ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-8780/11 от 20.09.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс(8442) 24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград дело № А12-8780/2011

« 26 » сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2011 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Звонаревой О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

закрытого акционерного общества «Теплосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании действий личного состава пожарной части не соответствующими Методическим рекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, утвержденным МЧС России,

с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц – Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, Южного регионального центра МЧС России

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 12.04.2011,

от ответчика – не явился, извещен,

от ГУ МЧС по Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 12.01.2011 №1/49-5,

от Южного регионального центра МЧС России – не явился, извещен

установил:

Закрытое акционерное общество «Теплосервис» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» (далее – ответчик, 1 отряд ФПС), в котором просит признать действия личного состава 20-й пожарной части государственного учреждения «1 отряд ФПС по Волгоградской области» ГУ МЧС России по Волгоградской области, находящейся по адресу: 400074, <...>, по тушению пожара 04.02.2011 в здании по адресу: <...>, не соответствующими Методическим рекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, утвержденным МЧС России.

К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц определением суда от 09.08.2011 привлечены: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области (далее – ГУ МЧС по Волгоградской области) и Южный региональный центр МЧС России

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Южный региональный центр МЧС России в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит отказать ЗАО «Теплосервис» в удовлетворении требований и рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Суд, в порядке ст. 156, ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривает дело в отсутствие ответчика и Южного регионального центра МЧС России.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представитель  ГУ МЧС по Волгоградской области возражает против удовлетворения заявленных требований, представлен отзыв. 

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Теплосервис» является собственником объекта - встроенного нежилого помещения площадью 380,5 кв.м, расположеннго на 3 этаже по адресу ул. Баррикадная, д.23/32 г.Волгограда, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права 34 АУ № 372772.

04.02.2011 вследствие возгорания в здании, расположенном по адресу: <...> произошел пожар.

По факту пожара 04.02.2011 возбуждено уголовное дело N 094711 по части 2 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога).

Постановлением от 05.02.2011 ФИО3 – генеральный директор ЗАО «Теплосервис»признан потерпевшим по уголовному делу. Согласно данному постановлению в период времени с 02 час. 30 мин. По 02 час. 50 мин. неустановленное лицо путем поджога, умышленно уничтожило имущество Ворошиловского районного суда г.Волгограда, Ворошиловского районного отдела УФССП по Волгоградской области, прокуратуры Ворошиловского района г.Волгограда и ЗАО «Теплосервис», расположенного по адресу: <...> после чего с места преступления скрылось, причинив своими умышленными действиями тяжкие последствия, выразившиеся в дезорганизации государственных учреждений.

Полагая, что, что последствия пожара были вызваны действиями пожарных 20-й пожарной части 1 отряда ФПС поскольку действия пожарных не соответствовали Методическим рекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, утвержденным МЧС России, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Податель заявления ссылается на то, что пожар в здании начался в 2 час. 30 мин., фактически к тушению пожара личный состав приступил намного позднее, пожар был ликвидирован через большой промежуток времени.

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к задачам арбитражных судов отнесена защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Целью судебной защиты в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.

Исходя из анализа названных норм, суд приходит к выводу, что Кодекс в числе правовых оснований на обращение в суд за защитой нарушенного права называет юридическую заинтересованность в исходе дела, причем немаловажным фактором в обращении лица в арбитражный суд является та цель, которую лицо преследует, а именно, защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установление факта его нарушения и, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие и законность положения, которое он желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным действий заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) действий закону или иному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов Предпринимателя.

При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Обращаясь с настоящим заявлением, заявитель должен был доказать наличие нарушенного права и правомерность избранного им способа защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проанализировав фактические обстоятельства данного дела и оценив с позиции статьи 71 АПК РФ имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии каждого из двух вышеназванных условий для квалификации оспариваемых действий ответчика в качестве незаконных.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 утверждено Положение о федеральной противопожарной службе.

В пункте 1 Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) указано, что Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят: центральный аппарат; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожар квалифицируется как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Организация тушения пожаров представляет собой согласно ст. 1 Закона N 69-ФЗ совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Как следует из статьи 22 Закона N 69-ФЗ, проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Этой же нормой предусмотрено, что выезд подразделений пожарной охраны на эти работы осуществляется в безусловном порядке на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 22 Закона N 69-ФЗ для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - "01".

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.

В силу ч. 14 ст. 22 Закона N 69-ФЗ личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Согласно акту о пожаре от 04.02.2011 сообщение о пожаре в 20 пожарную часть 1 отряда ФПС по Волгоградской области поступило по телефону от сотрудника ППС 04.02.2011 в 02 час. 57 мин. Время прибытия 1-го подразделения на место пожара - 02 часа 58 минут. Дата и время локализации пожара 04.02.2011 в 08 час. 45 мин. на площади 400 кв.м. Дата и время ликвидации пожара 04.02.2011 в 20 час. 40 мин. Число участников тушения – 50 человек.

Южный региональный центр МЧС России в представленном отзыве отметил, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и требованиями приказа МЧС РФ от 05.05.2008 N240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.05.2008 N 11779, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 июня 2008 г. N 26) на тушение пожара были привлечены силы и средства пожарной охраны Волгоградской области, в объеме и количестве, обеспечивающим наилучшие условия локализации и ликвидации данного пожара.

Также указывает, что в 02 час.   58мин. к месту пожара прибыл караул 20-й пожарной части 1 отряда ФПС в составе двух отделений на пожарных автоцистернах и одном автомобиле газодымозащитной службы во главе с начальником караула.

Кроме того сослался на то, что в тушении пожара было задействовано 12 отделений на пожарных автоцистернах, одна автолестница пожарная (АЛ-30), один автомобильный коленчатый подъемник (АКП-50), один автомобиль газодымозащитной службы, один автомобиль связи и освещения, применялись 7 звеньев ГДЗС, 50 человек личного состава, 2 автомобиля муниципальной службы спасения «089», 9 человек личного состава этой службы. Для тушения пожара применялись 8 стволов типа РСК-50, 3 переносных лафетных ствола. Также, на начальном этапе тушения пожара применялся ствол ручной высокого давления от пожарной автоцистерны.

В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.

В рассматриваемом случае, время прибытия на пожар караула ПЧ №20 1 отряда ФПС составило 2 минуты, что полностью соответствует требованиям закона.

Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Ссылка заявителя на Методические рекомендации по действиям подразделений ФПС МЧС России при тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ несостоятельна, поскольку данные Методические рекомендации не отвечают требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам, так как официальный текст не был опубликован в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органовисполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным изданием также является указанный выше Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

В силу пункта 10 вышеназванного Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 76).

Аналогичные положения закреплены в п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Законодатель в статье 199 АПК РФ установил требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным. Так, в заявлении должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение, действие.

Данное требование закона заявителем не исполнено.

Заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия 1 отряда ФПС, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В связи с оставлением требований ЗАО «Теплосервис» без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать закрытому акционерному обществу «Теплосервис» в удовлетворении требований к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» о признании действий личного состава 20-й пожарной части государственного учреждения «1 отряд ФПС по Волгоградской области» ГУ МЧС России по Волгоградской области, находящейся по адресу: 400074, <...>, по тушению пожара 04.02.2011 в здании по адресу: <...>, не соответствующими Методическим рекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, утвержденным МЧС России.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Стрельникова Н.В.