ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-11320/2023 от 27.02.2024 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

13 марта 2024 года

город Вологда

Дело № А13-11320/2023

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 13 марта 2024 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завалиной А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок» о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 01.06.2023 № 3-03/635, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента культуры Вологодской области,

при участии от заявителя ФИО1, директора, ФИО2 по доверенности от 16.10.2023, от Контрольно-счетной палаты Вологодской области ФИО3 по доверенности от 09.01.2024 № 4, от Департамента культуры Вологодской области ФИО4 по доверенности от 09.10.2023 № 44, ФИО5 по доверенности от 09.10.2023 № 43,

у с т а н о в и л:

бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Вологодской области (далее – палата, КСП) о признании недействительным представления от 01.06.2023 № 3-03/635.

Определением суда от 21 сентября 2023 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент культуры Вологодской области (далее - Департамент).

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования и доводы, изложенные в заявлении, в обоснование заявленных требований сослались на необоснованность выводов, положенных в основу оспариваемого представления и нарушение прав учреждения.

КСП в отзыве и ее представитель в судебном заседании против требований заявителя возражали, указав, что учреждением не подтверждено выполнение плановых показателей, оспариваемое представление не нарушает прав учреждения.

Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании поддержали позицию заявителя.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 07.03.2023 № 29, пункта 1 раздела II «Контрольные мероприятия» плана работы КСП на 2023 год, утвержденного решением коллегии КСП от 30.12.2022 № 98, Палатой проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2022 год в отношении Департамента.

В ходе проверки КСП установлено невыполнение учреждением государственного задания на 2022 год по показателю «количество публичных выступлений» (плановое значение – 60, фактическое выполнение – 36). Выявленные нарушения отражены КСП в акте 24.04.2023 (том 1, л.д. 38-49).

На основании акта от 24.04.2023 КСП вынесла в адрес Департамента представление от 01.06.2023 № 3-03/635 (том 1, л.д. 50), которым потребовала принять меры к возврату в областной бюджет субсидии на выполнение государственного задания за невыполнение учреждением показателя, характеризующего количество публичных выступлений за 2022 год.

На основании представления КСП от 01.06.2023 № 3-03/635 Департамент направил в адрес учреждения письмо от 25.07.2023 № ИХ.18-5068/23, в котором указал на необходимость возврата средств субсидии в сумме 860 711 руб. 87 коп.

Не согласившись с представлением КСП от 01.06.2023 № 3-03/635, учреждение оспорило его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).

В порядке части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Оспариваемым представлением Департаменту вменяется нарушение пунктов 40(1), 40(2) раздела II «Финансовое обеспечение выполнения государственного задания» Положения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 28.09.2015 № 804 (далее – Положение № 804).

Согласно пункту 40(1) Положения № 804 если на основании отчета о выполнении государственного задания, предусмотренного пунктом 40 Положения № 804, показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы). В случае невыполнения показателей государственного задания по государственным услугам (работам) в полном объеме подлежат возврату в областной бюджет средства в размере субсидии, предоставленной на их выполнение.

Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий функции и полномочия учредителя, не позднее 10 календарных дней со дня представления годового отчета об исполнении государственного задания направляет заключение об объемах субсидии, подлежащих уменьшению или возврату, в адрес государственного бюджетного или автономного учреждения и копию - в Департамент финансов области (пункт 40 (2) Положения № 804).

В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

При определении наличия оснований для возврата субсидии учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Оспаривая факт недостижения целевого показателя «количество публичных выступлений», учреждение указало на то, что в дошкольных учреждениях в 2022 году сохранялись карантинные меры, что повлекло отмену выездных спектаклей, подтверждено соответствующими письмами (том 1, л.д. 52-55, том 2, л.д. 1, 111-113). Кроме того, как указало учреждение, недостижение показателя по количеству выездных спектаклей восполнено увеличением учреждением количества стационарных спектаклей (план по количеству перевыполнен на 21,2%).

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

В государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части. Значения указанных показателей, устанавливаемые на текущий финансовый год, могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год (абзац 6 пункта третьего положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»).

Государственным заданием на 2022 год предусмотрено оказание учреждением государственных услуг:

- показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок) (показатель объема – число зрителей 30 000 человек);

- показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок) на выезде (показатель объема – количество публичных выступлений – 60).

Согласно заявлению учреждения и пояснениям представителей в судебных заседаниях оказание услуг на выезде производится в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с введением постановлениями Правительства Вологодской области от 27.03.2020 № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19», от 16.03.2020 № 229 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Вологодской области» на территории области ограничительных мер в период по 01.08.2022, в том числе в отношении проведения театрально-концертных мероприятий, дошкольные учреждения не допускали проведения спектаклей на своей территории, что подтверждается представленными в материалы дела письмами (том 1, .д. 52-55, том 2, л.д. 1, 111-113).

Согласно представленному в материалы дела отчету о выполнении государственного задания учреждением на выезде проведено 36 мероприятий (допустимое отклонение от показателя – 18 показов), однако учреждением увеличено количество спектаклей, проводимых в стационарных условиях, чем восполнено отклонение от установленного показателя проведения выездных спектаклей.

Департаментом и учреждением в материалы дела представлены расчеты стоимости спектаклей на выезде и в стационаре, а также сводные данные обо всех проведенных спектаклях в проверяемый период.

Довод КСП о том, что в силу установления различных показателей объема оказанных услуг по показу спектаклей (в случае выездных спектаклей это количество выступлений, в случае стационарных спектаклей – количество зрителей) эти услуги не могут быть сравнимы, подлежит отклонению, поскольку учреждением за 2022 год произведено превышение по обоим показателям: и по количеству зрителей, что объективно обусловлено возможностями помещения театра, и по количеству выступлений.

Из представленных Департаментом сведений следует, что стоимость проведения спектакля в стационарных условиях составляет 104 238 руб. 11 коп. (по расчету учреждения – 104 244 руб. 11 коп.), на выезде – 83 420 руб. 27 коп. (по расчету учреждения – 83 453 руб. 18 коп.). Указанные расчеты подтверждены данными отчетности учреждения.

Недостижение показателей результативности предоставления субсидии может иметь место, когда цели государственной поддержки не обеспечиваются, в рассматриваемом случае такие обстоятельства отсутствуют.

Учреждение при невозможности проведения спектаклей на выезде, увеличив количество спектаклей в помещении театра, достигло необходимых значений с учетом допустимых отклонений, установленных государственным заданием на 2022 год, наличия экономии при проведении дополнительных спектаклей в стационарных условиях, судом не установлено, сторонами не подтверждено, таким образом, цель предоставления субсидии – предоставление населению услуг, формирование и удовлетворение потребностей населения в искусстве театра кукол учреждением достигнута.

Довод КСП о том, что представление от 01.06.2023 № 3-03/635 вынесено в адрес Департамента и не затрагивает права и обязанности учреждения, подлежит отклонению.

Оспариваемое представление КСП мотивировано невыполнением учреждением показателей результативности предоставления субсидии, порождает для учреждения правовые последствия в виде требования Департамента о возврате средств субсидии, поэтому нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного требования учреждения подлежат удовлетворению, оспариваемое представление КСП подлежит признанию недействительным в части обязания Департамента принять меры к возврату в областной бюджет субсидии на выполнение государственного задания за невыполнения показателя, характеризующего количество публичных выступлений, за 2022 год учреждением.

При обращении в суд заявителем платежным поручением от 15.09.2023 № 1287 уплачена государственная пошлина в сумме 6000 руб.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), исходя из требований по делу подлежала уплате государственная пошлина в сумме 3000 руб., следовательно, государственная пошлина в сумме 3000 руб. является излишне уплаченной и в силу статьи 104 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Поскольку требования учреждения судом удовлетворены, в соответствии с частью первой статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с КСП в пользу учреждения.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167–171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и недействительным представление Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 01.06.2023 № 3-03/635 в части обязания Департамента культуры Вологодской области принять меры к возврату в областной бюджет субсидии на выполнение государственного задания за невыполнения показателя, характеризующего количество публичных выступлений, за 2022 год бюджетным учреждением культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок».

Обязать Контрольно-счетную палату Вологодской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов бюджетного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок».

Взыскать с Контрольно-счетной палаты Вологодской области в пользу бюджетного учреждения культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Возвратить бюджетному учреждению культуры Вологодской области «Вологодский областной театр кукол «Теремок» государственную пошлину в сумме 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 15.09.2023 № 1287.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.В. Савенкова