ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-9710/11 от 12.10.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград дело № А12-9710/2011

« 14 » октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2011 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поляковой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения,

с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Урюпинской городской Думы, Отдела по управлению имуществом Администрации городского округа г. Урюпинск, общества с ограниченной ответственностью «Станция приема отходов», ФИО1

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещен;

после перерыва – ФИО2, доверенность № 2 от 11.01.2011,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – ФИО3, доверенность от 04.02.2011 № 01-03/37-29, ФИО4, доверенность от 05.10.2011 № 01-03/37-67,

от Отдела по управлению имуществом Администрации городского округа г. Урюпинск – не явился, извещен; после перерыва - ФИО2, доверенность № 2 от 11.01.2011,

от Урюпинской городской Думы – не явился, извещен,

от общества с ограниченной ответственностью «Станция приема отходов» - не явился, извещен,

от ФИО1 – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, ответчик) от 25.04.2011 по делу № 11-01-17.1-03/34 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания факта нарушения администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117 А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, и в части передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;

- отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25.04.2011 по делу № 11-01-17.1-03/34 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания факта нарушения администрацией

городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117 А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, и в части передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Указанное заявление определением от 17.06.2011г. принято к производству Арбитражного суда Волгоградской области.

В судебном заседании 12.10.2011г. до рассмотрения спора по существу  представителем Администрации в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25.04.2011 по делу № 11-01-17.1-03/34 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания факта нарушения администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, и в части передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Данный отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, поэтому, с учетом мнения участвующих в деле лиц, принимается судом и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу в указанной части.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, представлен отзыв.

ООО «Станция приема отходов» в представленном отзыве просит удовлетворить заявленные требования.

Урюпинская городская Дума представила отзыв, в котором просит заявленные требования Администрации удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что 28.01.2010 Урюпинская городская Дума приняла решение №7/4 о передаче в безвозмездное пользование посредством проведения конкурса объекта муниципальной собственности - здания станции по приему отходов площадью 76,5 м2, расположенное по адресу: г. Урюпинск, Гора Восточная, 117а, сроком на 10 лет

Пунктом 2 данного решения на Отдел по управлению имуществом администрации городского округа город Урюпинск возложена обязанность разработать условия и провести конкурс по передаче вышеуказанного муниципального имущества в безвозмездное пользование сроком на 10 лет.

Во исполнение вышеуказанного решения, отделом по управлению имуществом администрации г.Урюпинска вынесено распоряжение от 26.02.2010 №52-р «О проведении открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества», которым утверждена конкурсная документация, определены критерии конкурса и установлен срок опубликования в газете информационного сообщения о проведении конкурса о 01.03.2010. Данным распоряжением также утверждена конкурсная документация по открытому аукциону. Информационное сообщение было опубликовано в газете 26.02.2010 и размещено на официальном сайте Администрации городского округа - город Урюпинск.

Распоряжением отдела по управлению имуществом г.Урюпинска от 13.04.2010 №112-р, ввиду того, что по истечении срока предоставления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок, открытый конкурс на право заключения договора безвозмездного пользования здания станции по приему отходов, признан несостоявшимся. Пунктом 2 данного распоряжения конкурсной комиссии предписано вскрыть конверт с единственной заявкой, представленной ООО «Станция приема отходов» и рассмотреть эту заявку.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с единственной заявкой на участие в открытом конкурсе по передаче в безвозмездное бессрочное пользование объекта муниципальной собственности от 15.04.2010 №72/1 конкурной комиссией, действовавшей на основании постановления главы администрации г.Урюпинска №555 от 16.09.2009, заявка ООО «Станция приема отходов» признана соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса.

22.04.2010 отделом по управлению имуществом г.Урюпинска было принято распоряжение №132-р о заключении договора безвозмездного пользования сроком на 10 лет с ООО «Станция приема отходов» на муниципальное имущество - здание станции по приему отходов площадью 76,5 кв.м, расположенное по адресу г.Урюпинск, Гора Восточная, 117а.

Согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) заключение договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения кон курсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме кон курса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ).

На основании части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ, конкурсы на право заключения таки х договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон №115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях).

Согласно пункту 6 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях в случае если конкурс объявлен несостоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся и если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации.

Между отделом по управлению имуществом администрации городского округа г.Урюпинск, действовавшим от имени муниципального образования «Городской округ город Урюпинск Волгоградской области» и ООО «Станция приема отходов» заключен договор №46/10 от 23.04.2010 на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества.

В УФАС по Волгоградской области 18.01.2011г. поступила жалоба ИП ФИО1 (вх. № 214) в котором он указал, что в результате передачи здания станции приема жидких отходов, находящейся в муниципальной собственности г.Урюпинска в пользование ООО «Станция приема отходов» произошел рост тарифов на услуги утилизации жидких отходов.

Приказом УФАС по Волгоградской области № 47 от 04.02.2011 возбуждено дело №11-01-17.1-03/34 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции), создана комиссия по рассмотрению дела.

В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

По результатам рассмотрения данного дела комиссией УФАС по Волгоградской области вынесено решение 25.04.2011г. по делу №11-01-17.1-03/34 в соответствии с которым,  признан факт нарушения администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора; передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу УФАС по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.  Также решено обратиться в арбитражный суд с иском о признании договора № 46/10 от 23.04.2010 недействительным.

Посчитав, что решение УФАС по Волгоградской области от 25.04.2011г. незаконно, Администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.198 АПК РФ).

При рассмотрении настоящего дела определением от 24.08.2011 года судом производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-7143/2011.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2011 по делу №А12-7143/2011 отказано в удовлетворении иска Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области; Отделу по управлению имуществом администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании недействительным договора №46/10 от 23.04.2010 на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, заключенного между отделом по управлению имуществом Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области и ООО «Станция приема отходов» и применить последствия недействительности сделки, обязав ООО «Станция приема отходов» возвратить отделу по управлению имуществом администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области муниципальное недвижимое имущество - здание станции по приему жидких бытовых отходов общей площадью 76,5 кв.м, расположенное по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117А, переданное согласно акту приема-передачи муниципального недвижимого имущества от 23.04.2010, а администрации вернуть ООО «Станция приема отходов» все полученное по сделке.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 решение суда первой инстанции от 23.07.2011 по делу №А12-7143/2011 оставлено без изменения.

Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции по делу №А12-7173/2011, исходил из следующего.

Как установлено судом апелляционной инстанции, администрация городского округа г.Урюпинск действиями отдела по управлению имущества и постоянно действующей конкурсной комиссии соблюла установленный Законом о защите конкуренции и Законом о концессионных соглашениях порядок.

23.04.2010 между отделом по управлению имуществом администрации городского округа г.Урюпинск, действовавшим от имени муниципального образования «Городской округ город Урюпинск Волгоградской области» и ООО «Станция приема отходов» заключен договор №46/10 на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, согласно которому ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование муниципальное недвижимое имущество - здание станции по приему жидких бытовых отходов общей площадью 76,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Урюпинск, Восточная Гора, 117а.

Постановлением апелляционного суда также установлено, что заявляя требование о признании договора №46/10 от 23.04.2010 недействительным, антимонопольный орган указал на его несоответствие проекту договора, предусмотренному конкурсной документацией, а именно:

1. В договоре отсутствует ссылка на основание заключения данного договора, которая предусмотрена п. 1.1. проекта договора раздела 5 конкурсной документации.

2. Пункт 1.2. проекта договора закрепляет, что муниципальное недвижимое имущество передается Ссудодателем Ссудополучателю в удовлетворительном состоянии согласно акту приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Данная норма в договоре №46/10 от 23 апреля 2010 года, не содержится.

3. Согласно п. 1.2. договора срок его действия установлен на 11 (одиннадцать) лет. В информационном сообщении конкурсной документации и пункте 5.1. проекта договора, срок действия договора иной -10 лет.

4. Пунктом 1.3. проекта договора указана цель использования передаваемого муниципального имущества - организация работы станции по приему жидких бытовых отходов. Договор такого условия не предусматривает.

5. В соответствии с п. 2.4. проекта договора Ссудодатель обязуется передать по акту муниципальное недвижимое имущество. Пункт 2.4. договора устанавливает иной порядок - Ссудодатель обязуется передать по акту муниципальное недвижимое имущество в состоянии, пригодном для его использования в целях, предусмотренных в настоящем договоре.

6. Пункт 5.3. проекта договора предусматривает, что если Ссудополучатель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны Ссудодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Договор не содержит данного пункта.

7. Согласно пункту 6.2. проекта договора, досрочное расторжение договора по инициативе Ссудодателя допускается в случае нарушения Ссудополучателем условий настоящего договора. Договор не содержит данного пункта, но включает в себя иной пункт, не предусмотренный проектом договора, закрепляющий, что каждая из сторон вправе в любое время расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

8. В соответствии с п. 7.1. проекта договора реконструкцию и перепланировку помещения Ссудополучатель осуществляет по письменному согласованию с ссудодателем за свой счет. В договоре не указано за чей счет будет осуществляться реконструкция.

Апелляционная инстанция указала, что из анализа оспариваемого договора следует, что действительно положения договора в указанных выше пунктах не соответствуют проекту договора, предусмотренному конкурсной документацией. Между тем, дополнительным соглашением от 13.04.2011 стороны привели названный договор в соответствие с проектом договора и конкурсной документацией. Поскольку Гражданское законодательство, а также нормы Закона о защите конкуренции и Закона о концессионных соглашениях не лишают стороны сделки права заключать дополнительные соглашения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент обращения УФАС по Волгоградской области в арбитражный суд с соответствующим иском, заключенный между ответчиками договор с учетом дополнительного соглашения от 13.04.2011 соответствовал требованиям закона и конкурсной документации.

Вместе с тем апелляционная инстанция по делу №А12-7143/2011 установила, что на момент проведения проверки сторонами исполнялись условия договора в редакции, соответствующей конкурсной документации, а именно в течении 5 месяцев ООО «Станция приема отходов» произвела реконструкцию объекта недвижимости, переданного в безвозмездное пользование, и приступила к выполнению условий договора по приему отходов.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения 25.04.2011 по делу №11-01-17.1-03/34.

Учитывая изложенное, судом усмотрены основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь частями 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области  от 25.04.2011 по делу 11-01-17.1-03/34 о нарушении антимонопольного законодательства незаконным  в части признания факта нарушения Администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117 А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, и в части передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Принять отказ Администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от заявленных требований об отмене решения Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 апреля 2011 г. по делу № 11-01-17.1-03/34 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания факта нарушения Администрацией городского округа город Урюпинск Волгоградской области части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора № 46/10 от 23.04.2010 с ООО «Станция приема отходов» на передачу в безвозмездное срочное пользование муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Урюпинск, Гора Восточная, 117 А, находящегося в собственности городского округа город Урюпинск Волгоградской области, не по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, и в части передачи материалов дела № 11-01-17.1-03/34 соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Волгоградской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Производство по делу №А12-9710/2011 в данной части прекратить.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Стрельникова Н.В.