ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-8733/06 от 23.03.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23 марта 2007г. Дело № А12-8733/06-С15

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Середа Н.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Волгоградоблгаз» к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов РФ, с участием 3-х лиц Управления соцзащиты населения Администрации Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Управления федерального казначейства по Волгоградской области, Территориального управления по Даниловскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Территориального управления по Даниловскому району Управления соцзащиты населения Администрации Волгоградской области

о возмещении убытков

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, дов. № юр-388/06 от 29.12.06г.

от ответчиков: от КБФП – ФИО2, дов. № 39 от 19.02.07г.

от Минфина – не явился

от 3х лиц: от УСЗН – ФИО3, дов. № 01/12-23 от 10.01.07г.

от Администрации области – ФИО4, дов. № 29 от 19.06.05г.

от остальных – не явились.

установил:

   ОАО «Волгоградоблгаз» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее Комитет), Министерству финансов РФ о взыскании убытков – выпадающих доходов за период с 1.07.2004г. по 31.12.2005г. в размере 102 104 руб. 12 коп в связи с предоставлением гражданам услуг с учетом льгот в соответствии с Федеральными законами.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, к участию в деле привлечены Управление соцзащиты населения Администрации Волгоградской области, Администрация Волгоградской области, Управление федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальное управление по Даниловскому району Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Территориальное управление по Даниловскому району Управления соцзащиты населения Администрации Волгоградской области.

Решением арбитражного суда от 6.09.06г. заявленные требования удовлетворены в части, убытки в размере 34 992 руб. 32 коп взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Убытки в размере 66 792 руб. 60 коп взысканы с казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области. В остальной части в иске отказано (т. 12 л.д.124).

Постановлением кассационной инстанции от 12.12.06г. решение суда в части взыскания 66 792 руб. 60 коп с казны Волгоградской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Отменяя судебный акт, кассационная инстанция указала, что судом при вынесении решения не был учтен п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (т.12 л.д.182).

При новом рассмотрении дела истец во исполнение указания кассационной инстанции представил расчет заявленных требований, из которых следует, что он просит взыскать с ответчиков убытки в размере 66 792 руб. 60 коп, образовавшихся в период с 1.07.04г. по 31.12.05г. в связи с предоставлением гражданам услуг с учетом льгот, предусмотренных ФЗ РФ «О ветеранах». Из них за период с 1.07.04г. по 31.12.04г. размер убытков составляет 62 802 руб. 60 коп, за период 2005г. – 3990 руб. В свою очередь размер убытков в размере 3990 рублей состоит из: убытков в сумме 3271 руб. 80 коп в связи с предоставлением льгот ветеранам труда; 718 руб. 20 коп в связи с предоставлением льгот труженикам тыла.

Комитет, Администрация Волгоградской области с иском не согласились, полагают, что отсутствует вина субъекта РФ в причинении истцу убытков, указанные затраты подлежат возмещению за счет федерального бюджета. При этом не отрицают, что с 2005г. обязанность по мерам социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла действующим законодательством возложена на субъекты Российской Федерации.

Минфин РФ с иском не согласился, полагает, что убытки подлежат взысканию с казны субъекта – Волгоградской области.

Управление социальной защиты населения Администрации Волгограда принятие решения оставило на усмотрение суда.

Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до10 час. 30 мин 23.03.07г.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» предоставлял в 2004-2005г.г. гражданам, проживающим на территории Даниловского района Волгоградской области, льготы по оплате газа. Услуги предоставлялись на основании заключенных с Администрацией Даниловского района Волгоградской области договоров от 4.01.03г., № ЮД-153/04 от 16.12.04г.; №ЮД-23/05 от 12.01.05г.; № ЮД-22/05 от 12.0.05г. на предоставление в 2004г., 2005г. льгот по оплате за газ гражданам, проживающим на территории Даниловского района, и по возмещению расходов от предоставления мер социальной поддержки указанным гражданам (т.1 л.д.71, 76, 78, т.12, л.д. 81). Ответчиками данное обстоятельство не оспорено. В тоже время истец не получил в полном объеме возмещение своих затрат в связи с предоставлением гражданам льгот, что также не опровергнуто ответчиками.

Факт предоставления гражданам льгот и размер этих льгот подтверждены списками льготников (по категориям), которым предоставлялись льготы; согласованными с администрацией района, администрациями сельсоветов ведомостями на выдачу газа; актами сверки с администрацией района, Территориальным управлением Даниловского района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Управлением соцзащиты населения района затрат на предоставление льгот гражданам, квитанциями, копиями платежных документов о частичном погашении имеющейся задолженности (т.1 л.д. 82-96, 98-144, т.т. 2-11, т. 13 л.д.29-44,108-120).

Ответчиками размер убытков не оспорен, свой контррасчет не представлен.

Согласно ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в 2004г.) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим законом, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ на:

а) оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда;

б) на оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда и т.д.

в) оплату проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям льгот необходимо учитывать правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.06г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ».

Согласно п. 18 Постановления при применении ст. 72 Конституции РФ, абз. 6 п.1 ст. 85 БК РФ в ранее действовавшей редакции судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п.4 ст. 130, ст. ст. 133, 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.05г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.08.01г. № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещении. В связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требований о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В бюджете Волгоградской области на 2004г. в соответствии со ст. 55 Закона Волгоградской области от 10.12.03г. № 897-ОД «Об областном бюджете на 2004год» на реализацию закона «О ветеранах» предусмотрено 244 600 тыс. руб. Вместе с тем, как следует из Приложения № 2 (разногласия Волгоградской области по расчету финансовой помощи из федерального бюджета 2004г.) к акту сверки от 30.09.03г. в Министерстве финансов РФ исходных данных для расчета объема финансовой помощи бюджету Волгоградской области на 2004 год, потребность Волгоградской области только на реализацию закона «О ветеранах» в 2004г. составляла 2 459 млн. рублей (т.13 л.д.46-68).

В свою очередь в бюджете Российской Федерации на 2004г. не предусмотрены расходы на реализацию Закона «О ветеранах». При этом действие указанного закона на 2004г. не приостанавливалось. В связи с чем, указанные выше расходы Волгоградской области не могли быть предусмотрены в порядке расчетов по межбюджетным отношениям.

О недостаточности финансирования, как Волгоградской области, так и соответственно муниципальных образований и, как следствие, наличие задолженности, в том числе и перед истцом, свидетельствует переписка Администрации Волгоградской области с Министерством финансов РФ, которая, в том числе содержит и расчет потребности области по возмещению ее расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот (т.13 л.д.69-88).

Из чего следует, что Российской Федерацией не приняты все меры для реализации в 2004г. закона в полном объеме.

Указанное свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Российской Федерации и причинной связи между возникшими убытками и действием (бездействием) ответчика.

В связи с чем, арбитражный суд считает, что возмещение истцу убытков в размере 62 802 руб. 60 коп, возникших в связи с предоставлением в 2004г. гражданам услуг с учетом льгот, подлежит с Казны Российской Федерации, интересы которой представляет финансовый орган – Министерство финансов РФ. В удовлетворении иска к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в указанной части требований подлежит отказать.

В соответствии с п.2 ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.04г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из чего следует, что меры социальной поддержки тружеников тыла (ст. 20 Закона) и ветеранов труда (ст. 22 Закона) действующим законодательством отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в данном случае - Волгоградской области.

Специальный закон, регулирующий правовое положение ветеранов труда и меры их социальной поддержки, принят Волгоградской областной Думой 16.10.06г. № 1291-ОД «О ветеранах труда Волгоградской области». Закон вступает в силу с 1 января 2007г. На период 2005-2006г.г. законодательство Волгоградской области правового регулирования вопросов социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла не предусматривало.

Тем не менее, в бюджете Волгоградской области на 2005г. были предусмотрены средства на социальную поддержку указанной категории льготников. Так Законом Волгоградской области от 28.2.05г. № 1013-ОД «Об областном бюджете на 2005г.» предусмотрены средства на предоставление льгот ветеранам труда в размере 336 936 тыс. руб., труженикам тыла – 96 731 тыс. руб.

Вместе с тем, указанные средства в полном объеме не были перечислены организациям, предоставляющим гражданам услуги с учетом льгот, о чем свидетельствует исполнение областного бюджета за 2005г.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 13.12.2005г. № 1383-ОД «Об исполнении областного бюджета за 2005г.» на социальную поддержку ветеранов труда направлено 283 729,2 тыс. руб. или 84,21%. На социальную поддержку тружеников тыла направлено 80 749,6 тыс. руб. или 83,48%.

Из чего следует, что Волгоградской областью не приняты все меры для реализации в 2005г. закона в полном объеме.

Указанное свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Волгоградской области и причинной связи между возникшими убытками и действием (бездействием) ответчика.

В связи с чем, арбитражный суд считает, что возмещение истцу убытков в размере 3990 руб., возникших в связи с предоставлением в 2005г. ветеранам труда, труженикам тыла услуг с учетом льгот, подлежит с Казны Волгоградской области, интересы которой представляет финансовый орган – Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-178 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать в пользу ОАО «Волгоградоблгаз» с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ убытки в размере 62 802 руб. 60 коп в связи с предоставлением гражданам в 2004г. услуг с учетом льгот в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».

Взыскать в пользу ОАО «Волгоградоблгаз» с Казны Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области убытки в размере 3990 рублей в связи с предоставлением гражданам (ветеранам труда, труженикам тыла) в 2005г. услуг с учетом льгот в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах».

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Волгоградского области.

Судья Н.Н. Середа