ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-7779/11 от 23.06.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон:(8442)23-00-78Факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград Дело № А12-7779/2011

«23» июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козленковой В.А.,

при участии в судебном заседании:

от территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда – Смирнов С.А., председатель, постановление от 17.12.2010 № 110/743; удостоверение № 41 от 01.01.2011;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области – Пушкарева Е.А., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 1.04.2011 б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда (ОГРН 1063461036143) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области о признании недействительным решения регистрирующего органа,

УСТАНОВИЛ:

Территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области о признании недействительным решения инспекции от 8.04.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать регистрирующий орган зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда, с 8.04.2011.

В обоснование заявленных требований территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда ссылается на отсутствие у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы избирательная комиссия. По мнению заявителя, все документы, необходимые для регистрации изменений, предусмотренные статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предоставлены заявителем.

Представитель регистрирующего органа по заявленным требованиям возражает, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в заявлении и отзыве на заявление, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда зарегистрирована в качестве юридического лица 23.08.2006 за основным государственным регистрационным номером 1063461036143.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда от 31.03.2011 № 3/7 утверждено положение о территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда в новой редакции.

Территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда обратилась с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложив к нему пакет необходимых для регистрации документов.

Решением инспекции от 08.04.2011 территориальной избирательной комиссии отказано в государственной регистрации юридического лица со ссылкой на то, что среди представленных документов отсутствует заявление по форме № Р1300, так как в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, отмечен пункт 2.7 «Сведения об изменении иных положений учредительных документов», при этом к заявлению не приложен на отдельном листе перечень изменяемых сведений, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации. Обязательное наличие указанного перечня, по мнению инспекции, предусмотрено требованиямипункта 3.7 раздела IV приложения № 1 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Также основанием для отказа в государственной регистрации послужило то обстоятельство, что заявителем не представлено Положение о территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда в новой редакции, утвержденной вышестоящим органом.

Территориальная избирательная комиссия, полагая, что представленные на регистрацию изменений документы соответствуют требованиям пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о чем свидетельствует расписка в получении документов от 1.04.2011 № 643, и, указывая, что согласно пункту 4 статьи 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме установленных Законом, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 8.04.2011 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы территориальной избирательной комиссии.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения заявленного требования суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что данным законом регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании и ведением Единого государственного реестра юридических лиц.

Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

При этом в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в статье 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом в) части 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 439 утверждена форма № Р13001 – «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица».

В пункте 2.7 формы № Р13001 предусматривается необходимость проставления отметки (знаком V) в случае изменения иных положений учредительных документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Согласно пункту 3.7 Приказа Федеральной налоговой службы при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица (например, изменении сведений об участниках обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ), знаком «V» отмечается «Сведения об изменениях иных положений учредительных документов». При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Приказ Федеральной налоговой службы зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.2004 за номером 6220.

Как усматривается из материалов дела, территориальная избирательная комиссия Кировского района Волгограда обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно заявлению изменения вносились по следующим пунктам: 2.1 - сведения об организационно-правовой форме и наименованию юридического лица, 2.2 - сведения об адресе, 2.7 - сведения об изменениях иных положений учредительных документов, 3 - учредительные документы представлены в новой редакции.

Регистрирующим органом заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица по тем основаниям, что в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001 отмечен пункт 2.7 «Сведения об изменении иных положений учредительных документов», при этом перечень изменяемых сведений на отдельном листе, который является составной частью заявления, отсутствуют.

Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в решении от 29 апреля 2011 № 1765/11, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.7 раздела IV приложения № 1 Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица», содержащееся в оспариваемом пункте Приказа правило об указании сведений об изменении учредительных документов на отдельном листе разъясняет порядок заполнения установленных Правительством Российской Федерации форм и не влечет возложения на заявителя обязанности представления иных документов, кроме предусмотренных законом о регистрации, поскольку дополнительный лист не является таковым и рассматривается как часть заявления о государственной регистрации. Включаемые в данные лист сведения также не являются сведениями, не предусмотренными требованиями Закона о регистрации.

Согласно пункту 4 постановления Правительства № 439 (в редакции от 16.10.2003) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных настоящим Постановлением.

При этом суд пришел к выводу, что предусмотренный оспариваемым пунктом порядок заполнения формы № Р13001 (раздел IV) установлен Приказом Федеральной налоговой службы в соответствии с Законом о регистрации и в пределах полномочий, установленных постановлением Правительства № 439.

Действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией юридического лица, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных названным федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Поскольку в заявлении о государственной регистрации территориальной избирательной комиссии указано о внесении сведений об изменении иных положений учредительных документов, но при этом не приложен на отдельном листе перечень изменяемых сведений, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации, до данное заявление считается не представленным в регистрирующий орган.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является правомерным, оснований для удовлетворения требований территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда не имеется.

Вместе с тем, заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных в заявлении противоречий.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области от 8.04.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов и обязании регистрирующего органа зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы территориальной избирательной комиссии Кировского района Волгограда.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ Е.В. Пономарева