АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
« 12 » августа 2008 года
Дело № А12-7864/08-С36
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Селезнёва И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Селезнёвым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области (заявитель, налоговый орган) о взыскании с Государственного учреждения социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям» (ответчик, налогоплательщик) недоимки по единому социальному налогу (ЕСН) в размере 15331 руб.и пени по ЕСН в размере 751,89 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2008 №04
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 10.06.2008
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №10 по Волгоградской области просит арбитражный суд Волгоградской области взыскать с Государственного учреждения социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям» недоимку по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 15331 руб. и соответствующие пени по ЕСН в размере 751,89 руб.
Заявленные требования основаны на невыполнении налогоплательщиком требования №31784 от 08.11.2007 об уплате авансовых платежей по ЕСН за июль, август и сентябрь 2007 года.
Ответчик заявленные требования не признает, поскольку считает, что наличие ошибки в налоговой декларации в части не отражения фактически понесенных расходов на цели государственного социального страхования не может возлагать дополнительную обязанность по уплате авансовых платежей.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
При исчислении авансовых платежей по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования РФ за июль, август и сентябрь 2007 года, налогоплательщик не отразил в налоговой декларации за 9 месяцев 2007 года сумму фактически произведенных расходов на цели государственного социального страхования. В связи с чем сумма авансовых платежей по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования РФ, составила - за июль 2007 года в размере 3043 руб. (по сроку уплаты 15.08.2007), за август 2007 года в размере 4814 руб. (по сроку уплаты 17.09.2007) и за сентябрь 2007 года в размере 9537 руб. (по сроку уплаты 15.10.2007).
Предъявляя указанные суммы к уплате на основании требования №31784 от 08.11.2007, налоговый орган не учел следующего.
В соответствии со статьей 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что налогоплательщик в течении отчетного периода произвел расходы на цели государственного социального страхования, сумма которых составила в июле 2007 года - 1389 руб., в августе 2007 года – 7116 руб. и в сентябре 2007 года – 4871 руб. Указанное обстоятельство подтверждается данными, содержащимися в таблице 2 раздела I расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма-4 ФСС РФ) за 9 месяцев 2007 года, копия которого приобщена к материалам дела.
Эта ведомость была предметом камеральной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию, результаты которой оформлены актом от 21.02.2008 №165с/с (л.д.51,53). Из акта камеральной проверки, проведенной сплошным методом, следует, что все расходы, произведенные Государственным учреждением социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям» на цели государственного социального страхования в июле, августе и сентябре 2007 года подтверждены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС РФ и Фондом социального страхования РФ от 19 августа 2003 г. NN БГ-16-05/113, 02-08/06-1907П региональные отделения, филиалы отделений Фонда социального страхования представляют территориальным налоговым органам данные таблиц 1 и 2 раздела I отчета формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации" ежеквартально, в пятнадцатидневный срок после обработки данных.
Пункт 2.2 Регламента информационного взаимодействия органов ФНС России и органов ФСС России при внедрении в промышленную эксплуатацию комплекса задач "Автоматизация процессов информационного взаимодействия ФНС России и ФСС России" (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 9 июня 2005 г. N САЭ-3-05/258) предусматривает, что налоговые инспекции не позднее 12 дней со дня, установленного для представления налогоплательщиками расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу, производят сверку данных таблиц 1 и 2 раздела I отчета формы 4-ФСС РФ со сведениями, содержащимися в базах данных налоговых органов, и передачу в Управления в виде файлов установленного формата результатов сверки (в случае выявления расхождений), а также списков налогоплательщиков, прошедших сверку, и Протоколов ошибок идентификации (при наличии информации).
Таким образом, в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕСН за 9 месяцев 2007 года налоговый орган мог установить противоречия и несоответствия между сведениями о расходах на цели государственного социального страхования, указанными налогоплательщиком в налоговой декларации и аналогичными сведениями, содержащимися в разделе I отчета формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации".
О данном факте налоговый орган обязан был, руководствуясь статьей 88 НК РФ, сообщить налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Поскольку полномочия налогового органа, предусмотренные указанной нормой носят публично-правовой характер, это не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Из материалов дела следует, что налоговый орган не предложил налогоплательщику представить пояснения по существу расхождений в суммах расходов, предъявив к уплате ошибочно исчисленную налогоплательщиком сумму авансовых платежей по ЕСН за июль, август и сентябрь 2007 года.
Судом был произведен расчет авансовых платежей на основании данных, имеющихся в материалах дела. Из расчета следует, что авансовые платежи по ЕСН в части платежей в Фонд социального страхования РФ подлежат уплате за июль 2007 года в размере 1654 руб. (3043 руб. – 1389 руб.) и за сентябрь 2007 года в размере (9537 руб. – 4871 руб.). Поскольку за август 2007 года сумма авансовых платежей подлежит возмещению в размере 2303 руб. (4814 руб. – 7116 руб.), то за сентябрь 2007 года (по сроку уплаты 15.12.2007) должна быть уплачена сумма 2362 руб. (4665 руб.- 2303 руб.).
В то же время материалами дела (выписка с лицевого счета бюджетополучателя) подтверждено, что налогоплательщик в установленные законом сроки уплатил сумму авансовых платежей по ЕСН за июль 2007 года в размере 1653 руб. и за сентябрь 2007 года в размере 2062 руб.
При таких обстоятельствах неуплаченной является сумма авансовых платежей за июль 2007 года в размере 1 руб. и за сентябрь 2007 года в размере 299 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в судебном порядке вместе с суммой пени в размере 30,59 руб., исчисленной судом в соответствии со статьей 75 НК РФ на день судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В то же время пункт 2 статьи 333.22 НК РФ предусматривает, что арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая, что Государственное учреждение социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям» является бюджетным учреждением социальной направленности, государственная пошлина, подлежащая взысканию, снижена судом до 50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, главой 20 и статьей 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично. Взыскать с Государственного учреждения социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям», расположенного по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1033400547003 недоимку по авансовым платежам по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования РФ за июль 2007 года в размере 1 руб. и за сентябрь 2007 года в размере 299 руб., а так же пени по ЕСН в размере 30,59 руб.
2. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Государственного учреждения социального обслуживания «Советский центр социальной помощи семье и детям» государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 50 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок со дня вынесения.
Судья И.В. Селезнёв