АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград Дело № А12-7624/2010
«10» июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда – ФИО1, руководитель юридической группы, доверенность от 05.04.2010 года № 95;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области – не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя);
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании незаконными действий управления, выразившихся в несогласовании реализации автотранспортного средства, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда, и об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области согласовать реализацию автотранспортного средства ВАЗ 21043, государственный номер <***>, 2002 года выпуска, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда.
В представленном отзыве на заявление Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области при рассмотрении дела полагается на усмотрение суда.
Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда письмом от 25.02.2010 года № 1008/02 обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области с предложением дать разрешение на реализацию автомобиля ВАЗ 2104, регистрационный знак <***>, 2002 года выпуска, принадлежащего управлению на праве оперативного управления в связи с дорогостоящим ремонтом и экономически невыгодным содержанием.
Письмом от 03.03.2010 года № 08/2457 за подписью руководителя Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области сообщило о невозможности согласования реализации автотранспортного средства, ссылаясь на отсутствие в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденном приказом Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, полномочия территориального управления на согласование реализации автотранспортных средств, находящихся на балансах федеральных государственных учреждений.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным законодательством, в том числе Положением о Пенсионном фонде России, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд в Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1). При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (как самостоятельно, так и с согласия собственника). В то же время собственник также лишен возможности самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждением.
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432,Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно приказу Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 19.05.2009 года № 137 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 05.11.2008 года № 344 «О порядке рассмотрения Федеральным агентством по Управлению государственным имуществом обращений по вопросам списания федерального имущества» установлено что территориальные органы Федерального агентства по Управлению государственным имуществом самостоятельно принимают решения о согласовании списания федерального движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, за исключением движимого имущества, закрепленного за территориальными управлениями Росимущества, а также об утилизации объектов движимого имущества, составляющего имущество государственной казны Российской Федерации.
Таким образом, при возникновении необходимости отчуждения имущества учреждение должно обратиться в федеральный орган по управлению государственным имуществом или его территориальный орган, выступающие в данных отношениях от имени собственника федерального имущества.
При обращении о согласовании реализации автомобиля письмом от 25.02.2010 года № 1008/02 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда представлены документы, предусмотренные приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области от 08.06.2009 года № 8 «Об утверждении порядка согласования списания и реализации федерального имущества».
С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области в согласовании Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда реализации автотранспортного средства.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившихся в несогласовании реализации автотранспортного средства, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда, и об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области согласовать реализацию автотранспортного средства ВАЗ 21043, государственный номер <***>, 2002 года выпуска, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда удовлетворить.
Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившиеся в несогласовании реализации автотранспортного средства, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда, как несоответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области согласовать реализацию автотранспортного средства ВАЗ 21043, государственный номер <***>, 2002 года выпуска, принадлежащего на праве оперативного управления Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через суд, вынесший решение.
СУДЬЯ Е.В. Пономарева