ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-12244/2011 от 14.02.2012 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  21 февраля 2012 года г. Вологда Дело № А13-12244/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сашиной Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Взаимодействие» к Администрации Вологодского муниципального района о признании незаконными действий,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Вологды, администрации Спасского сельского поселения, Главного управления архитектуры и градостроительства Вологодской области, Департамента государственной службы и местного самоуправления Вологодской области,

с участием от заявителя – Лысеевой И.Л. по доверенности от 29.11.2011, от Главного управления архитектуры и градостроительства по Вологодской области – Кислого В.А. по доверенности от 28.11.2011, от администрации поселения – Семеновой Л.В. по доверенности от 13.01.2012, от Департамента – Симухиной О.Н. по доверенности от 13.02.2012,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Взаимодействие» (далее – ООО «Взаимодействие», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Вологодского муниципального района (далее – администрация) по отказу в подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 35:25:0705041:312, выраженных в письме Управления строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации от 29.08.2011 № 17-37/424. Просит суд обязать администрацию подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 35:25:0705041:312 в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование ссылается на предоставление обществу земельного участка для складских помещений, что свидетельствует об одобрении органами местного самоуправления строительства складских помещений на указанном земельном участке без ограничений. Полагает, что решение об отказе принято неуполномоченным лицом, с нарушением срока рассмотрения заявления. Кроме того, по мнению заявителя, нарушена процедура установления красных линий, резервирования земель для муниципальных нужд, в связи с чем отказ в выдаче градостроительного плана является необоснованным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Администрация Вологодского муниципального района (далее – администрация района) в отзыве, дополнении к нему отклонила заявленные требования, считая отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка законным и обоснованным. В соответствии с Генеральным планом г.Вологды в границах спорного земельного участка установлены красные линии, в связи с чем проектирование и строительство зданий и сооружений, по мнению ответчика, не допускается. В дополнение указала, что в настоящее время на территории Спасского сельского поселения в установленном порядке красные линии не утверждены, поэтому проектирование и строительство зданий и сооружений на таких территориях не допускается.

Определениями суда от 31.10.2011, 05.12.2011, 24.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Вологды (далее – администрация города), администрация Спасского сельского поселения (далее – администрация поселения), Главное управление архитектуры и градостроительства Вологодской области (далее – Управление архитектуры области, Управление), Департамент государственной службы и местного самоуправления Вологодской области (далее – Департамент).

Администрация поселения в отзыве и ее представитель в судебном заседании пояснили, что документы территориального планирования Спасского сельского поселения не утверждены, полномочия в сфере градостроительной деятельности переданы администрации Вологодского муниципального района по соглашению № 10 от 27.12.2010, информацию о перспективах развития г.Вологды администрация города не предоставляла.

Управление архитектуры области в отзыве поддержало заявленные требования, считая отказ в подготовке градостроительного плана земельного участка неправомерным и необоснованным.

Администрация г.Вологды в отзыве оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда, пояснив, что фрагмент генерального плана г.Вологды, использованный администрацией района, отображает перспективы развития территории муниципального образования «Город Вологда» в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в настоящее время применение генерального плана г.Вологды осуществляется в части, не противоречащей действующему законодательству. По мнению третьего лица, документы территориального планирования иного муниципального образования не могут быть положены в основу при разработке градостроительной документации в отношении другого муниципального образования.

Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и замененный в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Департамент государственной службы и местного самоуправления Вологодской области, в отзыве, дополнении к нему пояснил, что оставляет рассмотрение спора на усмотрение суда, отметив, что на основании письма администрации г.Вологды от 27.10.2011 рассматривается вопрос об отнесении к территории муниципального образования «Город Вологда» некоторых территорий Вологодского муниципального района, по итогам рассмотрения обращения было поддержано предложение о создании рабочей группы для детальной проработки этого вопроса и заключения соответствующего соглашения между Правительством области, администрацией г.Вологды, администрациями Вологодского муниципального района, Семенковского и Спасского сельских поселений.

Департамент в отзыве так же оставляет на усмотрение суда решение вопроса по существу.

Ответчик, администрация г.Вологды о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание их представители не явились, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «Взаимодействие» обратилось к начальнику отдела архитектуры и градостроительства энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района (далее – отдел) Швецову А.С. с заявлением от 11.07.2011 № 332 о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Спасский сельсовет, в северо-западной части кадастрового квартала 35:25:0705041, предоставленного по договору от 13.08.2009 № 373 (т.1 л.д.73, т.2 л.д.86-87).

Письмом от 29.08.2011 № 17-37/424 (т.1 л.д.72) начальник отдела сообщил, что на основании информации, представленной администрацией г.Вологды о перспективе развития пригородных территорий земельный участок с кадастровым номером 35:25:0705041:312 находится в границах красных линий ул.Пошехонское шоссе, использование данной территории для строительства объектов капитального строительства не возможно, в связи с чем отдел отказывает в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

Считая нарушенными свои права, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решений, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Следовательно, лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством, а орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону.

Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГСК РФ) решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 17 названной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 ГСК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

На основании пункта 15 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Аналогичное положение содержится в пункте 13 части 1 статьи 6 Устава Вологодского муниципального района, принятого районным референдумом 22.01.1995, зарегистрированного в Правительстве Вологодской области 16.08.2005 № 901 (далее – Устав района, т.1 л.д.97-112).

Таким образом, подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка относится к полномочиям органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

В силу части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 6 Устава района.

В соответствии со статьей 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 названной статьи).

В порядке статьи 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно статье 19 Устава района структуру органов местного самоуправления Вологодского муниципального района составляют:

1) Представительное Собрание Вологодского муниципального района;

2) глава Вологодского муниципального района;

3) администрация Вологодского муниципального района;

4) контрольная комиссия Вологодского муниципального района;

5) финансовое управление Вологодского муниципального района;

6) управление образования Вологодского муниципального района;

7) отдел культуры Вологодского муниципального района;

8) управление социальной защиты населения Вологодского муниципального района;

9) управление социально-экономического развития села Вологодского муниципального района;

10) комитет по физической культуре и спорту Вологодского муниципального района.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления района, а также иные вопросы их организации и деятельности определяются настоящим Уставом. Изменение структуры органов местного самоуправления района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

Статьей 31 Устава района определено, что администрация Вологодского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Вологодского муниципального района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Вологодскому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области. Администрацией района руководит глава Вологодского муниципального района на принципах единоначалия.

В силу пункта 37 статьи 32 Устава района к полномочиям администрации Вологодского муниципального района относятся исполнение иных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, между администрацией Спасского сельского поселения и администрацией Вологодского муниципального района заключено соглашение от 27.12.2010 № 10 о передаче осуществления полномочий в сфере градостроительной деятельности органов местного самоуправления Спасского сельского поселения, по условиям которого администрация поселения передает администрации района осуществление полномочий, в частности, по подготовке, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков. Статьей 4 соглашения установлен срок действия соглашения – 1 год с 1 января 2011 года (т.1 л.д.92-93).

Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 14.12.2010 № 251 «Об осуществлении переданных полномочий в области градостроительной деятельности» принято с 1 января 2011 года сроком на один год осуществление полномочий в области градостроительной деятельности, в частности, Спасского сельского поселения, включающее подготовку, регистрацию и выдачу градостроительных планов земельных участков. Осуществление полномочий возложено на администрацию Вологодского муниципального района (т.1 л.д.122).

Таким образом, органом местного самоуправления поселения – администрацией поселения – полномочия по подготовке и выдаче градостроительных планов переданы органу местного самоуправления – администрации района. Решением представительного органа муниципального района указанные полномочия также переданы администрации района, главой которого является Глава Вологодского муниципального района.

Ответчик в обоснование полномочий начальника отдела по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка ссылается на распоряжение администрации Вологодского муниципального района от 02.03.2010 № 112 «Об осуществлении переданных полномочий в сфере градостроительной деятельности» (т.1 л.д.121).

Из содержания данного распоряжения следует, что оно принято во исполнение решения Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 22.12.2009 № 177 «Об осуществлении переданных полномочий в сфере архитектуры и градостроительства», в соответствии с которым организация работы по подготовке, регистрации и выдаче градостроительных планов земельных участков возложена на отдел архитектуры и градостроительства в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района.

В решении Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 22.12.2009 № 177 указано на принятие полномочий в сфере архитектуры и градостроительства отдельных поселений с 1 января 2010 года на один год.

Следовательно, распоряжение не распространяется на 2011 год, период совершения оспариваемых действий.

Кроме того, как следует из изложенных норм Закона № 131-ФЗ и Устава района, отдел архитектуры и градостроительства энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района, равно как и Управление строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района не являются органами местного самоуправления района. Соответственно им не могут быть переданы в порядке статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения, структурные подразделения администрации вправе осуществлять подготовку материалов для принятия решения уполномоченным лицом.

Частью 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом – Градостроительным кодексом Российской Федерации, поэтому и основания для неисполнения установленной этим законом обязанности соответствующим органом должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления.

Соответственно администрация района не вправе своим актом передавать предоставленные ей в порядке части 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по принятию решений об утверждении градостроительного плана земельного участка.

Решение о подготовке и выдаче либо об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка на территории Спасского сельского поселения должно быть принято главой Вологодского муниципального района. В случае обращения заявителя в администрацию поселения в соответствии с положениями ГСК РФ администрация обязана направить такое заявление в администрацию района для принятия решения в установленный срок.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка в администрацию поселения, администрацию района либо к Главе Вологодского муниципального района, то есть к уполномоченным законом лицам, ООО «Взаимодействие» не обращалось.

Оспариваемое письмо от 29.08.2011 № 17-37/424 подписано начальником отдела, на имя которого и было направлено заявление общества.

В то же время, Положением об отделе архитектуры и градостроительства управления строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района, утвержденного постановлением главы Вологодского муниципального района от 29.06.2009 №1073 (т.1 л.д.113-120), должностной инструкций начальника этого отдела, утвержденной Главой Вологодского муниципального района 17.11.2009 (т.1 л.д.117-120) предусмотрена обязанность начальника отдела рассматривать заявления по вопросам, входящим в компетенцию главного архитектора района, в числе которых названы организация согласования документации по планировке территории, подготовка проектов решений органов местного самоуправления района по вопросам архитектуры и градостроительства.

Суд также отмечает, что ни распоряжением от 02.03.2010 № 112, ни указанными Положением и должностной инструкцией, начальнику отдела не предоставлены полномочия по отказу в выдаче градостроительного плана с правом подписи таких решений.

При изложенных обстоятельствах, право на подготовку и выдачу градостроительного плана земельного участка ООО «Взаимодействие» фактически не реализовано и не утрачено в связи с направлением отделом письма от 29.08.2011 № 17-37/424. Соответственно и оснований для признания оспариваемых действий незаконными в порядке статьи 198 АПК РФ у суда не имеется.

В силу статьи 51 ГСК РФ градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 ГСК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пунктом 3 статьи 44 ГСК РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (пункт 4 статьи 44 ГСК РФ).

В порядке пункта 5 статьи 44 ГСК РФ приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20838) утверждена форма градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, градостроительный план может быть выдан только в отношении застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участков.

При этом градостроительный план земельного участка может быть выдан не только в составе документации по планировке и межевании территории, но и в виде отдельного документа. Отсутствие проектов планировки и межевания территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено ГСК РФ.

Из материалов дела следует, и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что документы территориального планирования Спасского сельского поселения, в том числе генеральный план поселения, правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий, не утверждены.

Следовательно, отсутствие утвержденных в установленном порядке красных линий Спасского сельского поселения с учетом действующего законодательства не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, ссылку ответчика на Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях в Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30, суд считает неправомерной. По общему правилу, Инструкция подлежит применению в части, не противоречащей ГСК РФ.

Вместе с тем, согласно представленным доказательствам, спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности.

ООО «Взаимодействие» обратилось к главе района с заявлением от 12.03.2008 № 36 о проведении предварительного согласования и предоставления в аренду на 5 лет земельного участка общей площадью 7500 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Спасское поселение, вблизи д.Родионцево, находящегося на землях запаса, для строительства складских помещений (т.1 л.д.130).

В газете «Маяк» от 12.04.2008 № 31 (7645) опубликована информация о возможном предоставлении земельных участков на территории Вологодского района в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов (т.1 л.д.131).

В порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации комитетом по управлению имуществом администрации района направлены запросы по согласованию размещения запрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.133-150, т.2 л.д.1).

Обществом получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.10.2008 № 3.ВЦ.02.000.Т.000676.10.08 о соответствии участка для проектирования складских помещений непродовольственных товаров в д.Родионцево Спасского сельского поселения Вологодского района СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (т.2 л.д.2).

26.12.2008 составлен акт выбора земельного участка для предварительного согласования места расположения объекта строительства (т.1 л.д.56-58, т.2 л.д.3-5).

Постановлением Главы Вологодского муниципального района от 28.01.2009 № 77 «О предварительном согласовании земельного участка ООО «Взаимодействие» утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка для строительства складских помещений (т.1 л.д.59).

Земельный участок по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Спасский с/с, в северо-западной части кадастрового квартала 35:25:0705041, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 35:25:0705041:312 (т.1 л.д.60-62, т.2 л.д.80).

Согласно постановлению Главы Вологодского муниципального района от 23.06.2009 № 1052 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Взаимодействие» земельный участок с кадастровым номером 35:25:0705041:312 предоставлен ООО «Взаимодействие» в аренду сроком на пять лет для складских помещений (т.1 л.д.65-66, т.2 л.д.88).

В кадастровом паспорте земельного участка от 16.07.2009 указано разрешенное использование участка - для складских помещений (т.2 л.д.6, 79).

Между обществом и администрацией района заключен договор от 13.08.2009 № 373 о предоставлении в аренду названного земельного участка для складских помещений. Срок действия договора определен в 5 лет. Договор зарегистрирован 17.09.2010 (т.1 л.д.67-71, т.2 л.д.89-92).

Из содержания данных документов не следует, что земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства объектов капитального строительства.

При этом представители администрации в ходе судебного разбирательства указали, что общество вправе возводить временные сооружения, но не объекты капитального строительства.

Пунктом 8 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которым правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что земли, поименованные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 87 ЗК РФ особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов (статья 37 ГСК РФ):

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 ГСК РФ).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка может выбираться самостоятельно из предусмотренных зонированием территорий видов, то есть в случае утверждения документов территориального планирования. В отсутствие этих документов вид разрешенного использования земельного участка должен определяться в правоустанавливающих документах.

Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В порядке части 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 части 7 статьи 30 ЗК РФ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Статьей 31 ЗК РФ регламентирована процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8).

В статье 32 ЗК РФ так же установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Из приведенных положений следует, что при предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления обязаны принять решение о предоставлении земельного участка для строительства, в отсутствие такого специального указания имеются основания полагать, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.

В рассматриваемом случае определенное администрацией разрешенное использование земельного участка для складских помещений свидетельствует о возможности возведения временных сооружений, а не объектов капитального строительства.

Доказательств внесения соответствующих изменений в постановление Главы Вологодского муниципального района от 23.06.2009 № 1052 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Взаимодействие», в договор аренды от 13.08.2009 № 373 и в сведения кадастрового учета не имеется.

Постановление от 23.06.2009 № 1052 в части разрешенного использования предоставляемого в аренду земельного участка недействительным не признано.

Доводы заявителя о том, что фактически земельный участок предоставлен для строительства не соответствуют представленным доказательствам.

При изложенных обстоятельствах, оснований для выдачи градостроительного плана земельного участка ООО «Взаимодействие» не имелось.

Доводы ответчика о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах красных линий ул.Пошехонское шоссе г.Вологды, в связи с чем использование территории для строительства объектов капитального строительства не возможно, суд считает неправомерными.

Департаментом градостроительства администрации города Вологды письмом от 15.08.2011 № 5-2/5-0-10/4926 по запросу отдела от 22.07.2011 №17-37/355 о предоставлении имеющейся информации по развитию ул.Пошехонское шоссе г.Вологда и Пошехонское шоссе в районе д.Родионцево Спасского сельского поселения направлен фрагмент генерального плана г.Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 № 171, на запрашиваемую территорию в районе ул.Пошехонское шоссе (т.1 л.д.123-125, т.2 л.д.59-60).

Как следует из объяснений администрации г.Вологды, генеральный план города Вологды утвержден решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 № 171 и в соответствии с ранее действовавшим законодательством включает перспективу развития территории города с учетом территории Вологодского муниципального района.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 23 ГСК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Статьей 1 Закона Вологодской области от 06.12.2004 № 1103-ОЗ «Об установлении границ муниципального образования «Город Вологда» и наделении его статусом городского округа» установлено, что муниципальное образование «Город Вологда», образованное в установленном порядке, территория которого определена законом области от 9 января 1996 года № 55-ОЗ «О муниципальных образованиях Вологодской области» (с последующими изменениями и дополнениями), находится в административных границах города Вологды и села Молочное Вологодского района.

Земли возле деревни Родионцево Спасского сельского поселения в границы муниципального образования «Город Вологда» не включены.

Следовательно, генеральный план г.Вологды в этой части не подлежит применению.

Решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд не принималось.

При этом пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении градостроительного плана земельного участка ввиду возможного изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Главное управление архитектуры и градостроительства Вологодской области вступило в дело в качестве третьего лица, ссылаясь на осуществление им контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (т.2 л.д.14-30).

Согласно пункту 3.1.5 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 30.04.2010 № 496 (далее – Положение), Управление осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований области законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за:

1) соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;

3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В порядке пункта 3.4 Положения должностные лица Управления при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований области законодательства о градостроительной деятельности обладают полномочиями и соблюдают обязанности, предусмотренные статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд отмечает, что отсутствие должного контроля Управления за соответствием муниципальных правовых актов Вологодского муниципального района законодательству о градостроительной деятельности в рассматриваемом случае способствует затягиванию процедуры утверждения ООО «Взаимодействие» градостроительного плана земельного участка.

При изложенных обстоятельствах, права и законные интересы общества оспариваемыми действиями не нарушены, поэтому заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., перечисленной ООО «Взаимодействие» в федеральный бюджет платежным поручением от 14.10.2011 №4558 при обращении в суд, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Взаимодействие» к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.Е.Мамонова