ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-12248/15 от 25.01.2016 АС Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации


 Р Е Ш Е Н И Е



25 января 2016 года город Вологда Дело № А13-12248/2015

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Леонтьевой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест 35» об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 31.07.2015 № 101-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от инспекции – ФИО1 по доверенности от 11.01.2016,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Стройинвест 35» (далее – ООО «Стройинвест 35», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (далее – инспекция, административный орган) от 31.07.2015 № 101-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований ссылается на отсутствие оснований для внесения изменений в разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...>. По мнению заявителя, все права и обязанности по договору аренды земельного участка переданы обществу по соглашению от 15.09.2014. По мнению общества, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения. Ссылается на малозначительность правонарушения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, его представители в судебное заседание не явились. В письменном заявлении общество просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьями 137, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей общества.

Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании заявленные требования отклонили, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указали, что правом на привлечение денежных средств участников долевого строительства обладают только застройщики – юридические лица. ООО «Стройинвест 35» до получения разрешения на строительство не вправе было привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного жилого дома. По мнению инспекции основания для признания нарушения малозначительным отсутствуют.

Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части изменения административного наказания.
  Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 13.01.2015 № 2 проведена 09.02.2015 внеплановая документарная проверка по соблюдению ООО «Стройинвест 35» законодательства Российской Федерации в области долевого строительства, по результатам которой составлен акт проверки от 09.02.2015 № 88-АД.

Старшим специалистом инспекции ФИО2 11.03.2015 составлен протокол об административном правонарушении № 31-д.

В протоколе об административном правонарушении отражено, что ООО «Стройинвест 35» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...> с привлечением денежных средств граждан по договорам участия в долевом строительстве на основании разрешения на строительство от 27.02.2014 № RU 35512101-117.

Общество 24.12.2014 заключило договор долевого участия в строительстве № 7 с ФИО3, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 27.12.2014.

Денежные средства по договору долевого участия от 24.12.2014 № 7 в сумме 1 000 000 рублей привлечены застройщиком 23.01.2015 (платежное поручение № 87) в отсутствие у ООО «Стройинвест 35» разрешения на строительство жилого дома.

Начальник инспекции ФИО4, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление от 31.07.2015 № 101-д о привлечении ООО «Стройинвест 35» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

ООО «Стройинвест 35» не согласилось с постановлением инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
  На основании статьи 23.64 КоАП РФ, пункта 2 статьи 23 Закона № 214-ФЗ, пункта 3.5.10 Положения об инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 № 1211, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление приняты уполномоченными лицами.

В силу части 1 статьи 14.28 КоАП РФ привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство

Частью 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям Закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ установлен запрет на привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона. Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, предусмотренных этой статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации индивидуальному предпринимателю ФИО5 27.02.2014 выдано разрешение № RU 35512101-117 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...> со строительным объемом 7 381,22 куб.м, общей площадью квартир 1305,54 кв.м на земельном участке площадью 2032,0 кв.м., со сроком действия до 06.08.2016.

Между индивидуальным предпринимателем ФИО5 и ООО «Строинвест 35» при согласии Администрации Кирилловского района 15.09.2014 заключено соглашение, по которому передаются в полном объеме права и обязанности по договору аренды земельного участка для строительства от 06.08.2013 № 147/13-АФ, заключенному между предпринимателем ФИО5 и Администрацией Кирилловского района. Договор аренды и соглашение зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

Впоследствии 24.12.2014 общество заключило договор долевого участия в строительстве с ФИО3, ФИО6 и получило денежные средства. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 27.12.2014.

При указанных обстоятельствах общество привлекло денежные средства физического лица в нарушение части 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

Доводы заявителя том, что ООО «Строинвест 35» действовало в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, а внесение изменений в разрешение на строительство не требуется при заключении указанных соглашений, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ застройщик для привлечения денежных средств участников долевого строительства в установленном порядке должен получить разрешение на строительство.

Порядок получения разрешения на строительство в случае смены застройщика в процессе строительства установлен нормами частей 21.5, 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Вместе с тем, в соответствии с частью 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое приобрело право на земельный участок обязано уведомить в письменной форме о переходе к нему прав на земельные участки уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного уведомления уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган принимает решение о внесении изменений в разрешение на строительство.

Уведомление о переходе прав на земельный участок в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, общество не направляло.

При этом ООО «Строинвест 35» до даты внесения изменений в ранее выданное разрешение на строительство не могло привлекать денежные средства участников долевого строительства.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Общество, заключая договоры долевого участия, в отсутствие надлежащим образом оформленного разрешения на строительство вышеуказанного многоквартирного дома не учло, что нормы Закона № 214-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства могло быть только юридическое лицо, отвечающее требованиям части 1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ.

ООО «Стройинвест», являясь профессиональным участником предпринимательской деятельности, учитывая важность и социальную значимость сферы деятельности (строительство многоквартирных жилых домов), которая затрагивает интересы неопределенного круга лиц - участников долевого строительства, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации строительства многоквартирного жилого дома и привлечения денежных средств граждан для строительства, ненадлежащим образом проконтролировало действия по внесению изменений в разрешение на строительство, не обжаловало действия (бездействия) органа местного самоуправления по своевременному внесению изменений в разрешение на строительство, тем самым не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм Закона № 214-ФЗ.

Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением, другими материалами дела об административном правонарушении.

Общество просит суд освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного нарушения. Указывает, что объект введен в эксплуатацию, дольщики получили в собственность жилые помещения, существенной угрозы охраняемым отношениям не причинено.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
 При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Правоотношения в сфере долевого строительства находятся под особой охраной государства, что подтверждается наличием специального Закона № 214-ФЗ, контролирующего органа в данной сфере, установлением для застройщиков публично-правовых обязанностей, а также строгих санкций за неисполнение указанных обязанностей.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Кроме того, суд учитывает, что привлечение денежных средств в отсутствие разрешения на строительство носит систематический, а не разовый характер.

При таких обстоятельствах совершенное обществом административное правонарушение не является малозначительным.

Вместе с тем санкция части 1 статьи 14.28 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обществу оспариваемым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Конституционным Судом Российской Федерации 25.02.2014 принято Постановление № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ внесены изменения в Кодекс и статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание завершение строительства многоквартирного жилого дома, ввод объекта в эксплуатацию, неправильное понимание норм действующего законодательства, арбитражный суд полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 250 000 рублей.

С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, установив наличие оснований для применения иной меры ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об изменении постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания. Назначить ООО «Стройинвест 35» административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

постановление Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 31.07.2015 № 101-д о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест 35», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного 08.10.2013 за основным государственным регистрационным номером 1133528009812, ИНН <***> к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвест 35», расположенному по адресу: <...>, зарегистрированному 08.10.2013 за основным государственным регистрационным номером 1133528009812, ИНН <***> административное наказание по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья О.П. Логинова