АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
14 ноября 2012 года город Вологда Дело № А13-10806/2012
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ананьевой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Вологде от 22.08.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,
при участии от заявителя ФИО1 по доверенности от 30.12.2011, от Административной комиссии ФИО2 по доверенности от 13.11.2012,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» (далее – ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Вологде (далее – Административная комиссия) от 22.08.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее – Закон № 2429-ОЗ), по делу об административном правонарушении № 1078.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что не является субъектом ответственности, поскольку осуществляет только вывоз мусора; контейнерную площадку и контейнеры непосредственно не эксплуатирует; вывоз отходов по адресу: <...> не был произведен в связи с отсутствием подъезда к контейнерам. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Административная комиссия в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность постановления.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителя заявителя, суд считает, что требования ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07.08.2012 должностным лицом Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды при непосредственном обнаружении составлен акт осмотра территории (объекта) от 07.08.2012 о том, что на момент обследования на контейнерной площадке № 922 по адресу: <...> отсутствует информация о конкретном лице, представляющем услугу по сбору и вывозу отходов, юридических и физических лицах, ею владеющих и ее эксплуатирующих; один контейнер установлен за пределами контейнерной площадки, не имеет съезда и не оборудован согласно СНиП; два контейнера не промаркированы; высота отходов превышает высоту контейнера; территория контейнерной площадки и прилегающая к ней (до 5 м) не прибраны (пакета, коробки, мусор, пищевые отходы). В ходе осмотра также осуществлена фотосъемка.
Обстоятельства, выявленные в ходе обследования, послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 09.08.2012 № 337.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что 07.08.2012 ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА», являясь организацией, осуществляющей услугу по вывозу отходов из контейнеров, находящихся на контейнерной площадке № 922 по адресу: ул. Ильюшина, д. 12 в г. Вологде, допустило нарушение установленного муниципальными правовыми актами порядка сбора твердых бытовых отходов, а именно: высота отходов превышает высоту контейнера, вокруг которого пакеты с бытовыми отходами, мусор россыпью, чем нарушен пункт 3.5 Порядка сбора отходов на территории муниципального образования «Город Вологда».
Административная комиссия, рассмотрев дело об административном правонарушении № 1079, вынесла постановление от 22.08.2012 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного статьей 3.6 Закона № 2429-ОЗ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом и дело рассмотрено административной комиссией в пределах полномочий, предоставленных статьями 8.3, 9.1 Закона № 2429-ОЗ, Законом Вологодской области от 30.06.2002 № 804-ОЗ «Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области», решением Вологодской городской Думы от 25.04.2006 № 67, постановлением Администрации г. Вологды от 08.02.2011 № 520.
В соответствии с пунктом 3.6 Закона № 2429-ОЗ нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона указанного административного правонарушения заключается в нарушении порядка сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов и мусора.
На основании пунктов 1.1, 1.2 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 № 512, Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды (далее – Департамент), являющийся юридическим лицом, является органом Администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе: жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства.
В соответствии с пунктами 3.6.1, 3.6.2 Департамент осуществляет следующие функции: разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке муниципальные правовые акты, регулирующие сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе инвентаризацию, сбор, транспортирование, передачу на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов; контролирует в плановом и оперативном режимах сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с составлением соответствующего акта.
Постановлением главы г. Вологды от 26.01.2010 № 309 утвержден Порядок сбора отходов на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее – Порядок).
Согласно пункту 3.5 Порядка, при увеличении объемов образования отходов соответственно должна увеличиваться периодичность вывоза отходов и (или) количество контейнеров на существующих контейнерных площадках, но не более допустимого в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В случае переполнения контейнеров ответственность возлагается на управляющие организации, юридических и физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющихся собственниками помещений, владеющих и (или) эксплуатирующих контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры при виновных действиях (бездействии) данных лиц.
В случае невыполнения условий договора на вывоз отходов ответственность за переполнение контейнеров возлагается на организацию, оказывающую услуги по вывозу отходов.
В статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, 07.08.2012 на контейнерной площадке № 922 по адресу: ул. Ильюшина, д. 12, ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» допустило переполнение контейнеров, в связи с чем обществом нарушен пункт 3.5 Порядка. Административный орган пришел к выводу о несоблюдении ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» условий договора по вывозу бытовых отходов.
Согласно выписке из реестра мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды, организациями, эксплуатирующими контейнерную площадку по адресу: ул. Ильюшина, д. 12, являются: ОАО «Подшипник», ООО «УК «РЭС-2», ЖСК № 37, ИП ФИО3, ООО «Вологодский хлебокомбинат», МОУ «ДЮСШ по зимним видам спорта».
Административным органом в материалы дела представлен договор № 12029 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов, заключенный ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» (Исполнитель) с открытым акционерным обществом «Подшипник» (Заказчик), из пункта 1.1 которого следует, что предметом договора является вывоз и сдача на утилизацию (захоронение), в том числе, твердых бытовых отходов из контейнеров (объемом 0,7 куб.м.), установленных «Исполнителем» в пользование «Заказчика», образующихся в результате жизнедеятельности людей (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка жилых помещений), по адресам согласно Приложению № 1 к настоящему договору.
Вместе с тем, периодичность вывоза бытовых отходов договором не установлена, что так же не оспаривается представителем Административной комиссии.
В рассматриваемом случае, ни в протоколе об административном правонарушении от 09.08.2012 № 337, ни в постановлении о назначении административного наказания от 22.08.2012 № 1079 не установлено, какой именно договор на вывоз твердых бытовых отходов, а также какие положения договора нарушены обществом.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности Административной комиссией события вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, спецавтотранспорт общества 07.08.2012 неоднократно подъезжал к контейнерной площадке № 922 с целью вывоза мусора. Из приложенных к акту фотографий усматривается, что вблизи контейнеров находятся автомобили.
Согласно пункту 2.1.3 договора № 12029, ООО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» обязано производить вывоз бытовых отходов в течении дня с 6.00 до 18.00 часов. Вместе с тем, в акте осмотра и протоколе об административном правонарушении от 09.08.2012 № 337 зафиксировано, что обследование территории должностным лицом Административной комиссии произведено в 15 час. 25 мин., то есть до окончания сроков вывоза бытовых отходов, установленных условиями договора.
Пунктом 2.6 договора № 12029 установлена обязанность заказчика обеспечить свободный доступ исполнителю к месту производства работ.
В соответствии с пунктом 4.1 договора от 01.01.2011 № 943 на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов, в случае отсутствия подъездов или при наличии других причин, препятствующих своевременному вывозу и утилизации бытовых отходов, ЗАО «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» снимает с себя ответственность за планово-регулярную очистку до момента ликвидации причин, препятствующих уборке.
Таким образом, ответственность за организацию и обеспечение подъезда спецавтотранспорта к контейнерам возлагается на заказчика, в связи с чем доводы административного органа об обязанности общества обращаться с претензиями об освобождении подъездных путей к заказчику, судом отклоняются.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 3.6 Закона № 2429-ОЗ.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Административной комиссии в городе Вологде от 22.08.2012 подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление Административной комиссии в городе Вологде от 22.08.2012 о привлечении закрытого акционерного общества «ЭКОПРОМ-ВОЛОГДА» к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», в виде штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным и полностью отменить.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья Ю.В.Селиванова