ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-11687/09 от 09.11.2009 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  16 ноября 2009 года г. Вологда Дело № А13-11687/2009

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршиковой Н.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области о признании незаконными действий, при участии третьего лица Череповецкого государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей,

с участием от заявителя ФИО1 по доверенности от 21.05.2009, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.04.2009, от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 07.04.2009,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее – ОАО «ВСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области (далее – Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отказе в лишении статуса гарантирующего поставщика ГП ВО «Череповецкая ЭТС», выраженных в письме от 17.06.2009 № 1829/4-2. В обоснование полагает, что Департамент обязан принять решение о лишении статуса гарантирующего поставщика при получении информации о наличии у соответствующей организации задолженности по оплате электроэнергии.

Представитель ОАО «ВСК» в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая действия законными и обоснованными. По мнению Департамента, на момент рассмотрения обращения общества задолженности у предприятия по оплате электроэнергии не имелось, поэтому основания для лишения статуса гарантирующего поставщика отсутствовали.

Череповецкое государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей (далее – ГП ВО «Череповецкая ЭТС», предприятие) в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали доводы Департамента. Считают, что у предприятия на момент рассмотрения обращения ОАО «ВСК» отсутствовала неурегулированная задолженность за два расчетных периода, в связи с чем оснований для лишения статуса гарантирующего поставщика не имелось.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО «ВСК» обратилось к Департаменту с заявлением от 18.05.2009 № 18/1752 о лишении статуса гарантирующего поставщика ГП ВО «Череповецкая ЭТС» в порядке пункта 40 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии.

Департамент в письме от 17.06.2009 № 1829/4-2 сообщил о рассмотрении обращения, указав что оснований для лишения ГП ВО «Череповецкая ЭТС» статуса гарантирующего поставщика не имеется, поскольку представленные обществом документы не подтверждают наличие неурегулированной задолженности за два расчетных периода.

ОАО «ВСК» не согласилось с отказом Департамента и обратилось в суд с заявленными требованиями.

Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 29 и 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в частности:

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

В статье 20 Федерального закона № 35-ФЗ в числе основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике названы:

достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 36-ФЗ) и статьей 21 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 №530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила).

Согласно пункту 6 названного постановления Правительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 №2486 утверждено Положение о Департаменте строительства, промышленности и энергетики Вологодской области (далее – Положение).

На основании пункта 1.1. Положения Департамент строительства, промышленности и энергетики Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации в Вологодской области государственной политики в сферах строительства, промышленности и энергетики области.

В силу подпункта 18 пункта 2.3 названного Положения Департамент осуществляет функции уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности, контроль осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельности в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.

Таким образом, Департамент, являясь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области государственной политики в сфере энергетики, обладает полномочиями по принятию решений о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности.

Пунктом 2 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ регламентировано, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

В пункте 40 Правил установлено, что в случае если на основании актов сверки взаиморасчетов, направленных в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил либо представленных организациями, осуществляющими поставку электрической энергии или оказание услуг по передаче электрической энергии соответствующему гарантирующему поставщику на розничном рынке до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выявлена неурегулированная задолженность за 2 и более расчетных периода, а также если такая задолженность подтверждена вступившим в законную силу решением суда, указанная в абзаце первом настоящего пункта организация лишается статуса гарантирующего поставщика.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и границы зон деятельности ОАО «ВСК» в административных границах Вологодской области, за исключением зон деятельности ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», МУП города Череповца «Электросеть», Череповецкого ГП ВО «Череповецкая ЭТС» в границах балансовой принадлежности электрических сетей этих предприятий.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Вологдаэнерго» и ГП ВО «Череповецкая ЭТС» заключен договор электроснабжения от 20.07.1999 №431. В связи с реорганизацией ОАО «Вологдаэнерго», произошедшей 01.10.2005 в соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и разделительным балансом ОАО «Вологодская сбытовая компания» является правопреемником по данному договору.

Разделом 3 договора стороны согласовали порядок расчетов за отпущенную электроэнергию. В соответствии с пунктом 3.2.2 договора стороны установили, что расчеты за отпущенную тепловую энергию осуществляются ежемесячно путем перечислении денежных средств платежными поручениями при получении счета-фактуры энергоснабжающей организации в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным.

Изложенные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.03.2009 по делу № А13-11832/2008, вступившим в законную силу 14.04.2009, и принимаются судом в порядке статьи 69 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.03.2009 по делу №А13-11832/2008 с предприятия в пользу общества взыскано 2 600 000 руб. задолженности за потребленную в октябре 2008 года электрическую энергию.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20.04.2009 по делу № А13-12424/2008, вступившим в законную силу 21.04.2009, с предприятия в пользу общества взыскано 12 900 000 руб. за поставленную в ноябре 2008 года электроэнергию по указанному договору.

В обоснование своих требований при обращении в Департамент общество сослалось на указанные решения суда, приложив их копии к заявлению от 18.05.2009.

Однако по данным мониторинга Департамента на момент рассмотрения заявления задолженность по расчетам за электроэнергию за ноябрь 2008 года ГП ВО «Череповецкая ЭТС» погашена полностью, за октябрь 2008 года - частично.

Факт оплаты задолженности подтверждается представленными в материалы дела платежными ордерами, карточками счета 76.02, 60.1 (л.д.42-80, 83-118) и сторонами не оспаривается.

Таким образом, на момент подачи заявления ОАО «ВСК» о лишении статуса гарантирующего поставщика и его рассмотрения Департаментом неурегулированная задолженность за два и более расчетных периода ГП ВО «Череповецкая ЭТС» отсутствовала. Уполномоченный орган не выявил наличие у ГП ВО «Череповецкая ЭТС» предусмотренной Правилами задолженности, что свидетельствует об отсутствии оснований для лишения его статуса гарантирующего поставщика.

При таких обстоятельствах, требования ОАО «ВСК» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований открытому акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.Е.Мамонова