АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград
09 июля 2014 г. Дело № А12-9982/2014
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2014 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Прудниковой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гребенюковой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 403870, <...>) к публично-правовому образованию Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области (ИНН<***>, ОГРН<***>, 400066, <...>) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации городского округа-город Камыши Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 403870, <...>), Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН<***>, ОГРН<***>, 400050, <...>) о взыскании долга
при участии в заседании:
от истца-Кузнецова Н.И., доверенность
от ответчика- ФИО1 доверенность
от третьих лиц- администрация- ФИО2, доверенность
Комитет по тарифам- Комитет по тарифам- ФИО3, доверенность, ФИО4, доверенность
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие г. Камышина «Тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области 3959481 руб. убытков и 118866,92 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 3355131 руб. на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, возникших в связи с применением социального тарифа при оказании коммунальной услуги по отоплению и 169154,52 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Уточнение принято судом к рассмотрению.
Минфин Волгоградской области Комитет тарифного регулирования Волгоградской области иском не согласились, доводы изложены в отзывах.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно материалам дела МУП «Тепловые сети» предоставляет коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, в связи с чем, по статусу является ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением № 34/4 от 21.12.2012 Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" городского округа город Камышин Волгоградской области" на тепловую энергию установлены как экономически обоснованные тарифы, так и социальные (более низкие) тарифы для населения. Так с 01.07.2013 по 30.09.2013 для истца был установлен для категории потребителей «население» в размере 1349,14 руб/Гкал (с НДС) и экономически обоснованный тариф в размере 1195,31 руб/Гкал (без НДС). Тариф, применяемый для категории «населения» без НДС составляет 1143,34 руб.
В связи с наличием убытков,. вызванных межтарифной разницей между экономически обоснованным тарифом и социальным тарифом для населения за услуги по теплоснабжению, оказанные жителям г. Камышина Волгоградской области истце обратился с настоящим иском.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 ГК РФ, относится, в частности возмещение убытков.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В свою очередь в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон о тарифах), одним из общих принципов регулирования тарифов является установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, а также полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» указано, что при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам необходимо учитывать что если потери ресурсоснабжающих организаций не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Законом Волгоградской области от 27.12.2012 № 181-ОД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждено распределение субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2013 год.
Согласно приложению 19 к указанному Закону г. Камышину субвенция из областного бюджета на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) для населения ниже экономически обоснованных тарифов не предусмотрена.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 21 августа 2013 г. N 414-п утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникших в 2013 году, связанных с применением социальных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) и услуги технического водоснабжения, поставляемые населению"».
Настоящий Порядок регламентирует предоставление субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее именуются - муниципальные районы и городские округа) на предоставление ресурсоснабжающим организациям субсидий на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, связанных с применением социальных тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) и услуги технического водоснабжения, поставляемые населению в 2013 году, ниже экономически обоснованных тарифов (цен) (далее именуются - субсидии), в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области. Субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, возникших в 2013 году.
В соответствии с п.8 Порядка ежеквартально в течение первых трех кварталов календарного года компенсация (возмещение) выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям осуществляется по плановым объемам, учтенным Минтопэнерготарифом Волгоградской области при установлении социальных тарифов для населения.
Согласно приложению 19 к Закону № 181-ОД «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» г. Камышину субвенция из областного бюджета на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) для населения ниже экономически обоснованных тарифов не предусмотрена.
В подтверждение своих исковых требований и количества ресурса, поставленного потребителям (населению) по социальному (заниженному) тарифу МУП ««Тепловые сети» представило: - сведения по форме 22-ЖКХ (сводная), по форме 46-ТЭ , первичные документы подтверждающие объем оказанных услуг.
Согласно расчету истца объем отпущенной тепловой энергии потребителям приравненным к категории «население» за III квартал 2013 г. составил 64559 Гкал.
Убытки МУП «Тепловые сети» в виде межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и социальным тарифом для населения за услуги теплоснабжению составили 3355131 руб.
Ответчик контррасчет суду не представил.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению на сумму 3355131 руб. убытков.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе в связи с оказанием услуг. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность по уплате процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными денежными средствами (субсидией) в случае использования их не по целевому назначению. Положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные правоотношения, в частности на правоотношения, связанные с предоставлением юридическому лицу субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 ГК РФ) в данном случае применению не подлежат, в связи с чем оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 169154,52 руб. не имеется. Иск в данной части удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством. Исходя из подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
По общему правилу, судебные расходы распределяются в соответствии со ст.ст.106-110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Волгоградской области в лице Министерства финансов Волгоградской области (ИНН<***>, ОГРН<***>) за счет казны Волгоградской области в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Камышина «Тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3355131 руб. убытков, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 38671,73 руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию г. Камышина «Тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3112,75 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Н.И.Прудникова