АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
03 апреля 2009 года г. Вологда Дело № А13-11624/2008
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршиковой Н.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Кадуй» муниципального образования поселок Кадуй к Управлению народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района о признании недействительными разрешений от 19.01.2005 № 5-05, от 19.07.2005 № 22,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,
с участием от заявителя ФИО2 по доверенности от 10.01.2009, от ответчика ФИО3 по доверенности от 09.02.2009, от третьего лица - ФИО1, ФИО4 по доверенности от 07.02.2008,
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Кадуй» муниципального образования поселок Кадуй (далее – МУП ЖКХ п.Кадуй, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района (далее – Управление народного хозяйства, Управление), о признании недействительными разрешения на реконструкцию от 19.01.2005 № 5-05 и разрешения от 19.07.2005 № 22 на ввод в эксплуатацию квартиры № 57 дома 11 по улице Весенняя поселка Кадуй. Мотивируя требования, ссылается на выдачу разрешений в отсутствие положительной государственной экспертизы проекта на реконструкцию квартиры, архитектурно-планировочного задания, осуществление реконструкции с отступлениями от проекта.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Управление народного хозяйства в отзыве отклонило заявленные требования, считая разрешения законными и обоснованными.
ФИО1 в отзыве на заявление и в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявителем пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией Госархстройнадзора Кадуйского района (инспектор ФИО3) 19.01.2005 выдано разрешение № 5-05 на реконструкцию квартиры № 57 под торговое помещение, которым ФИО1 разрешена реконструкция квартиры № 57 по улице Весенняя дом 11 п.Кадуй (т.1 л.д.16, 81).
Разрешение на ввод в эксплуатацию торгового помещения после реконструкции квартиры № 57 по указанному адресу от 19.07.2005 № 22 выдано на основании проектно-сметной документации, разработанной ООО «АС проект» г.Череповец Главным архитектором Кадуйского района ФИО3 (т.1 л.д.17, 125).
Решениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 48 от 09.04.2007 по делу № 2-430/2007, от 29.06.2007 по делу № 2-780/2007, от 06.08.2008 по делу № 2-757/2008 (т.1 л.д.53-63) с МУП ЖКХ пос.Кадуй взысканы в пользу ФИО1 материальный ущерб и убытки, связанные с восстановительными работами после падения снега и льда на входную группу магазина «Анна», расположенного в <...>.
Предприятием получено заключение ГУ «Управление Госэкспертизы по Вологодской области» от 08.10.2008 № 2008-0330 по проектному решению «Устройство отдельного входа в квартиру № 57 в жилом доме № 11 по ул.Весенней в пос.Кадуй» (т.1 л.д.18-19). В заключении указано, что проектное решение по устройству козырька над входом в квартиру № 57 жилого дома №11 по ул.Весенней в пос.Кадуй при ее реконструкции под промтоварный магазин не соответствует действующим нормам и правилам, поскольку не учитывает возможность падений на козырек наледи и сосулек при очистке скатной кровли здания.
В связи с этим предприятие обратилось в суд с заявленными требованиями.
Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Заявитель обратился в Арбитражный суд Вологодской области 05.12.2008, при этом указал, что о нарушении его прав и законных интересов предприятию стало известно после получения заключения экспертизы от 08.10.2008 № 2008-0330, в связи с чем указанный срок не пропущен. Изложенные доводы судом принимаются.
Из содержания статей 29 и 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
На основании статьи 1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) Градостроительный кодекс Российской Федерации введен в действие со дня его официального опубликования. Кодекс опубликован в издании «Российская газета» №290 за 30.12.2004 и с этого момента подлежит применению к правоотношениям, связанным с градостроительной деятельностью.
Вместе с тем, статьей 3 Вводного закона предусмотрено, что до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пункт 14 статьи 1 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) относит к реконструкции изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу подпункта 4 пункта 17 статьи 51 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения) в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В силу пунктов 4-5 статьи 51 ГК РФ разрешение на строительство выдается в числе других органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией.
В соответствии со статьей 55 ГК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В то же время согласно пункту 2 постановления администрации Вологодской области от 01.07.92 № 329 «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ в Вологодской области» (т.1 л.д.74-76), действовавшим в период выдачи спорных разрешений, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта органами Государственного архитектурного строительного надзора Вологодской области, а в городах и районах, где они отсутствуют – органами архитектуры и градостроительства.
Приказом по Главному управлению архитектуры и градостроительства от 17.03.1992 № 2 утверждено Примерное положение о районном инспекторе Государственного архитектурно-строительного надзора (т.2 л.д.111-113), в соответствии с пунктом 4 которого на районного инженера-инспектора Госархстройнадзора возлагается выдача разрешений на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
На основании постановления администрации Вологодской области от 21.01.92 № 45 «Об образовании органов Госархстройнадзора области» постановлением администрации Кадуйского района от 27.07.93 № 415 в штатное расписание при отделе архитектуры и градостроительства введена единица инспектора Госархстройнадзора (т.2 л.д.114).
Муниципальное учреждение Управление народно-хозяйственным комплексом администрации Кадуйского района создано на основании постановления главы районного самоуправления Кадуйского района Вологодской области от 28.01.2000 № 57 (т.3 л.д.7-11), которым утверждено Положение об учреждении.
Согласно пункту 2.2.5 названного Положения к видам деятельности учреждения отнесено осуществление органами архитектуры и градостроительства функций по выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения.
Согласно должностной инструкции (т.3 л.д.12-14) отдел архитектуры и градостроительства управления народно-хозяйственного комплекса подчиняется в своей деятельности главе районного самоуправления, работает под непосредственным руководством начальника управления народно-хозяйственным комплексом. Главный архитектор имеет право выдавать разрешение на все виды строительства.
Постановлением главы районного самоуправления Кадуйского муниципального района Вологодской области от 20.04.2005 № 311 «О наделении полномочий» (т.1 л.д.77) органы архитектуры и градостроительства управления народно-хозяйственным комплексом администрации Кадуйского муниципального района уполномочены на совершение всех действий, связанных с выдачей разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно статье 35 Устава Кадуйского муниципального района Управление народнохозяйственным комплексом муниципального района - орган местного самоуправления муниципального района, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов контроля за выполнением объемов по капитальному строительству, капитальному ремонту, осуществление технического надзора за выполнением работ на объектах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Устава утверждено Положение об органе местного самоуправления «Управление народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района» (т.1 л.д.69-73), пунктом 2.2.6 которого к деятельности Управления отнесена выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Следовательно, спорные разрешения выданы должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) (в редакции, действующей на дату принятия разрешения от 19.01.2005) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса);
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Частью 8 статьи 51 ГК РФ предусмотрено, что к заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 17.01.2005 обратился в инспекцию архитектурно-строительного надзора Кадуйского района с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры под магазин. К заявлению приложены свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2004, договор купли-продажи от 05.08.2004, проектная документация на объект № Н-21, согласованная с архитектором района (т.1 л.д.78-80, 82-112).
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации к заявлению приложено не было, также как и другие документы, перечисленные в статье 51 ГК РФ, что не оспаривается ответчиком и третьим лицом.
Вместе с тем, представитель ответчика пояснил, что ввиду незначительного периода действия Градостроительного кодекса РФ, с 30.12.2004 по 17.01.2005, порядок получения документов, перечисленных в названной статье, не был определен, поэтому руководствовались положениями нормативных актов, действовавших до вступления в силу Кодекса. В частности, постановлением главы районного самоуправления Кадуйского муниципального района от 31.01.2003 №88, которым утвержден Порядок оформления разрешений на реконструкцию, перепланировку и переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, находящихся на территории Кадуйского района (т.1 л.д.130-133).
В соответствии с пунктом 1.2 названного Порядка реконструкция, перепланировка и переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах производится только после получения документально оформленного разрешения. Реконструкция помещений включает объединение двух или нескольких квартир или помещений как по горизонтали так и по вертикали.
Согласно пункту 3.1 указанного Порядка для рассмотрения вопросов о реконструкции в жилых домах их собственник, пользователь, наниматель или уполномоченные ими лица представляют в управление народно-хозяйственным комплексом администрации района: заявление с указанием причин осуществления переоборудования или перепланировки, к которому прилагается эскиз; документы на право собственности на рассматриваемое помещение для собственников жилых помещений для нанимателей – ордер или договор на муниципальную квартиру (3.1.1, 3.1.3).
Пунктом 3.1.6 Порядка также установлено, что заявитель должен представить проект, выполненный в установленном объеме специализированной проектной организацией, которая несет полную ответственность за принятое конструкторское решение и произведенные расчеты. Проект в обязательном порядке согласовывается с балансодержателем или собственником жилого дома, отделом архитектуры и градостроительства и регистрируется в инспекции архстройнадзора, а в случае необходимости изменения инженерного оснащения помещений (установка теплового, газового, электротехнического оборудования с повышенным потреблением водоэнергетических ресурсов) с заинтересованными службами (УПХ ЖКХ, ЧЭС, РЭС ГУП «Череповецкая ЭТС, ТПУ «Кадуйрайгаз» и т.д.).
Следовательно, ФИО1 документы представлены в соответствии с названным Порядком. По результатам их рассмотрения инспектором Госархстройнадзора выдано разрешение № 5-05 на реконструкцию квартиры под торговое помещение выдано 19.01.2005. Срок строительства определен до 01.09.2005 (согласно отметке на заявлении).
Статьей 8 Вводного закона регламентировано, что принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. До установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698.
Постановлением администрации Вологодской области от 01.07.92 № 329 «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ в Вологодской области» (т.1 л.д.74-76) утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ в Вологодской области. Пунктом 3 Положения установлено, что разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида: разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту и разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ – подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.
Согласно пункту 6 Положения о порядке выдачи разрешений для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:
заявление на получения разрешения по форме приложения 1;
проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;
заключения экологической (по объектам производственного назначения) и государственной вневедомственной экспертизы (по объектам сметной стоимостью более 400 тыс.рублей, в ценах 1984 года);
распорядительный документ об утверждении проектно-сметной документации;
стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;
копию государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;
прошнурованный журнал работ.
В силу пункта 10 Положения о порядке выдачи разрешения для получения разрешения на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ заказчик представляет перечисленные в пункте 6 документы и материалы, за исключением полного комплекта проектной рабочей документации. Согласованная и утвержденная в установленном порядке проектная рабочая документация представляется в объеме, достаточном для выполнения видов работ, оговоренных в заявлении на получение разрешения.
В целях приведения нормативного правового акта области в соответствие со статьей 51 ГК РФ постановление Администрации области от 1 июля 1992 года № 329 признано утратившим силу постановлением Правительства Вологодской области от 13.02.2006 № 124.
Следовательно, с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ до утверждения формы разрешения на строительство действовали формы, утвержденные органами исполнительной власти субъектов РФ, то есть постановлением администрации Вологодской области от 1 июля 1992 года №329.
Исходя из пункта 4 части 7 статьи 51 ГК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации представляется применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 3 статьи 49 ГК РФ).
В то же время в силу части 1 статьи Вводного закона части 1 - 5, 7 - 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2006 года.
До введения в действие статьи 49 ГК РФ действовало Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 № 1008.
Согласно пункту 2 указанного Положения градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений (далее именуются - объекты), за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее именуется - строительство) которых не требуется разрешения.
В пункте 1 постановления Правительства Вологодской области от 15.01.2002 № 5 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Вологодской области» регламентировано, что градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае выполнения строительных работ, на которые не требуется разрешение на строительство.
К таким исключениям, как отмечено ранее, отнесены изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
ФИО1 в судебном заседании ссылается на отсутсвтие неоходимости проведения государственной экспертизы, поскольку произведенной реконструкцией не затрагиваются характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.
В разделе 2 проекта ООО «АС проект» «Устройство входа в квартиру №57 в жилом доме № 11 по улице Весенняя, реконструируемую под магазин «Промтовары» (т.1 л.д.82-112) указано, что решениями настоящего проекта предусмотрена перепланировка существующей квартиры № 57 с целью ее переоборудования в магазин «Промтовары». Перепланировка не затрагивает несущих конструкций здания, выражается в демонтаже имеющихся ненесущих межкомнатных перегородок и изменении конфигурации санитарного узла, без изменения положения и устройства этажестояков горячей, холодной воды и канализации.
В заключении ООО «Промстройэкспертиза» (т.1 л.д.138, 139, 141-149, т.2 л.д.1-98) также отмечено, что несущие конструкции дома при возведении конструкции входной группы не затронуты.
Изложенные доводы заявителем не опровергнуты. Не представлены и доказательства нарушения прав третьих лиц, превышения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Следовательно, обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации в данном случае не усматривается.
Доводы МУП ЖКХ п.Кадуй об отсутствии архитектурно-планировочного задания и выполнении застройщиком при реконструкции монтажа направляющих козырька над входом в магазин с отступлением от проекта, выразившееся в том, что несущие конструкции выполнены не из металлического уголка 100х100х5 из профиля 8,5-3,5, в нарушение СНиП 2-08-01-89, ГОСТ 19771-86, судом отклоняются.
В статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определено, что архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; архитектурным объектом является здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта; в свою очередь архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Согласно статье 3 Федерального закона № 169-ФЗ заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Представитель ответчика, выдавшая разрешения главный архитектор Кадуйского района ФИО3 в судебном заседании, пояснила, что при реконструкции квартиры оснований для выдачи архитектурно-планировочного задания не имелось. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Согласно заключению ООО «Промстройэкспертиза» (т.1 л.д.138, 139, 141-149, т.2 л.д.1-98) в результате обследования установлено, что имеются отступления от проекта, которые не влияют на несущую способность конструкции входной группы помещения магазина «Анна».
Исследовав доказательства по делу, суд считает, что МУП ЖКХ п.Кадуй не подтверждено в порядке статьи 65 АПК РФ нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми им разрешениями.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что после ввода в эксплуатацию торгового помещения на козырек входной группы в зимний период со скатной крыши пятиэтажного дома падает наледь, сосульки и повреждают покрытие козырька выполненное из сотового поликарбоната поэтому собственник помещения ФИО1 трижды обращался с исками в суд о взыскании ущерба с МУП ЖКХ п.Кадуй.
Согласно Уставу МУП ЖКХ п.Кадуй (т.1 л.д.37-44) предприятие осуществляет виды деятельности в числе которых обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, водопроводных, канализационных и тепловых сетей (внутренних и наружных) домовых электрических сетей.
Обязанность по содержанию жилого дома по адресу: <...>, была возложена на предприятие в 2008 году в силу договора управления многоквартирным домом от 01.03.2008 (т.1 л.д.45-52).
С 01.01.2009 управляющей организацией указанным домом является ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009.
Между ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» и МУП ЖКХ п.Кадуй заключен договор на содержание жилого фонда от 31.12.2008 (т.2 л.д.128-145). Жилой дом по адресу ул.Весенняя дом 11 передан на обслуживание предприятию.
Согласно пункту 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее – Правила № 170), накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.
В соответствии с пунктом 4.6.1.23. Правил № 170 очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью.
Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:
желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Пунктом 4.6.4.6. Правил № 170 также предусмотрено, что крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега.
На участках территории, где производятся работы по сбрасыванию снега с крыш, необходимо обеспечить безопасность пешеходов.
Как пояснил представитель предприятия в судебном заседании, крыша дома №11 по ул. Весенняя п.Кадуй с наружным водоотводом. По условиям договора от 31.12.2008 в перечень работ по содержанию жилых домов включены удаление с крыш снега и наледей, очистка кровли от свесов снега и льда зимой.
Следовательно, МУП ЖКХ п.Кадуй как управляющая организация и предприятие, привлеченное к выполнению работ по содержанию дома, обязано производить работы по своевременному удалению с крыши снега, снежных навесов, наледей, сосулек.
Из пояснений представителей ответчика и третьего лица следует, что возмещенный предприятием ущерб причинен в результате падения снежных навесов, наледей и сосулек, не удаленных своевременно с крыши.
В решениях мировых судей Вологодской области по судебному участку № 48 от 09.04.2007 по делу № 2-430/2007, от 29.06.2007 по делу № 2-780/2007, от 06.08.2008 по делу № 2-757/2008 установлено, что вред имуществу ФИО1 причинен в результате ненадлежащего исполнения МУП ЖКХ п.Кадуй своих обязательств.
Ссылка заявителя на заключение № 2008-0330 от 08.10.2008 ГУ «Управление Госэкспертизы по Вологодской области», которым установлено, что сотовый поликарбонат, использованный в проекте в качестве защитного покрытия козырька, не может воспринимать ударные нагрузки, возникающие от падений наледи и сосулек, которые неизбежно происходят при очистке скатной кровли, судом не принимается.
В статье 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определены требования к заключению эксперта или комиссии экспертов и его содержанию. В частности, в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам, материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Представленное заключение не содержит сведений о примененных методах исследования, обоснования выводов, нет ссылок на нормативные документы, соответствие которым проверялось и нарушение которых выявлено при исследовании.
В то же время отмечено, что для выполнения экспертизы проекта реконструкции квартиры № 57 жилого дома под промтоварный магазин в полном объеме необходимо представить полный комплект проекта реконструкции, заключение по обследованию строительных конструкций реконструируемой квартиры, а также лицензию проектной организации, разработавшей данный проект.
Из текста заключения следует, что целью проведения экспертизы является определение соответствия действующим нормам и правилам принятого проектного решения по устройству козырька над входом в квартиру № 57 жилого дома № 11 по ул.Весенней в пос.Кадуй при ее реконструкции под промтоварный магазин, а именно использования сотового поликарбоната в качестве защитного покрытия козырька.
В свою очередь третьим лицом получено заключение ООО «Промстройэкспертиза» (т.1 л.д.138, 139, 141-149, т.2 л.д.1-98).
Отчет по обследованию № 6-004/09 о состоянии строительных конструкций входной группы помещения магазина «Анна» составлен ООО «Промстройэкспертиза» на основании анализа имеющейся проектно-сметной документации, рассмотрения фактических условий воздействия на покрытие конструкции (статистические нагрузки в процессе эксплуатации) проверка состояния конструкций, осмотр объекта в целом, локальное обследование строительных конструкций, техническая диагностика, установление фактических физико-химических свойств материалов конструкций, проведение в случае необходимости проверочного расчета покрытия конструкции с учетом фактических нагрузок и действительного состояния конструкций, анализ выявленных отклонений от требований НПД.
Согласно заключению в результате обследования установлено, что имеются отступления от проекта, которые не влияют на несущую способность конструкции входной группы помещения магазина «Анна». Конструкции входной группы не имеют видимых деформаций, повреждений и дефектов, свидетельствующих о перенапряжении и потере устойчивости. Покрытие конструкции рассчитано на снеговую нагрузку данного региона. НТД не предусматриваются динамические нагрузки в виде падения льда с кровли жилого дома соответственно СНИП 2.01.07-85*. Использование сотового поликарбоната при проектировании, как покрытие козырька допустимо соответственно МДС 31.8-2002. Несущие конструкции дома при возведении конструкции входной группы не затронуты. По результатам анализа проектно-технической документации, визуального и приборного исследования, сравнительного анализа геометрических характеристик несущих конструкций, расчета покрытия на эксплуатационные нагрузки установлено, что конструкция входной группы магазин «Анна» отвечает требованиям действующих нормативных документов (НТД). Система покрытия из навеса над входной площадкой крыльца выполненная из сотового поликарбоната по металлическим конструкциям находится в работоспособном состоянии. Выявленные обследованием отклонения от проекта в данных конкретных условиях не приведут к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций.
Таким образом, доказательств наличия причинно-следственной связи между использованием сотового поликарбоната в качестве покрытия козырька входной группы при проектировании, отступлений от проекта при реконструкции, несоблюдения процедуры получения разрешений, и нарушением законных интересов предприятия, связанных с возмещением ущерба, не имеется.
Суд считает, что представленными заявителем материалами не подтвержден факт нарушения его прав и законных интересов, поэтому оснований для признания незаконными разрешений не имеется.
На основании изложенного, требования МУП ЖКХ пос.Кадуй не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб., уплаченной МУП ЖКХ п.Кадуй платежными поручениями от 19.12.2008 № 2010 и № 2011 подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.
Ошибочно уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб., перечисленная платежным поручением от 04.12.2008 № 1909 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Кадуй» к Управлению народно-хозяйственным комплексом Кадуйского муниципального района о признании недействительными разрешений от 19.01.2005 № 5-05, от 19.07.2005 № 22 отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство поселок Кадуй» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., излишне перечисленную платежным поручением от 04.12.2008 № 1909.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.Е.Мамонова