Арбитражный суд Волгоградской области |
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
04 марта 2020 года Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2020 Решение суда в полном объеме изготовлено 04.03.2020 | Дело № А12-7617/2019 |
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Л.В. Костровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Г. Ломакиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Волгоградской городской общественной организацией инвалидов «Луч Надежды» (далее – ИНН 3441015990, ОГРН 1053400002567) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по №9 по Волгоградской области (ИНН 3442075777, ОГРН 1043400221150), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127) об отмене решений налогового органа,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2020г.,
от налоговых органов – ФИО2 по доверенности от 30.12.2019, от 09.01.2020.
ВГООИ «Луч Надежды» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 09-16/18840 от 21.08.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; УФНС России по Волгоградской области № 1282 от 07.12.2018.
Налоговые органы с требованиями заявителя не согласны, полагают, что доначисление налога произведено организации правомерно.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Управлением установлено, что 15.01.2018 организация ВГООИ «Луч надежды» представила в Межрайонную ИФНС России №9 по Волгоградской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год (регистрационный номер декларации 48339473), в которой по строке 021 Раздела 1 «Исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» с учетом заявленной налогоплательщиком льготы отражена сумма ноль рублей.
Согласно информации, имеющейся в налоговом органе, ВГООИ «Луч надежды» на праве постоянного (бессрочного) пользования с 08.12.2008 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: 400006, <...> Зелинского, 12, кадастровый номер участка - 34:34:010036:26, площадь земельного участка – 57 509 кв.м., кадастровая стоимость - 51 160 006,40 руб., категория земель - земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, разрешенное использование земельного участка – база центральная.
По результатам камеральной проверки, установлена неуплата ВГООИ «Луч надежды» земельного налога за 2017 в результате неправомерного применения организацией льготы на основании п. 5 ст. 395 НК РФ в размере 767 400.00 рублей, содержащая состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. По факту выявленного нарушения налогового законодательства, инспекцией, 28.04.2018 составлен акт налоговой проверки № 09-16/40264, который получен Президентом ВГООИ «Луч надежды» ФИО3 лично.
Решением инспекции № 09-16/18840 от 21.08.2018 организация привлечена к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 38370 руб. Кроме того, заявителю доначислены земельный налог в размере 767400 руб., пени в размере 91408,53 руб.
Не согласившись с решением инспекции, организация обжаловала его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России пол Волгоградской области от 17.12.2018 №1282 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов, организация обратилась с заявлением в Арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
По мнению заявителя, льготы по земельному налогу за 2017 год использовалась им правомерно.
Инспекция, управление против удовлетворения заявления возражают, полагают, что материалами проверки, а также приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 14.10.2019 по делу №1-48/2019 установлено неправомерное применение организацией льготы по земельному налогу.
Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что выводы налоговых органом в правомерном доначислении налога, пени являются правомерными.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статьей 395 НК РФ определены налоговые льготы для налогоплательщиков, в частности, от уплаты налога освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Согласно ст. 117 ГК РФ общественные организации являются некоммерческими организациями.
При этом в собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.12.1999 № 18-П высказал правовую позицию о том, что освобождение от уплаты обязательных платежей как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам, поэтому не может зависеть от статуса общественной организации.
Таким образом, любые, а не только общероссийские, общественные организации инвалидов должны иметь равные возможности получения такой поддержки.
Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Кроме того, государство предоставляет общественным организациям инвалидов ряд налоговых преференций для создания более благоприятных условий их деятельности.
Так, а частности, Налоговым кодексом установлено, что общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности (ст. 395 НК РФ).
Как установлено в ходе проверки, ВГООИ «Луч надежды» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области с 17.10.1997 по адресу регистрации: 400006, Россия, <...> Зелинского, 12а и является общественной организацией инвалидов.
Согласно сведениям, представленным органами Росрегистрации в налоговый орган, ВГООИ «Луч надежды» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:010036:26, расположенный по адресу: 400006, Россия, <...> Зелинского, 12 и разрешенным использованием «БАЗА ЦЕНТРАЛЬНАЯ».
В ходе налоговой проверки инспекцией в адрес ВГООИ «Луч надежды» было выставлено требование от 28.03.2018 № 09-12/31633 о представлении документов для подтверждения льготы в размере 767 400.00 рублей, заявленной организацией в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 на основании п. 5 ст. 395 НК РФ в виде освобождения от уплаты земельного налога.
В ответ на данное требование налогоплательщиком представлены документы – список членов ВГООИ «Луч надежды», имеющих инвалидность в количестве 63-х человек с приложением копий справок медико-социальной экспертизы, копия свидетельства о государственной регистрации права от 08.12.2008 на земельный участок с кадастровым номером 34:34:010036:26, копия письма о направлении межевого плана в кадастровую палату, копия отчета о проведенных мероприятиях ВГООИ «Луч надежды» за 2017 год.
Вместе с тем, документы и доказательства, свидетельствующие об использовании земельного участка в уставных целях организацией не представлены.
По представленным налогоплательщиком копиям справок МСЭК физических лиц, являющихся членами организации в проверяемом периоде, в ходе мероприятий налогового контроля инспекцией установлено неправомерное включение в список инвалидов - 6 физических лиц. Указанные лица на основании сведений из информационного ресурса налогового органа являются умершими в периодах, предшествующих 2017 году и, следовательно, не могли являться членами организации в 2017 году.
Учитывая выявленные несоответствия, в целях вынесения законного и обоснованного решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, налоговым органом 29.06.2018 приняты решения: № 09-16/629 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и № 09-16/515 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых в соответствии со ст. 90 НК РФ инспекцией направлены повестки о вызове на допрос в качестве свидетелей 50 членам организации (за исключением умерших и иногородних) согласно списку из 63 членов, представленному в инспекцию ВГООИ «Луч надежды», а также бывшему помощнику руководителя организации. По факту явки 26 свидетелей составлены протоколы допросов.
Кроме того, в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, в соответствии со ст. 23, 31, 88, 93 НК РФ инспекцией в адрес организации направлено требование от 12.07.2018 № 09-12/33763 о представлении уточненного списка членов ВГООИ «Луч надежды» на 2017 год с указанием на необходимость одновременного представления копий справок медико-социальной экспертизы, а также документов, подтверждающих использование земельного участка с кадастровым номером 34:34:010036:26 для осуществления уставной деятельности.
Уточненный список членов общества за 2017 год и пояснения по использованию земельного участка с приложением копий документов были представлены налогоплательщиком в инспекцию сопроводительным письмом от 01.08.2018 № 6 (вх. от 03.08.2018) только по окончании дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенных до 30.07.2018.
По результатам анализа представленного уточненного списка установлено, что количество членов ВГООИ «Луч надежды» в данном списке по сравнению с первоначально представленным увеличено организацией с 63 до 86 человек. При этом, отдельные физические лица, включенные в первоначальный список, заменены другими лицами. Также определено, что из числа указанных в уточненном списке членов ВГООИ «Луч надежды» 8 физических лиц, по данным уполномоченного органа, являются умершими в период с 2011 по 2017 годы: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО5; 7 физических лиц (ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17) по результатам проведенных допросов не подтвердили факт своей причастности к организации ВГООИ «Луч Надежды» в 2017 году.
В то же время, по вновь включенным в представленный уточненный список инвалидам - членам организации в количестве 26 человек установлено следующее:
- включен умерший в 2013 году инвалид (ФИО10);
- искаженное указание фамилии члена Общества (ФИО18), по которому ранее представлялись документы как ФИО19, неверное указание фамилии (ФИО20);
- по 2 физическим лицам организацией неверно указано имя и отчество (ФИО21, ФИО22);
- в отношении физического лица ФИО23 представлена не читаемая копия справки МСЭК, на основании которой невозможно сделать какой-либо вывод о наличии имеющейся группы инвалидности и дате ее подтверждения, при отсутствии иных подтверждающих документов в отношении данного лица;
- по 6 физическим лицам (ФИО24 Бахадир, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28), вновь вступивших в организацию в 2017 в представленных документах не указан год рождения, а также полное имя и отчество, что не позволяет налоговому органу достоверно идентифицировать и подтвердить либо не подтвердить их социальный статус для получения организацией льготы по налогу на землю. Одновременно, следует отметить, что по указанным 6 лицам копии заявлений и справок МСЭК представлены ВГООИ «Луч надежды» в налоговый орган только 20.08.2018, т.е. за 1 день до вынесения решения.
Кроме того, согласно п. 4.3 Устава ВГООИ «Луч надежды» прием в члены организации осуществляется Правлением организации на основании письменного заявления вступающего. Однако, в нарушение вышеуказанного положения, установлены факты отсутствия подписей в заявлениях, представленных организацией для камеральной проверки.
Совокупность изложенных фактов, как правомерно установила инспекция, свидетельствует об отсутствии у ВГООИ «Луч надежды» достоверной информации о количестве и составе физических лиц являющихся членами организации. В ходе мероприятий налогового контроля перечень таких лиц неоднократно изменялся налогоплательщиком. Более того, в составе указанных лиц налогоплательщиком представлялась информация как об умерших ранее лицах, так и лицах, которые не выражали свое волеизъявление на вступление в члены ВГООИ «Луч надежды», не писали соответствующих заявлений. При этом, часть анкетных данных о физических лицах, представленных организацией для налоговой проверки не подлежала идентификации по различным основаниям (несоответствие года рождения, места рождения, имени отчества и т.д.), что не позволяло подтвердить факт участия данных лиц в ВГООИ «Луч надежды».
Таким образом, в ходе проверки инспекцией установлено, что из числа 86 заявленных ВГООИ «Луч надежды» участников, 53 фактически не могли быть признаны членами организации, из 86 заявленных ВГООИ «Луч надежды» участников, количество инвалидов составило 33 человека или 38,4 %.
Суд отмечает, что доказательств, опровергающих доводы инспекции в указанной части, организацией суду не представлено.
Инспекция суду пояснила, что на фиктивность представленных к проверке списков членов организации указывают также показания, полученные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля от УМВД России по г. Волгограду.
Так, в частности, допрошенный сотрудниками правоохранительных органов социальный работник ТЗР ВОИ г. Волгограда ФИО29, контактировавший с инвалидами по роду своей деятельности, в ходе допроса сообщил, что ему от ФИО3 в 2008 году поступило предложение о создании общества инвалидов, которое и было создано на территории автобазы - ВГООИ «Луч надежды». ФИО3 было обещано оказывать спонсорскую помощь инвалидам ВОИ ТЗР г. Волгограда и вступившим в его организацию ВГООИ «Луч Надежды» инвалидам, кроме того, проводить различные социальные мероприятия, оказывать различные материальные и нематериальные услуги. Также ФИО29 показал, что при вступлении членов общества инвалидов Тракторозаводского района г. Волгограда в ВГООИ «Луч надежды» ФИО3 снимались светокопии паспортов и справок об инвалидности с вступивших в ВГООИ «Луч надежды» членов. Кроме того, ежегодно ФИО3 звонил ФИО29 и просил предоставить сведения о прошедших в прошлом году мероприятиях общества инвалидов ТЗР г. Волгограда, за что обещал ФИО29 и обществу инвалидов Тракторозаводского района г. Волгограда спонсировать мероприятия общества. Со слов ФИО29 список мероприятий общества инвалидов ТЗР г. Волгограда был необходим ФИО3 для представления налоговой отчетности от лица ВГООИ «Луч надежды». Одновременно с этим, ФИО29 пояснил, что каждые 2-3 года ФИО3 приносил ему различные документы на подпись, но имея проблемы со зрением, ФИО29 не всегда мог прочитать данные документы, а также полностью доверял ФИО3, потому что он обязывался оказывать спонсорскую помощь инвалидам Тракторозаводского района г. Волгограда, которые также состоят в ВГООИ «Луч Надежды».
Кроме того, в ходе проверки инспекцией установлено, что организацией заявлена льгота в отношении земельного участка, не использовавшегося в проверяемом периоде для осуществления уставной деятельности.
Допрошенные в ходе мероприятий налогового контроля члены организации факты проведения ВГООИ «Луч надежды» культурно-массовых мероприятий в интересах инвалидов-участников, либо факты оказания инвалидам-участникам какой-либо помощи не подтвердили.
Налогоплательщиком документальные доказательства участия инвалидов-членов организации в культурно-массовых мероприятиях, либо доказательства оказания инвалидам-участникам какой-либо помощи в налоговый орган не представлены.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля по запросу налогового органа Администрацией Тракторозаводского района произведен осмотр территории земельного участка по адресу: <...> Зелинского 12. Согласно имеющемуся в материалах проверки Акту обследования земельного участка от 30.07.2018 следует, что на осматриваемой территории расположен объект недвижимого имущества - автомойка, в отношении которой ВГООИ «Луч надежды» представлены пояснения и документы, подтверждающие, что работа автомойки была прекращена в связи с прекращением 16.03.2016 подачи воды на территорию организации.
Более того, допрошенная в ходе камеральной налоговой проверки ФИО1, выполнявшая в проверяемом периоде поручения ФИО3 в части подготовки налоговой отчетности по организации ВГООИ «Луч надежды» пояснила, что в период с апреля 2015 по март 2018 работала в УК «Волга-КомСервис», руководителем которой являлся ФИО3 и в рамках осуществления трудовой деятельности в УК «Волга-КомСервис» ФИО1 выполняла поручения ФИО3 в том числе и в части подготовки налоговой отчетности по организации ВГООИ «Луч надежды». По утверждению ФИО1, членов общества инвалидов на территории по адресу <...> Зелинского, 12 в 2015-2017гг не было; культурно-массовые мероприятия не проводились; земельный участок организацией в интересах инвалидов не использовался, а использовался только в интересах руководителя ФИО3 (например, имеющийся на территории курятник, деревянные срубы, которые являются баней и привезены ФИО3 с дачи). Кроме того, согласно показаниям ФИО1, руководитель ВГООИ «Луч надежды» ФИО3 получал необоснованную выгоду от использования земельного участка, в частности от продажи излишков продуктов животноводства с птичьего двора (яйца, мясо птицы) местным арендаторам гаражей; от стоянки грузовых машин и автомойки (до отключения воды), на которой мылись данные грузовые автомобили; от сдачи в аренду гаражей за 20 тыс. рублей с каждого бокса.
Налогоплательщиком документальные доказательства, подтверждающие использование спорного земельного участка в интересах инвалидов, также не представлены.
Кроме того, суд отмечает, что Приговором Краснооктябрьского районного суда от 14.10.2019 по делу 1-48/2019 Президент ВГООИ «Луч надежды» ФИО3 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 199 и ч.1 327 УК РФ.
ФИО3 в рамках уголовного дела вменяется в вину неправомерное не исчисление земельного налога за 2014-2016 г.г. от использования земельного участка, расположенного адресу: г. Волгоград, ул. имени академика Зелинского, д. 12 «а» путем включения в налоговые декларации по земельному налогу заведомо ложных сведений.
Кроме того, судом установлено, что ФИО3, являясь президентом ВГООИ «Луч Надежды», совершил подделку иного официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей.
ВГООИ «Луч Надежды» с 01.01.2014 предоставляет социальные услуги без обеспечения проживания престарелым и инвалидов и имело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, ул. имени академика Зелинского, д. 12 «а» (на основании свидетельства о регистрации права от 08.12.2008 34АБ №003497, выданного управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Волгоградской области), с кадастровым номером № 34:34:010036:26 и кадастровой стоимостью: на 01.01.2014 - 920 671 932,62 руб., на 01.01.2015 - 920 671 932,62 руб. и на 01.01.2016 — 51 160 006,4 руб.
ФИО3, понимая, что в случае осуществления на земельном участке, расположенном по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, ул. имени академика Зелинского, д. 12 «а», принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования мероприятий, посвященных досугу инвалидов, ВГООИ «Луч Надежды» освобождается от уплаты земельного налога, создал видимость проведения данного рода мероприятий с инвалидами, для получения формальных оснований для применения налоговой льготы.
Действуя в рамках своего преступного умысла ФИО3, открыто игнорируя свои налоговые обязанности, в указанный период давал указания ФИО30 и ФИО1, не осведомленным о преступных намерениях ФИО3 и оказывающим бухгалтерские услуги по устной договоренности с ним, вносить в налоговые декларации по земельному налогу за период 01.01.2014 по 31.12.2016, не соответствующие действительности сведения относительно сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и сумм налоговых льгот.
В продолжение своего преступного умысла, ФИО3 после подачи налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, понимая, что для подтверждения правомерности использованной им налоговой льготы по земельному налогу, в МИ ФНС №9 России по Волгоградской области необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы, после получения требования от 28.03.2018 №09-12/31633 дал указание ФИО31, не осведомленной о преступных намерениях ФИО3, составить отчет о мероприятиях за 2017 год о якобы проведенных на данном земельном участке, используя сведения о реально проведенных мероприятиях с инвалидами вне указанной территории.
ФИО31, находясь по адресу: <...> Зелинского, д. 12 «а», по указанию ФИО3 составила фиктивный отчет, где указала не действительное место их проведения, а территорию ВГООИ «Луч Надежды» по указанному выше адресу. Отчет о проведенных мероприятиях ВГООИ «Луч Надежды» за 2017г. выполнен в произвольной форме с указанием якобы проведенных на указанной территории мероприятий с членами общества. Составленный отчет ФИО31, по указанию ФИО3, подписала при использовании имеющегося у нее факсимиле ФИО3, поставила печать ВГООИ «Луч Надежды», после чего предоставила его для подтверждения налоговой льготы в МИ ФНС №9 России по Волгоградской области.
Согласно составленному отчету о проведенных мероприятиях, ВГООИ «Луч Надежды» за 2017 года, возглавляемая ФИО3 организация, якобы на территории по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводский район, ул. им. академика Зелинского, д. 12 «а» проводила мероприятия для инвалидов - членов ВГООИ «Луч Надежды».
Составленный заведомо подложный документ для подтверждения обоснованности применения налоговой льготы ВГООИ «Луч Надежды» за 2017 год представлен по указанию ФИО3 ФИО31 11.04.2018 в МИФНС №9 России по Волгоградской области, расположенную по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. Ленина, д. 67 «а».
Таким образом, в силу ст. 69 АПК РФ обстоятельства использования в 2017 году земельного участка и обстоятельства изготовления поддельного документа об использовании установлены вступившим в законную силу приговором районного суда, не подлежат повторному доказыванию.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд полагает, что решение инспекции в части доначисления налога, пени является обоснованным. Правильность расчета налога, пени судом проверена.
Существенных нарушений налогового законодательства при вынесении оспариваемого решения налоговым органом не допущено.
В силу положений п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний налоговым органом может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Не доверять показаниям свидетеля у налогового органа не было оснований, так как свидетели в соответствии с законодательством были предупреждены об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Кроме того, показания свидетелей исследовались в совокупности с иными доказательствами по делу.
Доводы заявителя о том, что при принятии решения инспекцией не были учтены представленные ВГООИ «Луч надежды» пояснения являются несостоятельными.
Инспекция пояснила, что наряду с вышеуказанным пояснением от 01.08.2018 при принятии решения были учтены и другие пояснения организации, в том числе представленные по окончании срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля от 07.08.2018 № 7, от 09.08.2018 № 8, от 14.08.2018 № 12.
При указанных обстоятельствах доводы заявителя о том, что организация была лишена возможности дачи дополнительных пояснений и представления дополнительных доказательств, являются несостоятельными.
Доводы организации о нарушении инспекцией положений п. 14 ст. 101 НК РФ являются несостоятельными.
Согласно требованиям п. 14 ст. 101 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу прямого указания закона к таким существенным нарушениям относится: непредставление возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения; иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В рассматриваемом случае, по факту выявленного нарушения налогового законодательства инспекцией 28.04.2018 составлен акт налоговой проверки № 09-16/40264, который получен Президентом ВГООИ «Луч надежды» ФИО3 лично.
В силу положений п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Кроме того, согласно норм ст. 101 НК РФ, налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) вправе участвовать в процессе рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) материалов налоговой проверки.
В соответствии с положениями указанной нормы Налогового кодекса, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
В данной ситуации извещение от 25.05.2018 № 09-12/2142, содержащее информацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, было направлено в адрес ВГООИ «Луч надежды» заказным почтовым отправлением, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 30.05.2018.
Извещение от 15.07.2018 № 09-12/2291, содержащее информацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, было направлено в адрес ВГООИ «Луч надежды» заказным почтовым отправлением 20.07.2018, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 17.07.2018 и квитанция от 20.07.2018 об отправке заказного письма. Согласно информации, имеющейся на официальном сайте ФГУП «Почта России» электронный сервис «поиск по почтовому идентификатору» указанное почтовое отправление получено адресатом 24.07.2018.
Таким образом, ВГООИ «Луч надежды» было обеспечено право, предусмотренное п. 5 ст. 101.4 НК РФ на подачу письменных возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также в соответствии с положениями п. 7 ст. 101.4 НК РФ обеспечена возможность участия в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Доводы заявителя о нахождении на спорном земельном участке зданий и сооружений, принадлежащих на праве личной собственности третьим лицам, об отсутствии у него обязанности по уплате земельного налога не свидетельствуют.
Согласно с п. 1 ст. 388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования возникает у организации и у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка, на что указывают п. 1 ст. 131 ГК РФ. Доказательством существования зарегистрированных соответствующих прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для проведения мероприятий налогового контроля, в подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, ВГООИ «Луч надежды» в инспекцию была представлена копия Свидетельства о государственной регистрации права, выданной ВГООИ «Луч надежды» 08.12.2008, на земельный участок площадью 58 100 кв.м с кадастровым номером 34:34:010036:26, расположенный по адресу: Россия, <...> Зелинского, д. 12 с указанием категории земель – земли населенных пунктов, база центральная и вида права - постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно сведениям, представленным в инспекцию ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области в рамках статьи 85 НК РФ, ВГООИ «Луч надежды» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:010036:26, расположенный по адресу: 400006, Россия, <...> Зелинского, 12 и разрешенным использованием «БАЗА ЦЕНТРАЛЬНАЯ».
Суд отмечает, что заявитель, ссылаясь на нахождение на спорном участке зданий и сооружений, принадлежащих на праве личной собственности третьим лицам, доказательств, подтверждающих размер площади земельных участков, занятых указанными объектами, а также соответствующий расчет земельного налога не представил.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований общества о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области.
Пленум ВАС РФ в пункте 75 Постановления № 57 разъяснил, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривая в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Из материалов дела усматривается, что решением УФНС решение инспекции в оспариваемой части оставлено без изменения; в исковом заявлении отсутствуют доводы о нарушении управлением процессуальных норм при вынесении ненормативного акта.
Таким образом, решение управления не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку оно не является новым решением и не дополняет решение инспекции.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение сторон, суд полагает, что решение инспекции в части определения ИФНС размера штрафа без учета положений ст.ст. 112, 114 НК РФ подлежат признанию недействительным.
В соответствии со ст. 112 п. 4 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса.
В силу ст. 114 п.3 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, инспекцией при принятии решения исчислен размер налоговых санкций по п.1 ст. 119 НК РФ без исследования обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. В этой связи суд расценивает оспариваемое решение налогового органа в указанной части как вынесенное с нарушением ст. 101 НК РФ.
С учетом выявленных по делу смягчающих обстоятельств – социальная направленность деятельности организация, наличие поощрений, грамот, свидетельствующих о ведении в настоящее время активной уставной деятельности, подлежит снижению не менее, чем в два раза.
Суд принимает во внимание, что в отличие от уголовного законодательства, штраф в налоговом законодательстве является не наказанием (карой), а мерой ответственности, не преследует цели исправления виновного и предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что сумма штрафа за совершенное правонарушение должна быть снижена до 1370 рублей, который он полагает справедливым, вследствие чего решение в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 37000 рублей подлежит признанию недействительным. Взыскание в ответчика штрафа в полной сумме являлось бы чрезмерным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167,171, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Волгоградской городской общественной организацией инвалидов «Луч Надежды» удовлетворить в части.
Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по №9 по Волгоградской области от 21.08.2018 №09-16/18840 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 37 000 руб.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Кострова Л.В.