ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-8845/14 от 26.05.2014 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград Дело № А12-8845/2014

« 27 » мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2014 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная служба «Микрорайон 101» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании ненормативного правового акта недействительным

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2014

от ответчика: ФИО2, доверенность от 03.02.2014 №04-01-06-01/189

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная служба «Микрорайон 101» (далее – заявитель, общество, ООО «ЭС «Микрорайон 101») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит  признать недействительным в части пункта 1 предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – Инспекция)  от 24.07.2013г. № 1928.

Заявитель в судебном заседании  поддержал требования.

Инспекция возражает против удовлетворения заявленных требований, представлен отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд  не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 3.35 Административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской обл. от 12.10.2012 № 285 в случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица Инспекции в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований с указанием сроков их устранения.

Из материалов дела следует, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО3 от 04.07.2013 № 1928 о проведении проверки юридического лица Инспекцией в период с 04 июля 2013 года по 24 июля 2013 года в отношении ООО «ЭС «Микрорайон 101» была проведена внеплановая документарная проверка доводов, указанных в жалобе гражданки, проживающей по адресу: дом № 11, кв. № 63, ул. Новороссийская, г. Волгоград, содержащей вопросы обоснованности расчета размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с марта 2013 г. по май 2013 года и отоплению за период с сентября 2012 г. по май 2013 г.

Пункт 11 вышеуказанного приказа содержит перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки, в том числе: протокол; разрешение на ввод в эксплуатацию; анализ объемов потребления за коммунальные услуги на общедомовые нужды с мая по июнь 2013 г.; справка об изменении в техническом паспорте; экспликации по жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома; договор о приобретении коммунальных услуг; договор управления; справка о степени благоустройства; платежные документы; распределение группового счетчика; справка об оснащении коллективными приборами учета по отоплению, ГВС, ХВС; справка об оснащении коллективными приборами учета коммунальными ресурсами; акты допуска и повторного допуска в эксплуатацию узла тепловой энергии у потребителя; счета-фактуры; отчеты о расходовании тепловой энергии; журнал учета показаний общедомового счетчика электрической энергии по многоквартирному дому № 11 по ул. Новороссийская, г. Волгоград; журналы учета тепловой энергии; принципиальная схема трубопроводов ИТП и МТП; агентские договоры; справка о порядке расчета платы за оказанные коммунальные услуги; справка о наличии потребителей, являющихся собственниками нежилых помещений.

В соответствии с представленной информацией ООО «ЭС «Микрорайон 101» являлось исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды по адресу: дом №11, ул. Новороссийская, г.Волгоград в период с марта по май 2013 г. и отоплению в период с сентября 2012 г. по июнь 2013 г.

Технический паспорт исполнителем коммунальных услуг представлен не в полном объеме. Отсутствует раздел технического паспорта, содержащего размеры общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений. Таким образом, размер площади, участвующей в расчете информацией ООО «ЭС «Микрорайон 101» не подтвержден.

Расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды произведен с нарушением п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - Правила №354) по не подтвержденным размерами площадей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома технического паспорта.

24.07.2013г. Инспекцией составлен акт проверки №1928.

По итогам проверки 24.07.2013 в отношении ООО «ЭС «"Микрорайон 101» выдано предписание № 1928 от 24.07.2013 о прекращении нарушений обязательных требований Правил 354 в соответствии, с которым на общество возложена обязанность:

1) Прекратить нарушения. В срок до 29.11.2013 произвести перерасчет платы по многоквартирному дому № 11 по ул. Новороссийская, г. Волгоград с марта по май 2013 г.:

- за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды с учетом достоверного размера общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений площади жилых и нежилых помещений (основание технический паспорт).

Производить плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды по подтвержденному техническим паспортом размеру площади, входящей в состав общего имущества. Размер общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме № 11 по ул. Новороссийская, г. Волгоград, применять в расчете платы согласно техническому паспорту на дом либо документам, указанным в рекомендательном письме Министерства регионального развития РФ от 22 ноября 2012 г. № 29433-ВК/19;

2) Произвести перерасчет платы по многоквартирному дому №11 по ул.Новороссийская, г. Волгоград за апрель 2013 г., включая март 2013 г. за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с постановлением от 05 марта 2013 г. №104-п "О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги" и п. 48 Правил 354.

Не согласившись с вынесенным предписанием в части пункта 1, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.

При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.

В связи с удовлетворением ходатайства директора ООО «ЭС «Микрорайон 101» от 29.11.2013 № 00001160 о продлении срока исполнения требований предписания № 1928 от 24.07.2013, срок исполнения требований указанного предписания на основании решения Инспекции №1928 от 29.11.2013 о продлении сроков исполнения требований предписания был продлен до 03.03.2014г.

В соответствии с п. 3.36.4 Приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской обл. от 12.10.2012г. № 285 «Об утверждении административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области» предписание или его отдельные положения отзываются, в том числе, в случае отмены (изменения) нормативных правовых актов, на основании которых было выдано предписание.

На основании того, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от по делу №А12-23386/2013 признаны недействующими п. 6 и п. 7 Постановления Правительства Волгоградской области от 05.03.2013г. № 104-п «О мерах по недопущению необоснованного роста платы за коммунальные услуги» с момента принятия, соответственно не подлежат применению и исполнению.

24.03.2014г. заместителем руководителя Инспекции при изучении материалов проверки, проведенной должностным лицом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области на основании распоряжения № 1928 от 04.07.2013, вынесено решение об отзыве пункта 2 выданного ООО «ЭС «Микрорайон 101» предписания от 24.07.2013г. № 1928.

Инспекция письмом от 24.03.2014г. №1928 сообщила обществу об отзыве решением Инспекции от 24.03.2014г. пункта 2 предписания от 24.07.2013 №1928 сообщила обществу, в связи с чем, пункт 2 надлежит считать не подлежащим обязательному исполнению.

Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 26.03.2014г. по делу № 12ап-330/2014 по жалобе представителя ООО «ЭС «Микрорайон 101» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 116 Волгоградской области от 19.12.2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ постановление указанного мирового судьи от 19.12.2013г., в соответствии с которым ООО «ЭС «Микрорайон 101» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. - оставлено без изменения, а жалоба представителя ООО «ЭС «Микрорайон 101» ФИО1 - без удовлетворения.

В данном судебном акте отражено, что дело об административном правонарушении было возбуждено по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с тем, что в ходе внеплановой документарной проверки 21.10.2013, проводимой на основании приказа от 09.09.2013 № 2681, установлен факт неисполнения заявителем обязательных требований предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 22.04.2013 № 994-1 об устранении нарушений жилищного законодательства РФ.

Требования, указанные в предписании Инспекции № 1928 от 24.07.2013 аналогичны требованиям, содержащемся в предписании Инспекции от 22.04.2013 № 994-1.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что подземная автостоянка (паркинг) по адресу: <...> входит в строение жилого многоквартирного дома (общую площадь) согласно технической документации. Паркинг — это подземная парковка (автостоянка автомобилей). Подземная автостоянка (паркинг) имеет самостоятельное значение и может эксплуатироваться независимо от многоквартирного дома. В связи с этим основным объектом права собственности (не объектом общего имущества) выступает парковочное место в подземной автостоянке (паркинге). Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на парковочное место (объект недвижимого имущества) как самостоятельного объекта должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данное обстоятельство подтверждается наличием у собственников подземной автостоянки (паркинга) отдельных свидетельств о праве собственности на каждое парковочное место. Письмом исх. № 00001047 от 30.10.2013г. ООО «ЭС «Микрорайон 101» просило Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области для выполнения пунктов предписания № 1928 от 24.07.2013 г. предоставить методику расчета по начислению коммунальных услуг по паркингу (подземной автостоянке) в связи с тем, что подземная автостоянка (паркинг) по адресу: <...> не имеет индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов (электросчетчиков), но имеется в наличии общий прибор учета коммунальных ресурсов (электросчетчик) на паркинг (подземную автостоянку). Оплата данных коммунальных ресурсов распределяется пропорционально между собственниками парковочных мест подземной автостоянки (паркинга), но не между собственниками многоквартирного жилого дома № 11 по ул. Новороссийская в г. Волгограде. Ответа на данное письмо от Инспекции государственного жилищного надзора, так и не последовало.

Между тем, в Постановлении от 24.09.2013г. №6037/13 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации сформулировал позицию, согласно которой подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов.

Президиум указал, что вывод о том, что машиноместа не относятся к местам общего пользования был сделан и без учета нормы пункта 2 Правил содержания общего имущества, согласно подпунктам «а» и «ж» которого в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Указанные Правила содержания общего имущества изданы Правительством Российской Федерации на основании статей 39 и 156 Жилищного кодекса, что предусмотрено пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, к которым относится договор энергоснабжения.

Также Президиум указал, что факт принадлежности машиномест на праве собственности лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также использование этих машиномест для удовлетворения личных потребностей собственников не имеет правового значения при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию, поставленную в помещение подземного гаража, поскольку на статус этого подвального помещения, в котором имеются инженерные коммуникации, не влияет принадлежность расположенных в нем машиномест лицам, не проживающим в таком доме. Наличие среди собственников машиномест лиц, не являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, не влияет на правовой режим подземного гаража как общедомового имущества.

Таким образом, подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов.

Факт нарушения заявителем требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, подтверждается оспариваемым предписанием (пункт 1) и заявителем не опровергнут.

Согласно пояснения, данного представителем заявителя в ходе судебного заседания, пункт 2 предписания от 24.07.2013г. № 1928 обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что Инспекцией правомерно вынесен пункт 1 оспариваемого предписания.

ООО «ЭС «Микрорайон 101» не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемым предписанием нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с оставлением требований ООО «ЭС «Микрорайон 101» без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.

За подачу заявления ООО «ЭС «Микрорайон 101» по платежному поручению от 21.03.2014 № 14 уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб. Предметом рассмотрения по делу является одно требование.

Между тем для организаций за подачу заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным установлен размер государственной пошлины – 2000 рублей (пункт 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная служба «Микрорайон 101» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным пункта 1 предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 24.07.2013 № 1928 о прекращении нарушений обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Возвратить из федерального бюджета плательщику – обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная служба «Микрорайон 101» (ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 21.03.2014 № 14 в размере 2000 руб., выдав справку.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Судья Стрельникова Н.В.