило в адрес Министерства спорта РФ возражения относительно заявленных требований о возврате денежных средств.
Поскольку ВГОО «ФК «Олимпия» денежные средства в размере 493 561,42руб., предоставленные в качестве субсидии не возвращены, Министерство спорта РФ обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с вышеназванными исковыми требованиями.
Давая оценку заявленным исковым требованиям, суд исходит из следующего.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
По требования п. 1 ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Из положений ст.306.4Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом последствием нецелевого использования бюджетных средств является их изъятие у неисправного получателя.
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В силу статьи78Бюджетного кодекса Российской Федерациисубсидииюридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услугпредоставляютсяна безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3.1 статьи78Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателямисубсидийусловий, установленных при ихпредоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ от 25.03.2013 № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 № 518 была утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (далее Программа).
Приложением №2 к Программе от 20.06.2013 № 518 распределены средства федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств Программы подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу на строительство и реконструкцию спортивных объектов, а именно на тренировочные площадки, предназначенные для предсоревновательных тренировок, и тренировочные площадки в местах размещения баз команд, предназначенные для проведения тренировочных мероприятий, а также капитальный ремонт, строительный контроль, приобретение оборудования, нефинансовых активов, материальных запасов и содержание имущества, текущий ремонт зданий и сооружений, подведомственных Минспорту РФ бюджетных учреждений, находящихся в непосредственной близости от тренировочных площадок или стадионов.
По требованиям п. 7 ст. 78 БК РФ, В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях реализации мероприятий, на основании распоряжения Правительства РФ от 25.03.2017 № 551-р, Правил предоставления субсидии из федерального бюджета общественной организации на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 900 между Министерством спорта РФ и ВГОО «ФК «Олимпия» было заключено соглашение № 143 от 04.05.2017.
Согласно Приложению №1 к Соглашению определен Перечень мероприятий по подготовке тренировочных площадок для проведения чемпионата мира по футболу 20128 года, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемой субсидии из федерального бюджета, а именно: мероприятия по подготовке тренировочной площадки на стадиона «Олимпия» и подготовке тренировочной площадки загородного клубы «Олимпия» включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу, а также расходов в рамках договоров на поставку товаров, работ и услуг, связанных с реализацией указанных мероприятий; выполнение строительно-монтажных работ, работ по поставке, монтажу. Демонтажу, пуско-наладочных работ по указанному оборудованию и системам.
В соответствии со статьей309Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи310Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом. 3.2.3.1 Соглашения запрещается перечислять средства федерального бюджета на счета, открытые в кредитной организации юридическому лицу, за исключением оплаты фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых является целевые средства, при условии предоставления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, иных документов, предусмотренных государственными контрактами, контрактами учреждений, договорами, соглашениями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств.
Из договора № 00000000777172370002/№77 от 21.12.2017, заключенного между ВГОО «ФК «Олимпия» и ООО «Волготелеком-М» на выполнение подрядных работ следует, что ООО «Волготелеком-М» обязалось выполнить по заданию ВГОО «ФК «Олимпия» и в соответствии с утвержденной проектно-сметной и технической документацией строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту: «Интегрированная система безопасности стадиона «ФК Олимпия», расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 51-ая Гвардейская, 6», сдать результат ВГОО «ФК «Олимпия», а ВГОО «ФК «Олимпия» обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке, предусмотренном Договором от 21.12.2017 № 77.
ВГОО «ФК «Олимпия» и ООО «Волготелеком-М», а также заявителем Министерством спорта РФ в ходе судебного разбирательства не оспаривался факт надлежащего исполнения ООО «Волготелеком-М» принятых на себя обязательств по выполнению работ по устройству интегрированной системы безопасности стадиона «ФК Олимпия», расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 51-ая Гвардейская, 6. Факт выполнения обязательств по договору подтверждается представленными суду актами выполненных работ КС-2 № 1 от 31.05.2018 и № 2 от 31.05.2018.
Из представленных документов, а также письма от 14.12.2018 № 159, направленного ООО «Волготелеком-М» в адрес ВГОО «ФК «Олимпия» установлено, что в рамках исполнения договора от 21.12.2017 № 77 на ООО «Волготелеком-М» были возложены обязательства по строительному контролю, условия оплаты данной услуги определены в сводном сметном расчете «затраты на содержание строительного контроля» и составили 493 561,42руб.
Денежные средства в размере 493 561,42руб. в качестве оплаты за выполнение услуг по строительному контролю были получены ООО «Волготелеком-М», что не оспаривалось ВГОО «ФК «Олимпия» и ООО «Волготелеком-М» в ходе судебного заседания.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объектом капитального строительства являются: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
По требованиям ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации,извещатьзастройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года, Кубка конфедераций 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определено, что строительный контроль в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спора, предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований, проводится в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Оргкомитетом «Россия-2018» или его дочерней организацией на основании соглашений, заключенных с застройщиками или техническими заказчиками. Соглашения заключаются пол формам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Министерство спорта РФ определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утверждающим форму соглашения, заключаемые с застройщиками или техническими заказчиками в целях осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта, предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.
В рассматриваемом случае ВГОО «ФК «Олимпия» соглашение с Министерством спорта РФ в целях осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов спорта не заключало.
Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 (далее - Положение от 21.06.2010 № 468) определены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 и п. 3 Положения от 21.06.2010 № 468, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком по договору для осуществления строительного контроля.
Из п. 13 Положения от 21.06.2010 № 468 также следует, что на объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
С учётом изложенного, из условий договора от 21.12.2017 № 77, соглашения № 143 от 04.05.2017 , а также пояснений сторон в судебном заседании, судом установлено, что работы по строительному контролю должны были быть произведены в силу закона. Тот факт что, данные работы были выполнены ООО «Волготелеком-М», а не Оргкомитетом «Россия-2018» или его дочерней организацией не свидетельствует о нецелевом использовании ВГОО «ФК «Олимпия» средств субсидии по соглашению № 143 от 04 мая 2017 года.
Данные факты подтверждены и актом выездной проверки Управления федерального казначейства от 08 мая 2019 года.
При таких обстоятельствах заявленные требования Министерство спорта РФ о взыскании с ВГОО «ФК «Олимпия» средств субсидии в размере 493 561,42руб. не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Министерство спорта РФ от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в установленные законом сроки.
Судья С.В.Лазаренко