ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
27 октября 2022 года город Вологда Дело № А13-11637/2022
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2022 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Жарининой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ограниченной ответственностью «Инвестстрой» о приостановлении деятельности,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.09.2022,
у с т а н о в и л:
Департамент строительства Вологодской области (далее – Департамент строительства области, Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» (далее – ООО «Инвестстрой», общество) о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта «Жилой комплекс «Современник», расположенный по адресу: <...>., ул.Монтклер, корпус 2, корпус 3, дом №2 корпус 4. Корпус 3» на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0501006:57 на срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований ссылается на несоблюдение застройщиком нормативов финансовой устойчивости.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
ООО «Инвестстрой» отзыв на заявление не представило.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО «Инвестстрой» выдано разрешение от 03.09.2015 №35-328000-130-2015 на строительство объекта: «Жилой комплекс «СОВРЕМЕННИК», расположенный по адресу: <...>., ул.Монткклер, корпус 2, корпус 3, дом № 2 корпус 4. Корпус 3», на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0501006:57 (далее – Жилой комплекс), срок действия которого продлен до 31.12.2024.
Согласно отчетности застройщика за 2 квартал 2022 года, представленной в Департамент, обществом заключено договоров участия в долевом строительстве по указанному объекту недвижимости – 131 на общую сумму 230,75 млн.руб. Общее количество самостоятельных частей в составе объекта недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве, составляет 86 жилых помещений и 43 нежилых.
Департаментом строительства области в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований в области долевого строительства многоквартирных домов выявлено, что ООО «Инвестстрой» не соблюдаются требования к нормативам финансовой устойчивости, в частности, норматива целевого использования средств.
В связи с этим Департамент обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
На основании пункта 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Частями 2 и 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ определено, что уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган): осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте строительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 № 597 (далее – Положение №597), Департамент строительства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Пунктом 2.5 Положения №597 к основным задачам Департамента отнесено предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о долевом строительстве лицами, привлекающими денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, лицами, осуществляющими такое строительство на территории Вологодской области, обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов участников долевого строительства.
Полномочия Департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства регламентированы в пункте 3.1.5 Положения № 597, в их числе:
ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.1.5.9);
организует и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории области (пункт 3.1.5.10);
обращается в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3.1.5.16).
На основании пункта 2 части 15 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если: застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации.
Нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1683 «О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика» (далее – Постановление №1683) в подпункте «а» пункта 2 установлены следующие нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г.: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1.
В пункте 2 Положения о нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденного Постановлением № 1683, определено, что норматив обеспеченности обязательств определяется путем деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве; норматив целевого использования средств определяется путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на сумму чистых активов застройщика и общую сумму его обязательств, уменьшенную на величину обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
Как следует из материалов дела, в отчетности за 2 квартал 2022 года (л.д.22-43) ООО «Инвестстрой» указало в разделе III, что рассчитанный им норматив целевого использования средств составляет 1,056.
Департаментом в ходе наблюдения расхождений в этом показателе не выявлено.
Данный показатель не соответствует требованиям, установленным Постановлением № 1683.
В силу пункта 1.8 части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий требованиям, в числе которых застройщик соблюдает нормативы финансовой устойчивости.
Таким образом, требования Департамента строительства области являются правомерными.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для приостановления застройщиком ООО «Инвестстрой» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) Жилого комплекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем, представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Исходя из положений пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае требования Департамента о приостановлении деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Жилого комплекса, не ограничивает ответчика в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, а связано, исключительно, с запретом на шесть месяцев осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанного Жилого комплекса.
Представитель заявителя в судебном заседании просит учесть, что действие разрешения на строительство, выданного еще в 2015 году, неоднократно продлевалось, в том числе после замены застройщика на ООО «Инвестстрой» в 2018 году. Относительно 2022 года срок действия разрешения и, соответственно, окончания строительства продлевался с 31.07.2022 до 31.12.2022, а 18.04.2022 принято решение о продлении действия разрешения до 31.12.2024.
Приостановление указанной деятельности ООО «Инвестстрой» на срок шесть месяцев направлено на приведение деятельности застройщика в соответствие с требованиями Закона № 214-ФЗ и прекращение нарушения прав и законных интересов участников долевого строительства.
С учетом изложенного суд считает, что деятельность ООО «Инвестстрой», связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объекта капитального строительства «Жилой комплекс «СОВРЕМЕННИК», расположенного по адресу: Вологодская область, г.Череповец, 112 мкр., ул.Монтклер, корпус 2, корпус 3, дом №2 корпус 4. Корпус 3», на основании разрешения на строительство от 03.09.2015 №35-328000-130-2015, следует приостановить на срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, требования Департамента подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет в соответствии с положениями статей 102, 110 АПК РФ, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
приостановить осуществление обществом с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» (адрес: <...>; основной государственный регистрационный номер 1173525012759; ИНН <***>) деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объекта капитального строительства «Жилой комплекс «СОВРЕМЕННИК», расположенный по адресу: <...>., ул.Монтклер, корпус 2, корпус 3, дом №2 корпус 4. Корпус 3», на основании разрешения на строительство от 03.09.2015 №35-328000-130-2015, на срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» (адрес: <...>; основной государственный регистрационный номер 1173525012759; ИНН <***>) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 6000 руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.Е.Мамонова