ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-7662/17 от 27.06.2017 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Волгоград

Резолютивная часть оглашена «27» июня 2017г.

Полный текст изготовлен «03» июля 2017г.

Дело №А12-7662/2017

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Суханова А.А., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Кравченко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет финансов Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 400131, <...>),

при участии в  судебном заседании:

от истца – ФИО3, представитель по доверенности от 01.04.2017г.

от ответчика – ФИО4, представитель по доверенности от 13.10.2013г.;

от третьего лица - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее-истец)  к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (далее-ответчик) о взыскании суммы причиненного вреда в размере 1 675 450 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченКомитет финансов Волгоградской области.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика полагал требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве.

Третье лицо представителя в судебное заседание не направило, мотивированного отзыва на требования не представило, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом уведомлено надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что исковые требования  не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров и соответствующего нормативного правового регулирования в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 года №680-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы» Правительство Волгоградской области постановлением от 05.03.2013 №97-п утвердило Порядок предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее именуются - сельскохозяйственные товаропроизводители), за счёт собственных средств областного бюджета и (или) за счёт средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, а также организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и племенным предприятиям по хранению и реализации семени племенных быков-производителей (далее именуются - организации) за счёт собственных средств областного бюджета.

Пунктом 4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на поддержку следующих направлений племенного животноводства: на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы; за реализацию семени племенных быков-производителей; на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка (телок и нетелей, ярок, суточного молодняка птицы).

В силу пункта 7.1 Порядка субсидии предоставляются: 1) за счёт средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, - сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретенный (полученный) племенной молодняк крупного рогатого скота (телки и нетели) в племенных стадах сельскохозяйственных животных, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, в том числе по импорту, в предшествующем и текущем финансовых годах; 2) за счёт собственных средств областного бюджета - сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая вновь созданные, на приобретенный (полученный) племенной молодняк (телки и нетели, ярки, суточный молодняк птицы для формирования родительского стада), в том числе по импорту, в предшествующем и текущем финансовых годах.

Согласно пункту 7.3 Порядка для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители с 15-го по 30-е число текущего месяца, начиная с 15 апреля и заканчивая 30 октября текущего финансового года, представляют в министерство сельского хозяйства: заявление о предоставлении субсидий по форме согласно приложению 2; справку об удельном весе дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов её переработки в доходе от реализации сельскохозяйственного товаропроизводителя или её копию по форме согласно приложению 3 (главы крестьянских (фермерских) хозяйств указанную справку не представляют); подписанное сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашение в двух экземплярах по форме, утверждённой приказом министерства сельского хозяйства и размещенной на официальном портале; справку-расчёт размера субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка за счёт средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, по форме согласно приложению; справку-расчёт размера субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка за счёт собственных средств областного бюджета по форме согласно приложению; опись представляемых документов.

В случае приобретения племенного молодняка на территории Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители дополнительно представляют: копии договора, счёта-фактуры, товарной накладной по унифицированной форме №ТОРГ-12, утверждённой постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций»; копию платёжного поручения, подтверждающего полную оплату племенного молодняка, и копию выписки банка к расчётному счёту; реестр племенных свидетельств, подписанный руководителем, главным бухгалтером и главным зоотехником, заверенный печатью (при наличии) сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В соответствии с пунктом 9 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям при соблюдении следующих условий: отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя или организации процедуры ликвидации и (или) банкротства; представление отчётности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, по формам, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; заключение соглашения.

В соглашении указываются обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя, организации по выполнению указанных в приложении 10 целевых индикаторов эффективности предоставления субсидий и согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя, организации (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Согласно пункту 13 Порядка в предоставлении субсидии отказывается: в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели министерству сельского хозяйства в областном бюджете на соответствующий финансовый год, за вычетом кредиторской задолженности по субсидиям за предшествующий год; при непредставлении или несвоевременном представлении сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями в министерство сельского хозяйства полного пакета документов, обязанность по представлению которых лежит на сельскохозяйственных товаропроизводителях, организациях; при несоответствии условиям, установленным пунктами 2, 4 - 8, абзацами вторым и третьим пункта 9 настоящего Порядка; при наличии недостоверных данных в представленных документах.

Об отказе в предоставлении субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители, организации уведомляются в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении субсидии письмом министерства сельского хозяйства с указанием причин отказа.

Из материалов дела следует, 29 октября 2015 года главой КФХ К.А.НБ. в комитет подано заявление №18/15484 о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота .

Письмом от 12.11.2015 №18-07-04-19/10037 комитет отказал главе КФХ ФИО2 в предоставлении субсидии, поскольку заявителем не подтверждён факт произведённых им затрат на приобретение племенного молодняка.

 Считая отказ в предоставлении субсидии незаконным, глава КФХ К.А.НВ. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании отказа незаконным и взыскании субсидии в размере 1 675 450 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2016г. по делу №А12-3194/2016 в удовлетворении требований истца отказано.

Постановлением Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016г., оставленным без изменения Постановлением суда кассационной инстанции, отказ комитета сельского хозяйства Волгоградской области  от 02.11.2015 №18-07-04-19/10037 в выплате субсидии индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 признан незаконным.

Обращаясь с иском о взыскании убытков  в сумме 1 675 450 руб. истец ссылается на то, что в случае своевременного принятия ответчиком положительного решения по поданному им заявлению, он получил соответствующую субсидию из бюджета в заявленной сумме.

Оценив взаимоотношения сторонами по делу, суд приходит к выводу о том, что спорные отношения в сфере получения субсидий носят публично-правовой характер. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязанности заключения договора на получение субсидии из средств бюджетов субьектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.

В силу статей 15, 16, 1069, 1082 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания незаконного правового акта необходимо наличие состава правонарушения. Убытки взыскиваются при установлении судом одновременно следующих обстоятельств: - подтверждения незаконности действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц; - факта причинения убытков и доказанность размера убытков; - наличия прямой (непосредственной) причинной связи между противоправным поведением причинителя и возникновением убытков.

Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения служит основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Бремя доказывания наличия таких элементов как противоправные действия (бездействие), причинная связь между неправомерными действиями и причиненными убытками и размер убытков лежит на лице, заявившем требование о возмещении убытков.

Помимо этого истец должен доказать, что им предпринимались меры для уменьшения убытков.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Осуществляя предпринимательскую деятельность, общество должно проявлять осмотрительность и разумность при заключении сделок, в противном случае риски последствий неосмотрительного и неразумного поведения возлагаются на субъект такого поведения.

Затраты на приобретение  племенных животных истец нес в целях осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем наступление неблагоприятных экономических последствий для истца в рассматриваемом случае является его предпринимательским риском (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Факт предоставления истцом ответчику документов не означает автоматического принятия положительного решения о выплате соответствующей субсидии.

В соответствии с положениями ст. 9 АПК РФ,  судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений ст. 65 АПК РФ истец не представил суду доказательств наличия причинной связи между противоправными действиями ответчика и возникновением убытков.

В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При разрешении вопроса о судебных расходах суд учитывает положения части 1 статьи 110 АПК РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцу при подаче иска предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а потому в соответствие с пунктом 20.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» государственная пошлина подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

         На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требованийиндивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Комитету сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков в сумме 1 675 450 руб. отказать.

Взыскать с  индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 29 755 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                           А. А. Суханова