ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-8720/11 от 23.08.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.ru

e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60

_____________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Волгоград Дело №А12-8720/2011

«23» августа 2011 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Харченко Ирины Валерьевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самородовой Татьяной Васильевной, рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного учреждения социального обслуживания «Кумылженский комплексный центр социального обслуживания населения» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к открытому акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования на предмет спора Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о взыскании 302 612 руб. 43 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности от 19.01.2011 №1

от третьего лица – ФИО2 по доверенности от 19.01.2011 №1

установил:

Государственное учреждение социального обслуживания «Кумылженский комплексный центр социального обслуживания населения» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» суммы неосновательного обогащения в размере 302 612 руб. за периоды с 01.05.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 для перечисления в доход областного бюджета.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 302 612 руб. за периоды с 01.05.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010

В обоснование требований истец ссылается на неверно примененный ответчиком тариф при начислении оплаты за фактически потребленную электроэнергию в указанный период.

По мнению истца, при расчете стоимости электроэнергии к нему должен был быть применен тариф, установленный уполномоченным органом (УРТ администрации Волгоградской области), определенный для группы потребителей «население».

Ответчик, извещенный надлежащим образом, о чем свидетельствует подпись в протоколе судебного заседания и телеграмма, в судебное заседание не явился.

В отзыве ссылается на то, что при заключении договора стороны договорились о применении к своим отношениям в части расчетов за поставляемую энергию, установленных уполномоченным органом власти в области регулирования тарифов УРТ Волгоградской области.

При этом ответчик считает, что истец не может приравниваться к категории «население».

По мнению ответчика истец не доказал осуществление деятельности по организации временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной помощи, а также передачи ему имущества для осуществления указанной деятельности и проживания детей.

Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области привлеченное в качестве третьего лица указывает на то, что согласно Постановлению УРТ Администрации Волгоградской области «Об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей Волгоградской области» на 2008, 2009 и 2010 год к группе потребителей «население» отнесены жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе, а также детские приюты и дома ребенка.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком ежегодно заключались договоры от 26.02.2008 №37022185, от 01.01.2009 №7022185/09/27 и от 27.01.2010 №7022185, согласно условиям которых, ответчик принял на себя обязательства по продаже электрической энергии (мощности) в точках поставки, а покупатель (истец) принимать и оплачивать энергию в порядке, установленном договором. Ответчик данный факт не оспаривается.

В разделе 6 «Порядка определения стоимости потребленной энергии (мощности) договоров №7022185/09/27 и 7022185/10/18, п.6.1 установлено, что исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Пунктом 1.3 договора ориентировочная цена договора в момент его заключения рассчитана по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта в области Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В 2008 году по договору от 26.02.2008 договорной объем поставки составил 43,29 тыс. кВтч на сумму 131,00 тыс. руб., в 2009 по договору от 01.01.2009 - 43,70 тыс. кВтч на сумму 167,71 тыс. руб. с учетом дополнительного соглашения на уменьшение обязательств и сумма договора составила 160,03 тыс. кВтч, объем поставки – 41,70 тыс. кВтч

В 2010 году по договору от 27.01.2010 45,7 тыс. кВтч на сумму 175,38 тыс. руб. С учетом изменения внесенным дополнительным соглашением сумма договора составила 227,38 тыс. руб., объем поставки – 49,95 тыс.кВтч.

Согласно пункту 6.3 договоров на энергоснабжение расчеты за потребленную электрическую энергию осуществляются в соответствии с Правилами по регулируемым и нерулируемым ценам. Регулируемые тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и являются обязательными для сторон.

Нерегулируемые цены рассчитываются гарантирующим поставщиком в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно положений Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» №41-ФЗ от 14.04.1995г. тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию ( мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов ( цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию.

В соответствии по ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995г. №41-фз «Об государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-фз «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельного минимального и (или) максимального уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 утверждены Правила регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 26 Правил предусмотрено, что применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. №20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую ( тепловую) энергию на розничном ( потребительском) рынке. Пунктом 27 главы 6 определены тарифные группы потребителей электрической энергии ( мощности). Одной из групп потребителей является население, а также приравненные к указанной категории потребители – жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

Постановлением УРТ администрации Волгоградской области от 10.12.2008г. №41/1 были установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей Волгоградской области на 2009г. В Примечании к вышеуказанному Постановлению УРТ указаны потребители, приравненные к категории «население», в том числе: населенные пункты, объединенные хозяйственные постройки граждан ( погреба, сараи и иные сооружения), жилые зоны при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, детские приюты, дома ребенка, детские оздоровительные центры.

При буквальном толковании указанного Примечания, суд приходит к выводу о том, что применение тарифа, установленного для группы потребителей «население», уполномоченным органом напрямую связывается с фактическим проживанием населения в жилом фонде, пребыванием детей в приютах и домах ребенка, то есть с пользованием электрической энергией в бытовых целях.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии ( ч.2 ст. 539 ГК РФ).

Согласно приложению точкой поставки является Кумылженская 16 2346 10 кВ Болтовой зажим на оп. №6 ВЛ 0,4 кВ ф №1 ТП 2346 П/ст Кумылженская, точки учета (место установки коммерческого учета) в здании школы и здании котельной. Истцом представлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Кроме того, как установлено судом и не оспорено ответчиком, истец потреблял электрическую энергию для нужд социального приюта для детей и подростков с круглосуточным проживанием, расположенного по адресу: Волгоградская область, ст. Кумылженская, ул. 50 лет СССР, д.1.

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19.02.2008 №202-о за истцом на праве оперативного управления закреплено здание приюта для детей и подростков «Солнышко»

В соответствии с Уставом истца он является правопреемником муниципального учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Солнышко» Кумылженского района Волгоградской области, переданного безвозмездно в государственную собственность на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21.10.2005 №1046 (п. 1.1 Устава).

Центр является некоммерческой государственной организацией, находящейся в ведении Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, не имеющей в качестве основной цели свой деятельности извлечение прибыли (п.1 5 Устава).

В соответствии с п. 3.7 Устава Центр финансируется из средств областного бюджета.

Пунктом 5.1 раздела 5 Устава предусмотрено наличие в структуре Центра отделения приюта для детей и подростков, которое создается для реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет в условиях круглосуточного пребывания в Центре.

Установлено, что местонахождением и регистрации Центра является Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Кумылженская, ул. Пушкина, 3. По данному адресу располагается исполнительный орган Центра – директор. Отделение приюта для детей и подростков располагается по адресу: Волгоградская область, Кумылженский район, ст. Кумылженская, ул. 50 лет СССС д.1 (пункт 1.9 Устава).

Кроме того, истец представил свидетельство о государственной регистрации права на здание приюта по адресу ст. Кумылженская, ул. 50 лет СССР, д.1, санитарно-эпидемиологические заключения.

Согласно информации органа статистики истцу присвоен код по ОКВЭД – 85.31 подраздел «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», предоставление услуг с обеспечением проживания, включает деятельность, осуществляемую круглосуточно, деятельность приютов для сирот (детских домов, домов ребенка), а также дополнительные коды ОКВЭД для ОКПО – 53592236 – 85.32

Таким образом, истец осуществляет обслуживание на дому (код 85.32) и обслуживание приюта с проживанием (код 85.31).

Сторонами не оспаривается фактическое наличие между ними правоотношений в рамках указанных договоров, а также фактическое осуществление ответчиком поставки энергии, а истцом – принятие и ее оплата на основании выставленных счетов-фактур и двусторонних актов приема-передачи энергии.

Фактически истцу отпущено за период с 01.05.2008 по 31.12.2008 26 250 кВт на сумму 83 572 руб. 60 коп., за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 – 43 598 кВт на сумму 173 312 руб. 60 коп., за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 – 46 875 кВт на сумму 215 896 руб. 04 коп.

Спор между сторонами по объему и оплате поставленной и фактически потребленной энергии за периоды с 01.05.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 отсутствует.

Постановлениями УРТ Администрации Волгоградской области от 26.12.2007 №40/1, от 10.12.2008 №41/1 и от 09.12.2009 №36/1 установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей Волгоградской области на 2008, 2009 и 2010 год в примечании которых приравненными к категории «население» являются детские приюты.

Так указанными Постановлениями установлен льготный одноставочный тариф за 1 кВтч на 2008 год – 1 руб. 16 коп., на 2009 1 руб. 47 коп., на 2010 – 1 руб. 61 коп.

Таким образом, в спорный период при расчете ответчиком был применен неверный тариф.

За спорный период истцом представлен весь объем первичных документов: счета-фактуры, акты приема передачи, акты сверки расчетов платежные документы об оплате.

Истец указывает на то, что учет потребленной электрической энергии согласно представленным первичным документам велся по зданию приюта отдельно и оплачивался в полном объеме. Указанные доводы ответчиком не опровергнуты.

При расчете стоимости электроэнергии истец на основании данных о фактическом потреблении на основании выставленных ответчиком первичных документов произвел расчет по тарифу, установленному для группы потребителей «население», который судом признан верным.

При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия между сторонами спора по объему поставленной в период с 01.05.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 3112.2010 электрической энергии, суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за заявленный период в который к истцу должен был применяться тариф на электрическую энергию для группы потребителей «население».

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

При указанных обстоятельствах, требования истца о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 302 612 руб. 43 коп. составляющие разницу между начисленной ответчиком оплатой (оплаченной истцом в полном объеме) и стоимостью электрической энергии, рассчитанной истцом по тарифу для группы потребителей «население».

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в пользу государственного учреждения социального обслуживания «Кумылженский комплексный центр социального обслуживания населения» сумму в размере 302 612 руб. руб. 43 коп.

Взыскать с открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 9 052 руб. 24 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья И.В. Харченко