ул. им. 7-й Гвардейской, д.2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ruтелефон: 23-00-78 факс: 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 15 июня 2017г.
Дело №А12-8475/2017
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пильника С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оводовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Волжский трубный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным ненормативного акта
при участии в заседании представителей сторон
от акционерного общества «Волжский трубный завод» - ФИО1 по доверенности от 17.08.2016, ФИО2 по доверенности от 18.05.2015, ФИО3 по доверенности от 18.05.2016.
от государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области – ФИО4 по доверенности от 10.03.2017, ФИО5 по доверенности №1 от 09.01.2017, ФИО6 по доверенности от 05.05.2017.
Акционерное общество «Волжский трубный завод» (далее – общество, заявитель, АО «ВТЗ») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области (далее – управление Пенсионного фонда, орган контроля, заинтересованное лицо), в котором с учётом уточнений просит признать недействительным решения управления Пенсионного фонда от 08.12.2016 № 044 034 16 РВ 0000074 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части представления корректирующих сведений персонифицированного учёта и отражения в расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд (форма РСВ-1) в сумме 117 882 руб. 30 коп., доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу работников ФИО7, ФИО8, ФИО9 Кроме того, общество просит обязать орган контроля вернуть сумму страховых взносов, уплаченную АО «ВТЗ» в бюджет фонда в размере 383 259,44 рублей.
Представители управления Пенсионного фонда против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственным учреждением – управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области проведена выездная проверка в отношении АО «ВТЗ» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за отчетные периоды с 01.01.2013г. по 31.12.2015г. плательщиком страховых взносов, в результате которой составлен акт проверки от 31.10.2016г. №044 034 16 АВ 0000067.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений общества, органом контроля принято решение от 08.12.2016 № 044 034 16 РВ 0000074 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
По мнению общества, указанное решение нарушает права и интересы заявителя вышеназванной части в связи с чем, АО «ВТКЗ» обратилось в заявлением в арбитражный суд.
Управление Пенсионного фонда доводы общества не признаёт, считает оспариваемое решение принято в соответствии с требованиям законодательства.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, обществом заявлен отказ от заявления к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области в части требований обязать возвратить сумму страховых взносов в размере 383 259 руб. 44 коп.
В соответствии с п.п. 2, 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ от иска только в том случае, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В данном случае, суд не усматривает наличия оснований для непринятия отказа от заявления в указанной части. Отказ от заявления в части не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц и заявлен лицом, имеющим соответствующие полномочия, и поэтому принимается судом.
По правилам пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ основанием для прекращения производства по делу является отказ истца от иска и принятие отказа судом.
На основании изложенного, производство по делу в этой части подлежит прекращению.
В оставшейся части требований о признании недействительным решения управления Пенсионного фонда от 08.12.2016 № 044 034 16 РВ 0000074 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части представления корректирующих сведений персонифицированного учёта и отражения в расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд (форма РСВ-1) в сумме 117 882 руб. 30 коп., доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу работников ФИО7, ФИО8, ФИО9, заявитель настаивает на их удовлетворении.
Оценив доводы сторон в совокупности с имеющимися письменными доказательствами по делу, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов, на основании части 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-Ф3) (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
Требованиями части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаются Правительством Российской Федерации (подобные положения установлены в пункте 2 статьи 27 Закона №173-Ф3).
В настоящий момент применяются Списки №1 и №2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее Списки№1 и №2).
Органом контроля при проведении выездной проверки АО «ВТЗ» установлено, что плательщиком в 2013- 2015г.г. не включались в базу для начисления по дополнительным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов суммы выплат и вознаграждений причитающихся работникам предприятия, профессии которых поименованы в Списках № 1 и 2.
Список №1 раздел III. Металлургическое производство (черные металлы) подраздел 4. Трубное производство: трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, балонное и цинковальное; подготовка и вырубка металла. 1030400а-11344 Вальцовщики станов горячего проката труб:
ФИО7 (приказ от 23.05.2014 № 1222К) с 24.05.2014 переведен вальцовщиком стана горячего проката труб в трубопрокатный цех № 3 (далее ТПЦ-3), ФИО8 (приказ от 12.02.2014 № 96К) с 14.02.2014 принят вальцовщиком стана горячего проката труб в ТПЦ-3.
Список №2 раздел III. Металлургическое производство (черные металлы) подраздел 4. Трубное производство: (трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, балонное) и оцинковалъные цехи. 20404006-23362 Старшие мастера по ремонту оборудования:
ФИО9 (приказ от 12.01.12 № 76К) с 16.01.2012 переведен старшим мастером по ремонту оборудования в ТЭСЦ.
Заявитель полагает, что обязанность начислять дополнительные тарифы на выплаты, произведенные работникам, занятым на работах с вредными условиями труда находится в прямой зависимости от факта выполнения работ во вредных условиях в целях последующего назначения досрочной пенсии не соответствует нормам действующего законодательства.
Из документов, представленных заявителем для проверки, должностные обязанности вальцовщика стана горячего проката труб 5 разряда в трубопрокатном цехе № 3 АО «ВТЗ», отраженные в должностной инструкции соответствуют Единому тарифноквалификационному справочнику работ и профессий рабочих («Общие профессии черной металлургии...», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС от 27.12.1984 №381/123-157 (ред. от 20.10.2008), профессиональному стандарту «вальцовщик стана горячего проката труб», утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 11.12.2014 №1019н; должностные обязанности старшего мастера по ремонту оборудования энергослужбы Трубоэлектросварочного цеха АО «ВТЗ», отраженные в должностной инструкции соответствуют должностным обязанностям, указанным в квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 №37).
При этом отвлечений на другие работы, совмещений по другим профессиям работодатель ни в приказах по личному составу ни в должностных инструкциях на указанных работников работодатель не возложил.
Понятие полной занятости изложено в пункте 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (в ред. от 01.10.1999) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5) (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1181).
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду применяется Табель учета рабочего времени (форма N Т-13); Табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12) - для учета рабочего времени (раздел 1) и расчетов с персоналом по оплате труда (раздел 2).
При раздельном ведении учета рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда допускается применение раздела I табеля «Учет рабочего времени» по форме N Т-12 в качестве самостоятельного документа без заполнения раздела 2 «Расчет с персоналом по оплате труда». Документы составляются в одном экземпляре уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы, передаются в бухгалтерию.
Из представленных заявителем табелей учета рабочего времени следует, что работники были заняты на работах с особыми условиями труда полный рабочий день. Приказов подтверждающих факты работы указанных работников по совмещению или совместительству, также факты перевода работников, занятых в особых условиях труда, на работу с нормальным условиями труда, заявителем не представлены.
Доводы органа контроля о том, что внутренних отвлечений работников своих трудовых функций не установлено, не оспорены заявителем в ходе судебного разбирательства.
Дополнительных функций в производственных инструкциях также не прописано, пропорционального учета рабочего времени заявителя по иным профессиям не велось.
Ссылки заявителя на то, что занятость во вредных условиях в процентном соотношении не составляет 80 % в рассматриваемом случае не принимаются судом во внимание.
Исходя из содержания производственных инструкций, табелей рабочего времени, в которых отражена полная занятость (8-часовой рабочий день) без отвлечений от работы по другим профессиям, орган контроля сделал вывод о полной занятости указанных работников во вредных условиях труда, что влечет право работников указанных профессий на досрочную пенсию по старости при условии выработки требуемого страхового и специального стажа и достижения соответствующего возраста, а также обязанность работодателя облагать страховыми взносами по дополнительным тарифам страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные за периоды работы в профессии «Вальцовщики станов горячего проката труб» и должности «старшего мастера по ремонту оборудования» энергослужбы трубоэлектросварочного цеха с 01.01.2013 года.
Под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца переводился в установленном порядке на работу, не поименованную в подпунктах 2-18 части 1 статьи 27 Закона № 173-ФЭ, подпунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ на определенный срок, то есть работодателем оформлялся приказ на его перевод по профессии, не отнесенной к работе по Спискам 1,2,1991 (в нормальные условия труда).
Выездной проверкой таких периодов не выявлено, в табелях учета рабочего времени указанных профессий работников общества проставлен полный рабочий день. Следовательно, занятость по установленной в трудовом договоре профессии осуществлялась работниками в течение полного рабочего дня.
Арбитражный суд соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной пункте 2 части 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3, пункте 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.
Ссылки заявителя на то, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу зависит от того, включается или нет такой период в стаж для досрочного назначения по старости, не состоятельны.
Законодатель не связывает «время фактического воздействия вредных веществ на работника» ни на право на назначение досрочной пенсии ни с обязанностью уплаты дополнительных тарифов страховых взносов. Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу на основании части 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.
Ошибочна ссылка заявителя на письмо Минтруда РФ от 18.02.2015 №17-3/в- 67, в котором, по мнению общества, указано на отсутствие обязанности страхователя начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам.
С 01.01.2013 вступила в силу статья 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ о дополнительных тарифах страховых взносах в Пенсионный фонд РФ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона №173-Ф3 (с 01.01.2015 — в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400).
Пункт 2 статьи 27 Закона №173-Ф3 отсылает к Спискам соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1-18 настоящей статьи, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (далее — Список №1. Список №2).
С 01.01.2013 законодатель связал обязанность уплаты доптарифа плательщиком исключительно с занятостью физических лиц на видах работ, должностях и профессиях, указанных в соответствующих Списках, но не с наличием аттестации указанных рабочих мест.
01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с этой же даты, согласно ч.5 ст. 15 федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ результаты специальной оценки условий труда стали применяться при определении размера дополнительных тарифов, при этом результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона 426-ФЗ подлежали применению при определении размера дополнительных тарифов в отношении рабочих мест, условия труда на которых были признаны вредными и (или) опасными.
Пресекательный срок, в течение которого законодатель установил право применять результаты аттестации рабочих мест по условиям труда — 31.12.2017, но не далее момента подписания и утверждения отчета специальной оценки условий труда. При этом и результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, и результаты специальной оценки условий труда применяются при определении дополнительных тарифов только в том случае, если списками № 1, 2, 1991, установлена занятость работников в соответствующих вредных и тяжелых условиях труда.
Поскольку в период с 01.01.2013 законодатель связал обязанность уплаты дополнительного тарифа плательщиком исключительно с занятостью физических лип на видах работ, должностях и профессиях, указанных в соответствующих Списках, но не с наличием аттестации указанных рабочих мест, для проверяемого периода подлежат применению Списки № 1 и № 2.
С 01.01.2014 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» - обязанность уплаты дополнительного тарифа связана не только с занятостью на видах работ, указанных в Списках, но и с результатами специальной оценки условий труда, а в случае если она не проводилась — с аттестацией рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 г. в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ порядком.
В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, результаты аттестации, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1. статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.
Если работник занят на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда- опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Если работник занят на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 27 Закона № 173-Ф3, при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч.1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Учитывая то обстоятельство, что оспариваемый период занятости на работах, предусмотренных Списками, в который начислены страховые взносы по доп. тарифам — имел место до 01.01.2014, соответственно, орган контроля обоснованно руководствовался в период с 01.01.2013 исключительно занятостью физических лиц на видах работ, должностях и профессиях, указанных в соответствующих Списках и соответствием наименования занимаемых профессий и должностей профессиям и должностям, поименованным в Списках, а с 01.01.2014 - не только с занятостью физических лиц на видах работ, указанных в соответствующих Списках, но и со специальной оценкой условий труда, а в случае, если она не проводилась — с аттестацией рабочих мест.
В отношении указанных профессий и должностей учтены результаты аттестации с общей оценкой условий труда 3.3. (класс условий труда — вредные), результат специальной оценки условий труда - класс условий труда - 3.2.
Вышеприведённые выводы органа контроля не оспорены заявителем в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Волжском Волгоградской области о признании недействительным решения от 08.12.2016 № 044 034 16 РВ 0000074 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части представления корректирующих сведений персонифицированного учёта и отражения в расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд (форма РСВ-1) в сумме 117 882 руб. 30 коп., доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу работников ФИО7, ФИО8, ФИО9
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 151, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Принять отказ акционерного общества «Волжский трубный завод» от заявления к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области в части требований обязать возвратить сумму страховых взносов в размере 383 259 руб. 44 коп.
Производство по делу №А12-8475/2017 в данной части прекратить.
В оставшейся части заявление акционерного общества «Волжский трубный завод» оставить без удовлетворения.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья С.Г. Пильник