ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-7488/15 от 19.05.2015 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Волгоград                                                                                              Дело №А12-7488/2015

«22» мая 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2015 года

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пантелеевой В.В.,

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой О.В.

При участии в судебном заседании:

От истца – представитель Сычев С.А., доверенность от 11.03.2015 г.,

от ответчика – представитель Уткина А.Ю., доверенность от 15.12.2014 г., Арестова Ю.С., доверенность от 24.12.2014 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Городищенского городского поселения (ОГРН 1053455070998, ИНН 3403020492, 403003, Волгоградская обл., Городищенский р-он, р.п. Городище, Площадь 40 лет Сталинградской Битвы,1) к обществу с ограниченной ответственностью "Водмонтаж" (ОГРН 1023403452445, ИНН 3444078646, 400131, г. Волгоград, ул. Им. Скосырева,5) о взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Городищенского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью «ВОДМОНТАЖ» о взыскании пени по муниципальному контракту № 2012.154597 от 27.11.2012 г. в размере 3287061,95 руб.

Представители ответчика заявленные исковые требования не признали, просили в иске отказать, ссылаясь на отсутствие вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ по муниципальному контракту. Письменный отзыв на иск представлен в материалы дела.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, оценив фактические обстоятельства, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, между Администрацией Городищенского городского поселения (Заказчик) и ООО «ВОДМОНТАЖ» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № 2012.154597 от 27 ноября 2012 года (далее – Контракт).

Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству трехэтажного двухподъездного 30-ти квартирного жилого дома с внешними инженерными сетями в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской  области под «ключ» для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, изложенных в Контракте, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.

В силу пунктов 1.3., 1.5., 3.3.1., 5.2. работы по строительству осуществляются в полном соответствии с условиями Контракта, Сметной документации (Приложение №1), Технического задания (Приложение №2).

Исходя из пункта 2.1. цена Контракта составляет 45503389 рублей 75 копеек.

В соответствии с пунктом 4.1. Контракта Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с момента заключения Контракта и выполнить работы в полном объеме до 15 декабря 2012 года.

Истец утверждает, что работы по Контракту Подрядчиком до настоящего времени не выполнены, просит суд взыскать пени за просрочку выполнения работ за период с 16.12.2012 года по 26.04.2015 года.

Между тем истцом не учтено следующее.

В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Согласно пункту 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил  действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. Кредитор считается  просрочившим также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 408 данного Кодекса.

В связи с чем, должник не может быть привлечен к ответственности кредитором  за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора. Положения пункта 3 статьи 405 и пункта 1 статьи 406 ГК РФ сформулированы императивно, не могут быть изменены соглашением сторон и независимо от их заявлений подлежат применению судами.

Контракт  был  заключен  сторонами  по  результатам  проведения  открытого  аукциона  в  электронной  форме  на  право  заключения  муниципального  контракта  на выполнение работ по строительству трехэтажного двухподъездного 30-ти квартирного жилого дома с внешними инженерными сетями в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области под «ключ» для переселения граждан из аварийного жилищного фонда № 0129300031612000028 от 28 сентября 2012 года в  соответствии  с  порядком, установленным ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд».

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, целями отмеченного закона являются обеспечение единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников  финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии со статьей 5 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ  под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов.

Таким образом, соблюдение процедуры размещения государственного заказа и своевременность заключения государственного контракта напрямую зависят от действий  заказчика по корректному составлению аукционной документации, правильному  рассмотрению заявок участников размещения заказа, согласованию с победителем  торгов условий заключаемого государственного контракта.

На основании пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 41.6 и части 1 статьи 34 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с частью 10 статьи 41.6 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.

Следовательно, условия государственного контракта, заключаемого между заказчиком и участником размещения заказа, определяются одной стороной контракта -заказчиком. Участником размещения заказа устанавливается лишь цена государственного контракта.

При этом в силу прямого указания закона, содержащегося в части 5 статьи 9 ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, при заключении и исполнении контракта не допускается изменение условий контракта, в том числе условий о сроках выполнения работ (подпункт 7 части 4 статьи  41.6) и условий о размере неустойки за просрочку исполнения обязательств  подрядчиком (часть 11 статьи 9).

Как отмечается в Постановлениях Президиума ВАС РФ № 11535/2013 от 28.01.2014 года по делу № А40-148581/2012 и № 5467/2014 от 15.07.2014 года по делу № А53-10062/2013, Закон о размещении заказов (ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ) в основном состоял из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон. Лицо, подписывающее государственный контракт, лишено возможности выразить собственную волю в отношении условий, установленных в проекте контракта, и вынуждено принять это условие путем присоединения к контракту в целом (договор присоединения).

В соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, содержащейся в пункте 9 Постановления от 14.03.2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах», в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору  положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условии на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169  ГК РФ.

Согласно пункту 8 Постановления от 14.03.2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах» в случаях, когда будет доказано, что сторона злоупотребляет своим правом, вытекающим из условия договора, отличного от диспозитивной нормы или исключающего ее применение, либо злоупотребляет своим правом, основанным на императивной норме, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает этой стороне в защите принадлежащего ей права полностью или частично либо применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10  ГК РФ).

Таким образом, участник размещения заказа, заключающий государственный  контракт в порядке, установленном ФЗ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, является слабой стороной договора, которая лишена реальной возможности принимать участие в формировании условий контракта. С учетом изложенного, заказчик, включающий в проект контракта несправедливые договорные условия, злоупотребляет своим правом на одностороннее определение условий контракта, чем существенно нарушает баланс интересов сторон государственного контракта.

В проект муниципального контракта № 2012.154597 от 27 ноября 2012 года Заказчиком были включены несправедливые договорные условия о сроках выполнения работ.

В соответствии с пунктом 4.1. Контракта установлены следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ – с момента заключения контракта; окончание выполнения работ – до 15 декабря 2012 года.

Государственным контрактом конечный срок выполнения работ установлен указанием на конкретную дату, до которой работы должны быть выполнены в полном объеме, то есть продолжительность выполнения работ контрактом не определена. При этом начальный срок выполнения работ поставлен в зависимость от заключения сторонами контракта.

На основании пункта 2.2. Контракта работы выполняются в соответствии с утвержденной Заказчиком проектной документацией (Приложение № 2) и локально-сметной документацией (Приложение № 3), являющейся неотъемлемой часть Контракта.

Учитывая то обстоятельство, что Контракт был заключен между сторонами 27.11.2012 года, предусмотренный Контрактом срок на выполнение работ составляет 19 дней.

Между тем, как следует из  раздела 14 «Проект организации строительства» рабочей документации на объект строительства, а также письма проектной организации ЗАО «Волгоградский Промстройпроект» исх. № 9 от 31.03.2015 года, разработавшей документацию на объект: «Трехэтажный двухподъездный 30-ти квартирный жилой дом с внешними инженерными сетями в р.п. Городище Городищенского района Волгоградской  области под «ключ» для переселения граждан из аварийного жилищного фонда», нормативный срок строительства данного объекта составляет  - 6.5  месяцев (195 дней).

Следовательно, Заказчиком в контракте определен срок строительства объекта на 176 дней меньше, чем это предусмотрено проектной документацией.

Таким образом, Заказчик сократил предоставленный Подрядчику срок для выполнения работ на  90,2 % от нормативного срока выполнения работ на объекте. Своими действиями  Заказчик лишил Подрядчика возможности выполнить работу в срок, установленный контрактом, чем явно нарушил баланс интересов сторон.

В результате действий Заказчика по формированию условий аукционной документации и проекта государственного контракта Подрядчик был поставлен в условия, в которых срок начала выполнения Подрядчиком работ не зависел от Подрядчика; общий срок выполнения работ был значительно (на 176 дней) сокращен, этот срок был объективно недостаточен для выполнения работ в полном объеме и в силу положений части 5 статьи 9 ФЗ 94 не мог быть изменен в процессе исполнения контракта;

Таким образом, ООО «ВОДМОНТАЖ» по независящим от него причинам было лишено возможности соблюдения конечного срока выполнения работ.

В исковом заявлении, уточненном в порядке статьи 49 АПК РФ, Администрация Городищенского городского поселения просит суд взыскать пени за период с 16.12.2012 года по 26.04.2015 года.

В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

На основании пункта 1 и 4 статьи 753 ГК РФ  заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Согласно актам приемки выполненных работ по форме КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подписанных Заказчиком и Подрядчиком без претензий к качеству выполненных работ, Администрацией Городищенского городского поселения приняты работы на сумму 40919658 рублей 78 копеек, что подтверждается КС-2 и КС-3 № 1 от 03.12.2012, № 2 от 25.12.2012, № 3 от 22.02.2013, № 4 от 11.03.2013, № 5 от 25.03.2013, № 6 от 10.04.2013, № 7 от 20.04.2013, № 8 от 08.05.2013, № 9 от 31.05.2013, № 10 от 25.06.2013, № 11 от 26.07.2013, № 12 от 23.08.2013, № 13 от 30.09.2013, № 14 от 28.10.2013, № 15 от 20.12.2013, № 16 от 10.01.2014. Работы на сумму 4583730 рублей 97 копеек на основании пункта 4 статьи 753 ГК РФ приняты Подрядчиком в одностороннем порядке, что подтверждается КС-2 и КС-3 № 17 от 31.03.2014 года.

Заказчиком составлены акт о приемке законченного строительством объекта форма КС-11 от 31.03.2014  года, а также справка, подтверждающая соответствие параметров построенного  объекта, действующим на территории РФ технических регламентов и иных нормативных документов, а также соответствие построенного объекта проектной документации. Объект Заказчиком введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU34503101-73 от 31 марта 2014 года. Следовательно, результат работ Заказчиком фактически принят 31.03.2014 года.

Таким образом, начисление Администрацией Городищенского городского поселения пени по Контракту за прострочку выполнения работ до 26.04.2015 года не обосновано.

В  процессе выполнения работ по Контракту у Подрядчика неоднократно возникали вопросы, требующие согласования с Заказчиком и принятия им соответствующего решения о способе выполнения работ, внесении изменений в проектную документацию и прочее. Проектная и иная техническая документация представлялась Подрядчику с существенными задержками, что привело к значительным простоям в выполнении отдельных этапов работ на объекте.

На основании пунктов 1.3., 1.5., 3.3.1., 5.2. работы по строительству осуществляются в полном соответствии с условиями Контракта, Сметной документации (Приложение №1), Технического задания (Приложение №2).

В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

На момент заключения Контракта с ООО «ВОДМОНТАЖ» в распоряжении Заказчика отсутствовала проектная документация на строительство означенного многоквартирного дома. Извещение № 0129300031612000032 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию жилого дома и устройству сетей было размещено Администрацией Городищенского городского поселения 22.11.2012 года. Контракт на проектирование был заключен с ЗАО «Волгоградский Промстройпроект» 12.12.2012 года.

Между тем контракт с ООО «ВОДМОНТАЖ» на строительство данного дома заключен 27.11.2012 года, т.е. на 16 дней раньше, чем заключен контракт на проектирование.

Работы по проектированию велись подрядной организаций с просрочкой. В полном объеме проектирование закончено только 19.04.2013 года.

Таким образом, на момент начала и окончания выполнения работ по строительству означенного многоквартирного дома,  в распоряжении Администрации Городищенского городского поселения отсутствовала проектная документация, необходимая для выполнения строительных работ на объекте.

 Проектная документация на строительство многоквартирного дома выдавалась Заказчиком Подрядчику по частям, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела накладные о передаче технической документации № 008 от 13.02.2013 года, № 19 от 04.04.2013 года, № 27 от 23.04.2013 года, письма о приостановке выполнения работ на объекте исх. № 87 от 30 ноября 2012 года, № 1 от 09 января 2013 года, № 15 от 29 января 2013 года, № 12 от  12 февраля 2013 года, № 18 от 14 февраля 2013 года, № 58 от 20 августа 2013 года, № 91 от 09 сентября 2013 года, № 97 от 14 октября 2013 года, № 123 от 09 декабря 2013 года, № 35 от 12 февраля 2014 года  о предоставлении проектной и иной технической документации, о согласовании отдельных решений и одновременно о приостановке работ на объекте.

Кроме того, согласно акту передачи проектная документация (раздел водоснабжение) зарегистрирован администрацией 29.05.2013 года, т.е. за пределами срока выполнения работ по Контракту. Более того, технические условия на тепловые сети переданы Заказчиком Подрядчику  20.01.2014 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;  возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Как следует из статьи 328 ГК РФ, в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.

В силу статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Как следует из пункта 3 статьи 405 ГК РФ, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

На основании пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Таким образом, требование Администрации Городищенского городского поселения взыскании о пени  с ООО «ВОДМОНТАЖ» в заявленном размере за просрочку выполнения работ по Контракту не подлежит удовлетворению, поскольку вина Подрядчика в нарушении конечного срока выполнения работ отсутствует.

На основании  изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                 В.В.Пантелеева