АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-9862/2009
18 июня 2009 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Репниковой В.В.
При ведении протокола судебного заседания судьей Репниковой В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Империя лимузинов» (далее – ООО «Империя лимузинов», общество, заявитель) к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Волгограда (далее – ИФНС России по Центральному району г.Волгограда, налоговый орган, ответчик)
о признании незаконными действий налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.04.2009,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 5.11.2008, ФИО3, доверенность от 12.01.2009
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО «Империя лимузинов» с заявлением о признании незаконными следующих действий ИФНС России по Центральному району г.Волгограда:
- составление и вручение акта камеральной проверки от 31.03.2009 № 12-21-36-376-388 дсп,
- рассмотрение акта камеральной проверки от 31.03.2009 № 12-21-36-376-388 дсп,
- принятие по результатам рассмотрения акта и возражений решений от 12.05.2009 № 12-21-83 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 12-21-76 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки,
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с решением от 12.05.2009 № 12-21-83.
В предварительном судебном заседании заявитель дополнил требования и просил в случае удовлетворения заявленных требований обязать ИФНС России по Центральному району г.Волгограда прекратить исполнение решения, вынесенного в результате совершения действий, признанных судом незаконными.
В судебном заседании заявитель в связи с принятием налоговым органом решения по результатам камеральной налоговой проверки уточнил требования и просил признать незаконными следующие действия ИФНС России по Центральному району г.Волгограда:
- составление и вручение акта камеральной проверки от 31.03.2009 № 12-21-36-376-388 дсп, а также рассмотрение указанного акта и возражений на него вместо истребования и получения пояснений по выявленным в процессе проверки обстоятельствам,
- принятие по результатам рассмотрения акта и возражений решений от 12.05.2009 № 12-21-83 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 12-21-76 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
От остальной части заявленных требований заявитель отказался, в связи с чем на основании п.п.4 п.1 ст.150 АПК РФ суд прекратил в части производство по делу.
Ответчик заявленных требований не признал, представил письменный отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
17 декабря 2008 года ООО «Империя лимузинов» представило в ИФНС России по Центральному району г.Волгограда уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 3 квартал 2008 года, в которой заявило сумму НДС к возмещению из бюджета в размере 815 136 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, по результатам которой составлен акт № 12-21-36-376-388 дсп от 31 марта 2009 года.
В результате проверки установлена неполная уплата налога на добавленную стоимость в размере 1 064 481 руб., завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета, в размере 815 136 рублей, предложено привлечь общество к налоговой ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ.
В акте проверки обществу разъяснено его право представить возражения, дополнительные документы в течение 15 дней со дня получения акта в случае несогласия с изложенными в нем фактами, выводами и предложениями проверяющего.
29 апреля 2009 года обществом представлены возражения на акт камеральной проверки, которые были рассмотрены 29 апреля 2009 года с участием представителя ООО «Империя лимузинов» ФИО1
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных возражений налоговым органом 12 мая 2009 года приняты решения № 12-21-83 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 12-21-76 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Заявитель просит признать действия ИФНС России по Центральному району г.Волгограда по составлению и вручению акта камеральной проверки от 31.03.2009 № 12-21-36-376-388 дсп, рассмотрению указанного акта и возражений на него вместо истребования и получения пояснений по выявленным в процессе проверки обстоятельствам, по принятию по результатам рассмотрения акта и возражений решений от 12.05.2009 № 12-21-83 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 12-21-76 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки незаконными.
В качестве правовых оснований заявленных требований заявитель указывает на проведение камеральной налоговой проверки с нарушениями требований п.п.3-5 ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), что привело к неполноте проведенной проверки и незаконным выводам о неполной уплате налога и повлекло необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Данными действиями налогового органа, по мнению заявителя, нарушены права и законные интересы ООО «Империя лимузинов», что выразилось в нарушении права на своевременное возмещение налога на добавленную стоимость, заявленного в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008 года.
Ответчик считает, что налоговый орган, совершая оспариваемые действия, реализовывал свои права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, действия не привели к нарушению прав и законных интересов ООО «Империя лимузинов», так как в решении, вынесенном по результатам камеральной проверки, все возражения общества учтены.
Исследовав представленные документы, выслушав объяснения сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.176 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Пункт 2 статьи 88 НК РФ устанавливает трехмесячный срок проведения камеральной проверки со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В соответствии с п.п.2,3 ст.176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.4 ст.176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Таким образом, обязанность по возмещению налога на добавленную стоимость и зачету налога, подлежащего возмещению, в счет погашения недоимки возникает у налогового органа только после проверки соответствующей налоговой декларации в случае отсутствия фактов нарушения законодательства о налогах и сборах.
Порядок проведения проверки декларации по НДС и рассмотрения материалов проверки предусмотрен ст.ст.88, 101 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.п.3,4,5 ст.88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно п.7 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что в рамках проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2008 года ИФНС России по Центральному району г.Волгограда направило в адрес ООО «Империя лимузинов» требование о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчетность) и дополнительных документов от 10.03.2009 № 12-17/6713/19 и требование о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчетность) от 15.03.2009 № 12-16/6802.
По данным требованиям обществом представлены дополнительные документы и пояснения.
Доводы заявителя о том, что ранее налоговым органом проводилась камеральная проверка по первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, в рамках которой представлялись документы на 700 листах, суд не принимает.
Согласно п.9.1 ст.88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Налоговым кодексом предусмотрено право налогового органа на использование ранее полученных документов и не запрещено истребование документов и пояснений по уточненной декларации, в рамках проведения новой проверки.
В акте налоговой проверки от 31.03.2009 изложены нарушения налогового законодательства, допущенные налогоплательщиком, выводы о наличии которых сделаны налоговым органом на основании документов, полученных в рамках камеральной налоговой проверки.
Заявитель указывает на то, что в требованиях о представлении пояснений налоговый орган истребовал дополнительную информацию не по всем нарушениям, которые затем были изложены в акте проверки.
Вместе с тем, в силу ст.100 НК РФ документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, излагаются в акте проверки.
Согласно п.4 ст.88 НК РФ требования о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчетность) направляется налоговым органом только в том случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Кроме того, для опровержения фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, выводов и предложений проверяющих, изложенных в акте проверки, пунктом 6 статьи 100 НК РФ предусмотрена возможность представления налогоплательщиком письменных возражений с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений.
Из материалов дела следует, что ООО «Империя лимузинов» воспользовалось своим правом, представив возражения и дополнительные документы, представитель общества непосредственно участвовал при рассмотрении материалов проверки и возражений на акт проверки.
Согласно п.6 ст.101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
Как следует из содержания решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда № 12-21-83 от 12.05.2009, для изучения доводов налогоплательщика и дополнительно представленных налогоплательщиком с возражениями документов при рассмотрении материалов налоговой проверки инспекции решено провести в срок до 12 июня 2009 года следующие дополнительные мероприятия налогового контроля:
- направить поручения и сопроводительные письма в инспекции по месту постановки ООО «Олфор», ООО «Пеликан-Авто», ООО «Орбита», ООО «АА Независимость», ООО «БиБи-Воз» о предоставлении информации по деятельности указанных организаций,
- провести допрос физических лиц (выборочно), приобретавших транспортные средства,
- направить запрос в ГИБДД,
- в Волгоградскую Торгово-промышленную палату,
- при необходимости провести иные мероприятия налогового контроля.
11 июня 2009 года, в установленный срок, ИФНС России по Центральному району г.Волгограда вынесено решение № 12-21-80-62 от 11.06.2009 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 3 квартал 2008 года, в размере 8237 рублей, а также решение № 12-25-76-9 от 11.06.2009 об отказе в возмещении частично суммы НДС, которым обществу возмещена сумма НДС в размере 806 899 рублей.
Изучение указанных решений и возражений заявителя на акт проверки свидетельствует о том, что налоговым органом полностью приняты возражения ООО «Империя лимузинов».
Сумма НДС в размере 8237 рублей, в возмещении которой отказано, начислена вследствие не исчисления обществом налога с суммы авансовых платежей в размере 54 000 рублей. Выводы налогового органа в этой части обществом были признаны обоснованными (пункт 7 возражений).
Таким образом, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено не на затягивание сроков проведения камеральной проверки, а на более детальное исследование всех обстоятельств с учетом возражений налогоплательщика, результатом чего явилось вынесение решений от 11 июня 2009 года.
Несмотря на вынесение решений по результатам проверки с учетом возражений общества, заявитель настаивает на своих требованиях.
В связи с этим суд отмечает, что в силу ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) основанием для признания незаконными действий государственных органов является как их не соответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае судом установлено, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, составлении, вручении и рассмотрении акта проверки, принятии решений о проведении дополнительных мероприятий действовал в пределах предоставленных ему полномочий, а сами по себе оспариваемые действия прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Что касается доводов налогового органа о том, что оспариваемые действия налогового органа привели к нарушению срока возмещения налога на добавленную стоимость по уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, то суд отмечает следующее.
В соответствии с п.1 ст.176 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Пункт 2 статьи 88 НК РФ устанавливает трехмесячный срок проведения камеральной проверки со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В соответствии с п.п.2,3 ст.176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
Статьей 101 НК РФ предусмотрено принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, нормами Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия решения о возмещении налога на добавленную стоимость только по результатам проведения проверки обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению, в порядке ст.ст.88, 100, 101 НК РФ.
При таких обстоятельствах принятие 13 мая 2009 года ИФНС России по Центральному району г.Волгограда решения от отказе в осуществлении возврата НДС по уточненной декларации за 3 квартал 2008 года в размере 815 136 рублей вследствие проведения камеральной проверки соответствует нормам Налогового кодекса РФ.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля ответчиком соблюдены.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Империя лимузинов» в части требований о признании незаконными действий ИФНС России по Центральному району г.Волгограда по составлению и вручению акта камеральной проверки от 31.03.2009 № 12-21-36-376-388 дсп, рассмотрению указанного акта и возражений на него вместо истребования и получения пояснений по выявленным в процессе проверки обстоятельствам, по принятию по результатам рассмотрения акта и возражений решений от 12.05.2009 № 12-21-83 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и № 12-21-76 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки отказать.
Производство по делу в остальной части заявленных требований прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший судебный акт.
Судья В.В.Репникова