АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«07» сентября 2023 года город Вологда Дело № А13-12354/2022
Резолютивная часть решения объявлена «31» августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен «07» сентября 2023 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьиКутузовой И.В., при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Коноваловой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску мэрии города Череповца, муниципального унитарного предприятия города Череповца «Теплоэнергия» к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» об обязании выполнить работы, установить электроприводы, исключить из затрат к концессионному соглашению от 02.02.2018 часть расходов
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Вологодской области,
при участии от Мэрии города Череповца – ФИО1
по доверенности от 19.12.2022, от МУП «Теплоэнергия» – ФИО2 по доверенности от 03.11.2022, ФИО3 по доверенности от 09.11.2022, от ответчика – ФИО4 по доверенности от 14.12.2022,
у с т а н о в и л:
мэрия города Череповца (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162608, <...>; далее - Мэрия), муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Теплоэнергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162623, <...>; далее - Предприятие) обратились в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162602, <...>, далее – Общество) об обязании в срок до 31.08.2024 выполнить работы по замене дренажной системы на объектах:
- «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина»
- «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома»;
- «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка в дом»;
- «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект»;
- «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» в срок до 31.08.2024 выполнить работы по выпуску соответствующего дренажа в ливневую канализацию в порядке, объеме и на условиях, согласованных проектно-сметной документацией, на объектах:
- «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская»
- «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина»;
- в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу установить электроприводы к дисковым затворам в камере К УТ-9 Октябрьский.
Об обязании исключить из стоимости затрат концессионера следующих расходов:
- расходы, понесенные на проведение мониторинга технического состояния жилых зданий на объекте «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома» в размере 1 671 565 руб. 20 коп.;
- расходы, связанные с восстановлением наружного освещения на объектах «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка в дом» в размере 1 797 815 руб.;
- расходы, направленные на выполнение пусконаладочных работ наружного освещения на объектах «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка в дом» в размере 14 368 руб.;
- расходы на проведение работ по проливу дренажа на участках тепловых сетей «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка на дом», «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект», «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская» в размере 2 048 883 руб. 60 коп.;
- расходы на приобретение материала (смеси асфальтобетонные) для работ по восстановлению асфальтового покрытия на объектах «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина» в размере 1 229 445 руб. 60 коп.;
- расходы в размере 21 392 021 руб. 60 коп. на проведение не согласованного в установленном порядке превышения объемов работ, повлекших изменение в сторону увеличения цены, по восстановлению, благоустройству и используемых расходных материалов участков тепловых сетей на объектах: «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская», «Участок Ленина от К-5 до К-7а и от К-14а до К-16», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка на дом», «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект», «Участок распределительной тепловой сети от ТК-6 Гоголя до К3-Порт»;
- расходы на применение передвижных электростанций мощностью 30 кВ на объектах: «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома», Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина», «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка на дом», «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект», «Участок распределительной тепловой сети от ТК-6 Гоголя до К3-Порт» в размере 12 99 928 руб.
Определением суда 19.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Вологодской области (далее - Правительство).
В обоснование исковых требований истцы сослались на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по концессионному соглашению, а также на норму Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Представители истцов в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Общество в отзыве на исковое заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями истцом не согласились, сославшись на то, что выполненные работы соответствуют условиям концессионного соглашения.
В судебном заседании 24.08.2023 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 15 мин. 31.08.2023.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: http://vologda.arbitr.ru и на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» по адресу: http://kad.arbitr.ru.
Правительство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Как видно из материалов дела, 02.02.2018 муниципальное образование «Город Череповец» (концедент), Общество (концессионер), Вологодская область в лице Правительства Вологодской области (субъект с третьей стороны) и Предприятием заключено концессионное соглашение (далее – соглашение), по условиям которого концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения (далее – объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту и осуществлять деятельность по передаче тепловой энергии и теплоносителя с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру в срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения в состав объект соглашения включено имущество, поименованное в приложении 1 к настоящему соглашению, в состав которого входят участки тепловой сети, указанные в приложении 1.1 к настоящему соглашению, подлежащие реконструкции.
Согласно пункту 5.1 соглашения концессионер обязался осуществить реконструкцию имущества, входящего в объект соглашения, состав, описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1 к настоящему соглашению, в сроки, указанные в разделе 10 настоящего соглашения.
В пункте 5.7 соглашения указано, что завершение концессионером работ по реконструкции имущества, входящего в объект соглашения, подтверждается оформлением концедентом и концессионером документов об исполнении концессионером обязательств по реконструкции и вводу в эксплуатацию имущества, входящего в состав объекта соглашения, в порядке и сроки, предусмотренные приложением 9 к настоящему соглашению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона № 115-ФЗ контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, а также результатов соблюдения условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Постановлением мэрии города Череповца от 22.02.2018 № 814 «О наделении полномочиями на осуществление контроля за исполнение концессионного соглашения» (далее – Постановление № 814) Предприятие наделено полномочиями по осуществление контроля за исполнением концессионных соглашений в части:
- соблюдения концессионером установленных сроков проектирования и реконструкции имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения;
- соответствия предоставляемой концессионером проектной документации положениям концессионного соглашения, а также законодательству Российской Федерации;
- осуществления реконструкции имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в объеме и сроки, предусмотренные концессионным соглашением;
- обеспечения концессионером соответствия технико-экономических показателей имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, технико-экономическим показателям, предусмотренным концессионным соглашением;
- осуществления концессионером полного или частичного финансирования реконструкции имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, и эксплуатации имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, иного передаваемого имущества;
- эксплуатации концессионером имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в соответствии с целями, предусмотренными концессионным соглашением;
- достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением;
- подписание актов и отчетности об исполнении обязательств, предусмотренных концессионным соглашением.
В приложении 1.1 к соглашению в поименованы объекты и планируемые виды работ на эти объектах:
- пункт 5 «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская» (разработка проектно-сметной документации по модернизации (реконструкции) тепловой сети, замена трубопроводов, ремонт тепловых камер, восстановление дренажей (УТ11 - 200м), замена лотков, ремонт ТК с заменой перекрытия);
- пункт 6: «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина» (разработка проектно-сметной документации по модернизации (реконструкции) тепловой сети, замена трубопроводов с ремонтом сопутствующих дренажей, замена лотков, плит перекрытий, ремонт тепловых камер (кроме участка в границе камеры К-13 по улице Ленина);
- пункт 7 «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома» (разработка проектно-сметной документации по модернизации (реконструкции) тепловой сети, замена трубопроводов, ремонт лотков, замена плит перекрытий ТК, восстановление дренажей);
- пункт 9 «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект» (разработка проектно-сметной документации по модернизации (реконструкции) тепловой сети, замена трубопроводов, ремонт тепловых камер, восстановление сопутствующего дренажа, замена лотков, ремонт ТК с заменой перекрытия, замена запорной арматуры: Ду900 – 2 шт., ДУ200 – 2 шт, ДУ300 – 2 шт., ДУ50 – 2 шт.);
- пункт 10 «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка в дом» (разработка проектно-сметной документации по модернизации (реконструкции) тепловой сети, замена трубопровода с увеличением диаметра на Ду500мм, ремонт и замена лотков, ремонт тепловых камер с заменой плит перекрытий ТК, восстановление дренажей).
Мероприятия по восстановлению дренажей и по выпуску сопутствующего дренажа в ливневую канализацию на перечисленных выше объектах предусмотрены проектной документацией, рабочей документацией, ведомостями объемов работ на тепловую сеть, ведомостями объемов работ на демонтаж (том 4, листы 91-147; том 5, листы 1-7, том 8).
В пункте 1.1.1 приложения 9 к соглашению стороны предусмотрели, что в течение 30 календарных дней с даты завершения концессионером работ по реконструкции и вводу в эксплуатацию соответствующего объекта, входящего в состав объекта соглашения, стороны обязуются оформить акт об исполнении обязательств концессионера по вводу в эксплуатацию завершенного реконструкцией объекта, входящего в состав объекта соглашения по рекомендуемой форме 1, указанной в настоящем соглашении.
Концедент обязуется в срок, не позднее 7 рабочих дней со дня получения акта об исполнении обязательств концессионера по вводу в эксплуатацию завершенного реконструкцией объекта, входящего в состав объекта соглашения, и прилагаемых к нему документов, его подписать либо направить концессионеру мотивированный отказ от его подписания.
Во исполнение приведенных условий соглашения Общество 24.01.2020 направило в адрес Предприятия акты об исполнении обязательств концессионера по вводу в эксплуатацию завершенного реконструкцией объектов концессионного соглашения.
Предприятие 04.02.2020 направило Обществу мотивированный отказ от подписания актов с приложением замечаний.
В претензии от 12.07.2022 Предприятие и Мэрия просили ответчика устранить выявленные замечания
Общество в ответе на претензию от 10.08.2022 отказалось выполнить требования истцов, что явилось поводом для обращения истцов в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Поскольку заключенное сторонами концессионное соглашение предусматривает обязанность концессионера по проведению реконструкции тепловых сетей, суд соглашается с позицией истцов, о том, что рассматриваемое соглашение содержит элементы договора подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В пункте 18.1.2.4 соглашения концессионер обязался осуществить работы в соответствии с проектной документацией за счет собственных и (или привлеченных заемных концессионером средств.
В соответствии с пунктом 5.9 соглашения концессионер обязался за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектно-сметную документацию, необходимую для реконструкции имущества, входящего в состав объекта соглашения. Согласование проектно-сметной документации осуществляется до момента ее направления на экспертизу (государственную или негосударственную).
Проектно-сметная документация, предусматривающая замену дренажа на спорной тепловой сети, согласована с концедентом и прошла государственную экспертизу.
Заменяя один вид работ на другой (замену дренажной системы на пролив дренажной системы) Общество внесло изменения в проектно-сметную документацию, однако с концедентом эти изменения не согласовало.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Статья 744 ГК РФ предусматривает право заказчика внести изменения в техническую документацию.
Между тем применительно к рассматриваемому соглашению заказчиком является концедент.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм права, а также пункт 5.9 соглашения, Общество обязано было согласовать изменения в проектную документацию с Предприятием, что не было сделано.
Доводы ответчика о правомерности замены оного вида работ (замена дренажа) на другой (проливка дренажа), поскольку такая замена не привела к ухудшению качества выполняемых работ и соответствует условиям соглашения, не принимаются судом.
В соответствии с толковым словарем ФИО5 понятие «восстановить» означает привести в прежнее состояние.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Так же в пункте 5.2 соглашения предусмотрено, что в целях соглашения к реконструкции имущества, входящего в состав объекта соглашения, относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.
При изложенных обстоятельствах суд соглашается с позицией истцов о том, что замена одного вида работ на другой без согласования с концедентом не соответствует целям и условиям концессионного соглашения.
Требование истцов об обязании ответчика выполнить работы по замене дренажа и по выпуску соответствующего дренажа в ливневую канализацию подлежат удовлетворению.
Рабочей документацией по объекту «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект» предусмотрена установка кранов шаровых стандратнопроходных фланцевых Ду900.
Обществом внесены изменения в рабочую документацию, согласно которым произведена замена запорной арматуры и принято решение об установке в камере УТ-9 Октябрьский проспект поворотного затвора с электроприводом фланцевым Ду900.
В ходе проведения Предприятием контрольных мероприятий выявлено, что в камере УТ-9 Октябрьский пр. не установлен электропривод для дисковых затворов. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 23.01.2020 № 17/1.
Предприятие 28.04.2020 направило соответствующие замечания Обществу.
Предприятие и Общество 21.09.2022 произвели осмотр оборудования камеры ТК-9/Октябрьский и установили, что в камере выполнены работы по установке электроприводов к дисковым затворам ДУ900. Электроприводы установлены с замечаниями: один на шпильках (зазор между корпусом затвора и электроприводом), на втором видны следы вскрытия корпуса (намотана красная изолента). Проектом не предусмотрена схема подключения электропривода, замена шаровых кранов на затворы с электроприводами не подтверждена государственной экспертизой.
По данным истцов, на дату судебного заседания замечания не устранены, основания считать указанное выше оборудование установленным надлежащим образом отсутствуют.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал факт наличия замечаний к выполненным работам и их правомерность, сообщил, что в настоящее время все замечания устранены, однако доказательств устранения этих замечаний в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Статья 309 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
Поскольку ответчик не представил доказательства качественного выполнения работ по установлению электроприводов, требование истцов о выполнении этих работ также подлежит удовлетворению.
В отношении требований об обязании Предприятия исключить из актов об исполнении обязательств концессионера ряда затрат суд считает необходимым отметить следующее.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан или юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными нормами закона.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными нормами закона. Согласно положениям пункта 1 статьи 1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Способ защиты нарушенного права самостоятельно определяется гражданами и юридическими лицами. При этом возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Такой способ защиты, как обязание исключить из стоимости затрат какие-либо расходы концессионера законом не предусмотрено.
В пунктах 1-3 статьи 12 Закона № 115-ФЗ указано, что концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных концессионным соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения.
В случае, если допущено нарушение требований, указанных в части 1 настоящей статьи, концедент вправе потребовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок.
Концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков в случае, если нарушение требований, указанных в части 1 настоящей статьи, не было устранено в установленный концедентом разумный срок или является существенным.
Поскольку истец выбрал ненадлежащий способ защиты права, требование об обязании ответчика исключить из актов об исполнении обязательств концессионера ряда затрат удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с частичным удовлетворением исковых требований расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Поскольку требования обоих истцом едины, а Мэрия освобождена от уплаты государственной пошлины, на Предприятие надлежит отнести 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В связи с тем, что при обращении в суд с иском Предприятием уплачено 30 000 руб. государственной пошлины, ему из федерального бюджета надлежит возвратить 21 000 руб. государственной пошлины на основании статьи 104 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и в соответствии со статьей 177 АПК РФ будет направлен лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего для после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167–171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» в срок до 31.08.2024 выполнить работы по замене дренажной системы на объектах:
- «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина»
- «Участок магистральной тепловой сети от ТК-41 по ул. Вологодская до ТК-22 по ул. Ленина со всеми ответвлениями на дома»;
- «Участок магистральной тепловой сети от ТК-9а до ТК-69 по пр. Победы и врезка в дом»;
- «Участок магистральной тепловой сети в УТ-9 Октябрьский проспект»;
- «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» в срок до 31.08.2024 выполнить работы по выпуску соответствующего дренажа в ливневую канализацию в порядке, объеме и на условиях, согласованных проектно-сметной документацией, на объектах:
- «Участок магистральной тепловой сети от стены здания котельная Южная до Н.О. УТ-2 ул. Рыбинская»
- «Участок магистральной тепловой сети от К-5 до К-7а по ул. Ленина и от К-14а до К-16 по ул. Ленина».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу установить электроприводы к дисковым затворам в камере К УТ-9 Октябрьский.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162602, <...>) в пользу муниципального унитарного предприятия города Череповца «Теплоэнергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162623, <...>) 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Череповца «Теплоэнергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 162623, <...>) из федерального бюджета 21 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.08.2022 № 6109.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Кутузова