ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-8044/19 от 23.09.2019 АС Волгоградской области

Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград

«30» сентября 2019 года                                                                       Дело № А12-8044/2019

Резолютивная часть решения объявлена «23» сентября 2019 года, полный текст решения изготовлен «30» сентября 2019 года

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Муравьев А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гузенко А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании материала дела по иску Департамента городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790) к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН 1023404365786 ИНН 3448009717) об обязании предоставить проектную документацию на водозаборное сооружение (сифон), установленное на дамбе №72 Волго-Донского судоходного канала, обязании обслуживать водозаборное сооружение (сифон), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН 3444168900, ОГРН 1093444002684), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362), Администрацию Волгограда (ИНН 3444059139; ОГРН 1023403433822), администрацию Красноармейского района Волгограда (ОГРН 1033401197290 ИНН 3448905960), Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1096167000863 ИНН 6167102480), муниципальное учреждение «Дендрарий Красноармейского района» (ОГРН 1053478045686 ИНН 3448035675), территориальное общественное самоуправление «Волго-Дон» Красноармейского района Волгограда (ОГРН 1113400000515 ИНН 3448052039), Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240 ИНН 3445070230), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557), муниципальное учреждение «Горэколес» (ОГРН 1023403847488 ИНН 3445050266).

в судебном заседании участвуют представители:

от истца - Маслов А.А., представитель по доверенности №Д/05-13 от 25.09.2018г.

от ответчика - Тельпов Д.В., представитель по доверенности № ЮО-14-03/149 от 24.12.2018г., Мех Ю.В., представитель по доверенности № 67 от 03.09.2019

от третьих лиц:

от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - не явился, извещен,

от Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - не явился, извещен,

от Администрации Волгограда - не явился, извещен,

от Администрации Красноармейского района Волгограда - не явился, извещен,

от Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - не явился, извещен,

от МУ «Дендрарий Красноармейского района» - не явился, извещен,

от ТОС «Волго-Дон» Красноармейского района Волгограда – Хуторной Н.В., представитель по доверенности 17.06.2019г.

от Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области - не явился, извещен,

от Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области- не явился, извещен,

от МУ «Горэколес» - не явился, извещен,

Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» (далее ответчик) об обязании предоставить проектную документацию на водозаборное сооружение (сифон), установленное на дамбе №72 Волго-Донского судоходного канала, обязании обслуживать водозаборное сооружение (сифон)

Истец поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчик возражал против заявленных требований.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Администрация Волгограда, Администрация Красноармейского района Волгограда, Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, муниципальное учреждение «Дендрарий Красноармейского района», территориальное общественное самоуправление «Волго-Дон» Красноармейского района Волгограда, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, муниципальное учреждение «Горэколес».

В ходе судебного заседания 16 сентября 2019 года судом объявлен перерыв до 23 сентября 2019 года до 10 час. 00 мин.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

В муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград находится водный объект - пруд по ул. Городовикова, расположенного на территории Красноармейского района г. Волгограда.

В адрес администрации Волгограда, департамента городского хозяйства администрации Волгограда неоднократно поступали обращения граждан о ненадлежащем экологическом состоянии вышеназванного водного объекта (массовая гибель рыбы, отсутствие подкачки воды, деградация водного объекта).

Решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 № 55/1587 «О даче согласия администрации Волгограда на реорганизацию комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в форме присоединения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, о переименовании комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда в департамент городского хозяйства администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда», утверждено Положение о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Положение).

Согласно пунктов 2.7., 2.7.1. и 2.7.2. Положения, департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее - департамент) в пределах установленных водным законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия собственника водных объектов, в том числе: принимает меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, принимает меры по охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности Волгограда.

В целях соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, департаментом проведена работа по организации мероприятий по охране водного объекта. Постановлением администрации Волгограда от 30.11.2017 № 1826 «О создании рабочей группы по проведению обследования и определению технического состояния дренажной системы», создана рабочая группа в целях проведения обследования и определения технического состояния глубинного горизонтального дренажа, выработки мероприятий по восстановлению дренажной системы пруда по ул. им. Городовиков с целью его дальнейшего бесперебойного функционирования.

Рабочей группой было установлено, что пруд по ул. Городовикова на территории Красноармейского района Волгограда был образован при строительстве Волго-Донского судоходного канала (далее - судоходный канал). При строительстве русло реки Сарпа было перерезано судоходным каналом и водный объект остался на правой стороне, в дальнейшем была построена дренажная система (1949г.) с целью предотвращения подтопления жилого поселка Волго-Дон Красноармейского района г. Волгограда фильтрационными водами судоходного канала и сброса дренажных вод в пруд по ул. Городовикова, соответственно, эти объекта связаны между собой и являются единой регуляционной системой, созданной при строительстве судоходного канала.

С 1997 года вышеназванный водный объект и дренажная система находятся в муниципальной собственности Волгограда, вместе с тем, до 2014 года - Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «Администрация «Волго-Дон»), осуществляло подкачку воды в пруд по ул. Городовикова из сифона, установленного на дамбе № 72 судоходного канала.

Установка сифона более 30 лет назад на дамбе № 72 судоходного канала была вызвана необходимостью содержания объектов, которые находились на балансе ФБУ «Администрация Волго-Дон».

В настоящее время подкачка не осуществляется. Письмом от 03.10.2017 № СТП-05-18/6859 ФБУ «Администрация «Волго-Дон» доведена информация до администрации Волгограда, что для осуществления подкачки воды в пруд по ул. Городовикова необходимо заключения договора на оказание услуг по перекачки воды из Цимлянского водохранилища в бьефы Волжского склона судоходного канала.

В связи со сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией, Решением Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 № 68/2049 «О внесении изменений в решений Волгоградской городской Думы от 22.12.2017 № 63/1863 «О бюджете Волгограда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», департаменту предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в сумме 184,0 тыс. руб. для разовой подкачки воды в пруд из Волго-Донского судоходного канала.

23.08.2018 состоялось выездное совещание с участием представителей ТОС «Волго-Дон», Волжского района гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрации Волго-Дон», членов рабочей группы по проведению обследования дренажных системы пруда по ул. Городовикова, ООО «Концессии водоснабжения» с целью определения точки забора воды из Волго-Донского судоходного канала для подкачки пруда по ул. Городовикова. В результате определено, что вода из судоходного канала в пруд будет закачиваться через сифон (при условии положительного результата испытаний).

05.09.2018 состоялся пробный запуск сифона, в результате было установлено, что сифон находится в рабочем состоянии.

Подведомственному департаменту муниципальному учреждению «Горэколес» было поручено заключить договоры водопользования с комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на забор воды изВолго-Донского судоходного канала и энергопотребления с ФБУ «Администрация Волго-Дон» для осуществления разовой подкачки пруда.

Письмом от 17.09.2018 № СТП-05-18/6817 ФБУ «Администрации Волго - Дон» уведомило, что для заключения договора необходим пакет документов, в том числе подтверждение права владения водозаборным сооружением (сифоном), то есть МУ «Горэколес» получило отказ от заключения договора на подкачку воды в пруд по ул. Городовикова через сифон.

Пруд по ул. Городовикова образовался вследствие строительства судоходного канала, а значит дамба № 72 и водозаборное сооружения (сифон) были включены в проектную документацию на строительство данного канала, так как являются единой регуляционной системой, и вся документация на водозаборное сооружение (сифон) находится у ФБУ «Администрация Волго-Дон».

Подкачка воды в водный объект по ул. Городовикова возможна лишь через водозаборное сооружение (сифон), установленное на дамбе № 72 судоходного канала.

Однако в своем ответе от 04.12.2018 г. № ЮО-14-06/9245 на досудебную претензию ФБУ «Администрация Волго-Дон» отказало в использовании водозаборного сооружения (сифон), расположенного на дамбе № 72.

У департамента отсутствует иная возможность организации мероприятий по охране и восстановлению водного объекта, что в свою очередь нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, а так же ухудшает экологическую обстановку.

Решением Красноармейского районного суда города Волгограда от 05.04.2016 по делу № 12-193/2016 постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Дружинина А.А. от 18 февраля 2015 года № 11/14-2319 в части назначения Муниципальному бюджетному учреждению «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» административного наказания в виде административного штрафа в размере 500.000 руб. изменено и в соответствии с ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ назначено МБУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» административное наказание в виде административного штрафа в размере 250.000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области проверки деятельности МБУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» при осуществлении платного вида негативного воздействия на объекты окружающей среды - сброс загрязняющих веществ в составе дренажных вод в водный объект без оформленных надлежащим образом разрешительных документов, были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.

Так, в ходе осмотра объектов принадлежащих юридическому лицу и расположенных на прилегающей территории к водовыпуску в пруд по улице имени Городовикова Красноармейского района города Волгограда, 28 октября 2015 года в период времени с 10 час. 20 мин, по 10 час. 50 мин, должностным лицом комитета установлено невыполнение МБУ «ЖКХ Красноармейского района города Волгограда» требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями (отсутствуют локальные очистные сооружения), обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Материалами дела установлено, что в 2006 году по передаточному акту муниципальной имущественной казны Волгограда в оперативное управление МБУ «ЖКХ Красноармейского района города Волгограда» в соответствии постановлением Администрации Волгограда №1806 от 03.08.2006 года и распоряжением Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда №809 от 18.08.2006 года было передано муниципальное имущество в т.ч. дренаж глубинный, горизонтальный (поселок 1/3) и пруд (участок Сарпы) по ул. им. Городовикова Красноармейского района города Волгограда, где также отсутствует информация о наличии очистных сооружений дренажных вод на указанном дренаже.

В поселке 1/3 (п. Волге - Дон) Красноармейского района города Волгограда находится глубинный горизонтальный дренаж, предназначенный для предотвращения подтопления существующего жилого поселка фильтрационными водами Волго-Донского судоходного канала им. Ленина. Протяженность глубинного горизонтального дренажа составляет 893 п.м. число колодцев - 18 шт., диаметр дренажных труб – 350 мм, количество выпусков - 1шт.

В нижней точке глубинного горизонтального дренажа расположен дренажный колодец, выполненный из бетонных колец. Дренажные воды самотеком сбрасываются в искусственно созданный пруд по ул. им. Городовикова (участок озера Сарпа). Длина пруда составляет 0,6 км, ширина до 0,1 км, глубина 2 м. Дренажный колодец расположен на расстоянии 10 метров от береговой линии (границы) водного объекта - пруд по ул. им. Городовикова (участок реки Сарпа).

МБУ «ЖКХ Красноармейского района города Волгограда» осуществляет отвод в данный водный объект сточных (дренажных) вод, содержащих химические и другие ингредиенты, загрязняющие окружающую природную среду.

Координаты места сброса дренажных вод: +48°3014.5611 СШ; +44°33115.8011 ВД напротив домовладения № 6 «А» по ул. Бутурлиновской, т.е. водовыпуск горизонтального дренажа расположен непосредственно в водоохранной зоне водного объекта - пруд по ул. им. Городовикова (участок озера Сарпа), при отсутствии на нем очистных сооружений дренажных вод.

Как следует из материалов дела в рассматриваемом случае противоправность бездействия и вина МБУ «ЖКХ Красноармейского района города Волгограда» заключается в игнорировании публично-правовых обязанностей по соблюдению по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

В этой связи, вывод должностного лица административного органа о наличии вины МБУ «ЖКХ Красноармейского района города Волгограда» в нарушении требований водного и природоохранного законодательства, связанных с осуществлением сброса сточных (дренажных) вод в водный объект - пруд по ул. Городовикова Красноармейского района г. Волгограда без локальных очистных сооружений для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных), обеспечивающих их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Пунктом 36 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Пунктом 1 Статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) от 03.06.2006 № 74-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В ст. 3 ВК РФ указано, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав и приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Использование водохранилищ, как закреплено в ст. 45 ВК РФ, осуществляется в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ и правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Согласно подп. 3 ч. 6 ст. 45 ВК РФ правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать, в частности, состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища).

В соответствии с ч.1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (граница водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В части 6 ст.65 ВК РФ установлено, что ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Пунктом 3 ч.16 ст.65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных' в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 145 приказа министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 11.03.2014 N 314/01 (ред. от 08.10.2015) «Об утверждении перечней водных объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Волгоградской области» (вместе с Перечнями "Природных поверхностных водных объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Волгоградской области", "Искусственных поверхностных водных объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Волгоградской области") пруд, расположенный в Красноармейском районе города Волгограда по улице имени Городовикова, подлежит региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Понятие гидротехнических сооружений дано в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон N117-ФЗ), согласно которой к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе: сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Ответчиком представлена декларация безопасности и техническая документация гидроузла № 2 в составе шлюз № 2, дамба № 72, дамба № 72 а, регистрационный № ДБ-16-15, действительная до 27 июля 2019 года.

Согласно ч. 5 ст. 59 ВК РФ установлено, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Документов подтверждающих сведения о проектировании и строительстве очистных сооружений дренажных (сточных) вод в водоохранной зоне водного объекта на объекте - глубинный горизонтальный дренаж пруда (участок Сарпы) материалы дела не представлена, а так же иных документов суду не представлено. 

Правоустанавливающие документы, а так же документов проектирования, строительства, реконструкции, ввод в эксплуатацию, документов подтверждающие эксплуатацию спорного объекта истцом, так суду не представлены.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 41 АПК РФ злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, могут привести к предусмотренным данным Кодексом неблагоприятным последствиям для этих лиц.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления (пункт 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 14 указанной статьи права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания в законе.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, несет бремя доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение (пункт 3 статьи 8, статья 9 АПК РФ).

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 10 ГК РФ в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 ГПК РФ), статья 65 АПК.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Исходя из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 8787/08, выбор ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В совокупности представленных документов и при указанных обстоятельствах, лицами, участвующими в деле, по мнению суда, учитывая выше изложенное, суд считает исковые требования Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истец освобожден от уплаты госпошлины на основании ст. 333.37 НК РФ.

Истец и третьи лица не лишены возможности защитить права, которые он считает нарушенными ответчиком, предъявив соответствующие требования по правилам главы 25 ГК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 8, 9, 10, 49, 65, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Департамента городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790) отказать.

Решение может быть обжаловано в срок и в порядке главы 34 АПК РФ в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья                                                                                                                     А.А. Муравьев

Информацию о движении по делу можно получить по телефону : (8442) 24-76-00 (доб. 5152), а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru/