АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2017 года город Вологда Дело № А13-12622/2016
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2017 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шестаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козлачковой Ю.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «ФосАгро-Череповец» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о признании недействительным решения от 13.04.2016 №11-30/07, и к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы №3 об устранении допущенного нарушения прав,
при участии представителей заявителя ФИО1 по доверенности от 02.02.2015 № 1395-ФАЧ, ФИО2 по доверенности от 09.06.2016 №1972/4-ФАЧ, представителей инспекции ФИО3 по доверенности от 11.11.2016 № 04-27/92, ФИО4 по доверенности от 17.11.2016 №04-28/100,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «ФосАгро-Череповец» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Вологодской области о признании недействительным решения от 13.04.2016 №11-30/07 и к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы №3 об устранении допущенного нарушения прав.
В обоснование заявленных требований общество указало на несоответствие оспариваемого решения требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и нарушение прав общества.
Инспекции в отзыве на заявление и их представители в судебном заседании требования заявителя отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка, по итогам которой инспекцией принято решение от 13.04.2016 № 11-30/07. Указанным решением обществу доначислено и предложено уплатить налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) в сумме 800 000 руб., налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 1 665 206 руб., начислены пени в общей сумме 378 455 руб. 01 коп. (том 1 листы 129-150, том 2 листы 1-29).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 24.06.2016 № 07-09/06106@ решение инспекции оставлено без изменения (том 2 листы 41-48).
Не согласившись с принятым инспекцией решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В оспариваемом решении инспекция установила необоснованное включение в состав расходов по налогу на прибыль суммы 4 000 000 руб. и вычетов по налогу на добавленную стоимость суммы 720 000 руб. в части затрат на оплату консультационных услуг, оказанных обществу закрытое акционерное общество «КПМГ» (далее – ЗАО «КПМГ»).
Согласно договору от 30.06.2011 № C-MSKZ-11-00616 ЗАО «КПМГ» обязалось оказывать закрытому акционерному обществу «ФосАгро АГ» (далее - ЗАО «ФосАгро АГ») консультационные услуги, объем, сроки выполнения, стоимость и результат услуг по каждому отдельному заданию будут согласовываться сторонами и фиксироваться документально (том 2 листы 49-53). Согласно пункту 3.3 ЗАО «КПМГ» будет предоставлять проекты всех отчетных документов для анализа и предоставления комментариев. В соответствии с приложением № 2 к договору объем услуг по данному заданию включает проведение следующих работ: рекомендации по сближению применяемых учетных подходов при формировании финансовой отчетности по РСБУ с применяемыми учетными подходами при формировании финансовой отчетности по МСФО; рекомендации по сближению правил формирования управленческой отчетности с применяемыми учетными подходами по МСФО. Работы предусмотрено проводить в три этапа:
этап 1 – анализ и выработка рекомендаций по сближению МСФО и РСБУ:
- анализ регламентирующей и методологической документации, определяющей порядок ведения учета и составления отчетности по РСБУ в пилотных компаниях (открытое акционерное общество «Апатит» (далее - ОАО «Апатит»), ОАО «ФосАгро-Череповец», общество с огрнаиченной ответственностью «ФосАгро-транс» (далее - ООО «ФосАгро-транс»);
- сбор и анализ требований по подготовке управленческой отчетности;
- анализ применяемых учетных подходов при подготовке отчетности по МСФО;
- выявление специфических проблемных областей учета, определение вопросов подлежащих раскрытию в налоговой учетной политике;
- анкетирование и интервьюирование ключевых специалистов на предмет применяемых методов учета;
- анализ действующего и вступившего в силу с 01.01.2013 законодательства Российской Федерации в области бухгалтерского учета с точки зрения влияния на учетную политику компании и необходимости ее адаптации;
-помощь в разработке структуры и шаблонов основных документов, являющихся результатом проекта;
- формирование свода по применяемым методам учета по всем видам учета (РСБУ, УУ и МСФО);
- выявление областей, где возможно применение альтернативных методов учета.
Этап 2 – помощь при формировании регламентирующего документа по сближению МСФО и РСБУ:
- разработка рекомендаций по переходу на регламентирующий документ по сближению МСФО и РСБУ;
- разработка рекомендаций по определению единых принципов организации налогового учета;
- разработка проекта плана счетов и инструкции по его применению.
Этап 3 – сопровождение процесса внедрения регламентирующего документа по сближению МСФО и РСБУ.
Результатом оказания услуг по данному заданию будут являться:
по этапу 1 – перечень областей и вопросов, подлежащих дательному раскрытию в регламентирующем документе по сближению МСФО и РСБУ;
- сравнительная таблица требований РСБУ, НУ, УУ и МСФО с учетом специфики деятельности пилотных компаний и вариантов их сближения;
- согласованные единые принципы учета по РСБУ, сближенные с МСФО;
- согласованные структуры и шаблоны документов.
по этапу 2 –
- согласованный проект регламентирующего документа по сближению МСФО и РСБУ;
- согласованный проект налоговых учетных подходов;
-рекомендации по переходу на регламентирующий документ по сближению МСФО и РСБУ.
по этапу 3 – методологическая консультация в процессе внедрения регламентирующего документа по сближению МСФО и РСБУ.
Согласно пункту 3 задания полная стоимость услуг составляет 4 000 000 руб. плюс НДС в сумме 720 000 руб., а также накладные расходы, которые включают расходы, связанные со служебными командировками, расходы на транспорт, проживание и питание; суточные расходы в период работы персонала на территории компании за пределами Москвы, которые оплачиваются в фиксированной сумме 1200 руб. в день для каждого консультанта ЗАО «КПМГ».
Согласно актам об оказании услуг от 04.06.2013, 26.12.2013 (том 2 листы 74-76) услуги оказаны и приняты заказчиком без замечаний.
Налоговый орган, обосновывая свою позицию, ссылается на следующие основания: расходы по оплату услуг ЗАО «КПМГ» по сближению применяемых учетных подходов по РСБУ и МСФО не связаны с деятельностью, направленной на получение обществом дохода, в проверяемом периоде у ЗАО «ФосАгро АГ» не было обязанностей по составлению, представлению отчетности по МСФО, а также по сближению учетных подходов по РСБУ и МСФО; функции по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также оказание услуг по формированию пакета данных по МСФО осуществлялись работниками ООО «РБЦ ФосАгро»; общество имело право требовать возмещение этих затрат от заказчика (ОАО «ФосАгро»); при анализе содержания отчетов ЗАО «ФосАгро АГ» установлено, что сведения об осуществленных мероприятиях, касающихся сближения правил формирования финансовой отчетности по РСБУ с правилами формирования отчетности по МСФО в перечне оказанных услуг отсутствуют; в актах оказания услуг между обществом и ЗАО «КПМГ» не имеется конкретной информации о количестве и содержании проведенных ЗАО «КПМГ» консультаций, отсутствуют данные о формировании цены услуг, отсутствуют данные о конкретных сотрудниках КПМГ, выполнявших услуги. Кроме того, в части НДС инспекция указывает на не представление документов, подтверждающих полномочия ФИО5 и ФИО6 на подписание счетов-фактур от 04.06.2013 и 26.12.2013.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 1 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 14 и 15 части 1 статьи 264 НК РФ расходы на юридические и информационные услуги и расходы на консультационные и иные аналогичные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями указанной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем, в пунктах 5- 6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Таким образом, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), являются их производственное назначение, фактическое наличие, принятие на учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета и подтвержденное соответствующими первичными документами, а также наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур.
Поскольку включение сумм предъявленного поставщиком НДС в состав налоговых вычетов направлено на уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, обязанность доказывания наличия перечисленных условий также возлагается на налогоплательщика.
При этом документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия, а также составлять единый комплект, позволяющий индивидуализировать конкретную хозяйственную операцию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Определены обязательные реквизиты первичного учетного документа.
Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а налоговое законодательство предусмотрело, что право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль должно быть подтверждено документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем из приведенных норм не следует, что факты приобретения товаров могут подтверждаться только перечисленными документами, а глава25 НК РФ не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), ЗАО «ФосАгро АГ» присоединился к АО «ФосАгро-Череповец», одним из видов деятельности АО «ФосАгро-Череповец» является управление финансово-промышленными группами и холдинговыми компаниями, в связи с чем, обществом заключены договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа дочерними компаниями открытого акционерного общества «ФосАгро»: ОАО «ФосАгро-Череповец», открытое акционерное общество «Аммофос», открытое акционерное общество «Апатит», общество с ограниченной ответственностью «Балаковские минеральные удобрения», общество с ограниченной ответственностью «ФосАгро-Транс», общество с ограниченной ответственностью «Метахим», ООО «Горнохимический инжиниринг», общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр ФосАгро» (том 2 листы 79-150, том 3 листы 1-90).
В соответствии с пунктом 2.1 договоров управляющая организация решает все вопросы текущей деятельности общества, в том числе, организует ведение бухгалтерского учета и отчетности, несет ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой документации в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемым акционерам, кредиторам и в средства массовой информации в соответствии с уставом и действующим законодательством.
Результатом выполнения договора в части указанного задания № 2 явились следующие документы: отчеты в рамках проекта по сближению (том 3 листы 91-150, том 4 листы 1-145): подход к составлению налогового баланса, регламентирующий документ по сближению РСБУ и МСФО июнь 2013 (60 страниц), сравнительная таблица требований РСБУ и МСФО и вариантов их сближения. Указанные документы отражают выявленные несоответствия методов учета в управляемых организациях нормативным актам РСБУ и МСФО, рекомендации для внесения изменений в учетные политики организаций в целях бухгалтерского и налогового учета с указанием конкретных методов сближения в каждой области. Введенный в действие в стандарт «Регламент формирования показателей и форм управленческой отчетности» определил единый порядок полного цикла формирования, согласования и утверждения показателей управленческой отчетности и отчетных форм управленческой отчетности на уровне управляющей компании, управляемых предприятий, структурных подразделений, создан альбом унифицированных форм управленческой отчетности.
Основными целями общества как управляющей организации по отношению ко всем управляемым организациям являлись: анализ действующего порядка отражения хозяйственных операций в учете организаций в целях выработки единого подхода к формированию управленческого учета; выработка единых принципов и методик по сближению применяемых учетных подходов при формировании финансовой отчетности по РСБУ с учетными подходами при формировании финансовой отчетности по МСФО в целях повышения эффективности управленческого учета, качественного отражения информации о финансовом состоянии управляемых организаций, снижения трудовых затрат по формированию управленческих отчетов и информации; создание единого центра обслуживания в управляющей организации, обеспечивающего ведение бухгалтерского и налогового учета во всех управляемых организациях на основе единых принципов учета; анализ постоянных и временных разниц (вычитаемых временных разниц и налоговых временных разниц), сформированных по правилам РСБУ в управляемых организациях; утверждение регламентирующего документа по учетным подходам по РСБУ и МСФО для использования в процессе оказания услуг по управлению.
В результате получения услуг ЗАО «КПМГ» общество смогло повысить эффективность управленческой и административной деятельности, проанализировать порядок ведения учета в управляемых организациях и выработать единый подход к ведению учета по правилам РСБУ, сближенного с правилами учета по МСФО; провести оптимизацию бизнес-процессов, исключить дублирующие функции и снизить численность персонала управляемых организаций, начать процесс формирования единого центра обслуживания в ЗАО «ФосАгро АГ», в результате чего повысилось качество управленческого, бухгалтерского, налогового и кадрового учета в организациях, оптимизированы затраты управляемых организаций на содержание соответствующих служб. Обществом на основании выполненных работ на территории АО «ФосАгро-Череповец» создан центр обслуживания ЗАО «ФосАгро АГ», выполняющий те же функции, которые ЗАО «ФосАГро АГ» в 2014-2015 гг. были определены в договорах с управляемыми организациями на оказание услуг в области ведения бухгалтерского и налогового учета. При этом, результаты проведенной работы оформлялись не отдельными актами, а изменениями, вносимыми в учетные политики управляемых общества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) определяется как группа. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Согласно письму Министерства финансов РФ от 25.11.2011 № 160н Международный стандарт финансовой отчетности IAS 27 «Консолидированная и финансовая отчетность» подлежит применению при подготовке и представлении консолидированной отчетности для группы организаций, находящихся под контролем материнской организации. В соответствии с указанным, ПАО «ФосАгро» обязано составлять консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО. Приказ ОАО «ФосАгро» от 25.09.2012 № 16, согласно которому организации, входящие в группу, обязаны направлять сведения в форматах, устанавливаемых управлением международной отчетности ОАО «ФосАгро», расшифровки для корректировок по МСФО (том 6 листы 70-71). Наличие обязанности ЗАО «ФосАгро АГ» представлять в адрес материнской компании показателей финансовой отчетности для представления отчетности по правилам МСФО инспекцией не оспаривается. Поскольку общество являлось для данных организаций управляющей организацией, предмет договора с ЗАО «КПМГ» был связан с его деятельностью.
В силу пункту 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Услуги, оказанные ЗАО «КПМГ», были использованы обществом в деятельности по исполнению обязанностей управляющей организации в виде накопленных знаний и профессиональных навыков деятельности коммерческой организации. При этом, довод инспекции об отсутствии первичного документа, в котором были бы зафиксированы все подробные действия исполнителя в рамках договора об оказании услуг несостоятелен, поскольку каждое отдельное действие исполнителя может не иметь существенного значения для заказчика, однако, совокупностью действий достигается цель заключения договора - выводы и принципы решения задач, значимых для деятельности общества.
Согласно договору на оказание бухгалтерских услуг общества и ООО «РБЦ ФосАгро» от 01.08.2013 № 01-РБЦ (том 6 листы 21-35), ООО «РБЦ ФосАгро» обязалось осуществлять бухгалтерское и расчетно-кассовое обслуживание и вести учет финансово-хозяйственной деятельности общества, консультировать по вопросам применения налогового законодательства РФ, по вопросам взаимодействия с налоговыми органами и банками при осуществлении заказчиком финансово-хозяйственной деятельности, оказывать помощь в составлении документов, проверку соответствия требованиям законодательства внутренних документов заказчика, визирование их, представительство заказчика в исполнительных, законодательных и судебных органах РФ и иной юрисдикции по вопросам, вытекающим из предмета договора, контроль за соблюдением сметы затрат заказчика, осуществлять услуги по ведению учета имущества заказчика, подготовка и проведение инвентаризации, сдача налоговой и бухгалтерской отчетности.
Данным договором не предусмотрено осуществление услуг, касаемых деятельности управляемых обществом, а только с текущей деятельностью самого общества, в связи с чем, доводы инспекции об оказании аналогичных услуг несостоятельны.
Согласно договору от 01.07.2003 № 1/ФАГ/ФА/03-02-257 ЗАО «ФосАгро АГ» оказывало ОАО «ФосАгро», в числе прочих, услуги по сбору и консолидированию финансовой отчетности заказчика, подготовленной в соответствии с РСБУ и МСБУ (том 6 листы 52-69). В соответствии с указанным договором если исполнитель несет затраты по договору, он имеет право требовать возмещения этих затрат от заказчика. Фактически общество осуществляло сбор информации для направления в ОАО «ФосАгро» в отношении 29 компаний, входящих в группу ФосАгро с целью подготовки консолидированной отчетности в соответствии с правилами МСФО. Формирование самой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета в обязанности общества не входило. Поскольку консультационные услуги ЗАО «КПМГ» касаются лишь анализа и выработки рекомендаций по составлению отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и работ, направленных на сближение учетных подходов с применяемыми учетными подходами в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета на управляемых предприятиях, они не связаны с процессом сбора и консолидации бухгалтерских данных для передачи их ОАО «ФосАгро». В связи с чем, довод налогового органа о возможности перевыставления сумм расходов по договору с ЗАО «КПМГ» в адрес ОАО «ФосАгро» несостоятелен.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно, на свой риск. Кроме того, согласно определению от 04.06.2007 № 320-О-П и постановлению от 24.02.2004 № 3-П Конституционного Суда Российской Федерации судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Общество использовало полученные услуги в своей производственной деятельности и получило доход. Поскольку факт получения услуги подтвержден первичные документами, признанными судом надлежащими, выводы налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды несостоятельны.
В пункте 2.2 оспариваемого решения налоговым органом установлено занижение суммы НДС в размере 945 206 руб. в отношении сумм возмещаемых расходов, предъявленных ЗАО «ФосАгро АГ» к оплате ОАО «ФосАгро» и ЗАО «Метахим».
Как следует из материалов дела, обществом заключен договор с ОАО «ФосАгро АГ» (заказчик) от 01.07.2003 № 1/ФАГ/ФА/03-02-257, согласно которому с учетом дополнительного соглашения от 11.05.2011, общество обязалось в течение 1 года оказывать заказчику услуги, определенные в пункте 1.2 договора, в том числе, услуги в рамках мероприятий по размещению акций, получению рейтингов и других мероприятий по операциям с ценными бумагами, включая предоставление информации по рынкам акций, облигаций, производных финансовых инструментов и их эмитентах, подготовку презентационных материалов для аналитиков и инвесторов, встречи с инвесторами, рейтинговыми агентствами и иными организациями по заданию заказчика (том 6 листы 52-69).
Согласно пункту 2.3 договора исполнитель по согласованию с заказчиком может привлекать третьих лиц для исполнения услуг по договору и требовать возмещения затрат от заказчика. Как определено пунктом 2.4 договора, в этом случае к акту приема-передачи услуг исполнитель прикладывает смету понесенных затрат, в которую исполнитель имеет право включить документально подтвержденные и обоснованные расходы.
В данном случае кроме вознаграждения заказчик обязан оплатить затраты, понесенные исполнителем при оказании услуг согласно представленной смете, подписанной уполномоченными представителями сторон (пункт 3.1 договора).
На сумму возмещаемых расходов общество выставило счета-фактуры и сторонами составлены акты приема-передачи (том 6 листы 88-150, том 7, том 8 листы 1-121).
Согласно сметам затрат общества по договору, обществу возмещены затраты, подтвержденные первичными документами и авансовыми отчетами на суточные, авиаперелет, трансфер. Направление сотрудников обосновано служебными заданиями, приказами о направлении в командировку.
Налоговый орган, оценив представленные обществом документы, установил, что в указанных счетах-фактурах необоснованно не была выделена сумма НДС и уплачена в бюджет. По мнению налогового органа, данные услуги ( командировки и доступ к интернет-ресурсам) являются частью услуг, оказанных в рамках договора от 01.07.2003, их отсутствие исключает возможность общества как исполнителя по договору в полной мере реализовать свои обязательства перед заказчиком.
Инспекция, со ссылкой на пункт 1 статьи 143, пункт 1 части 1 статьи 146, статью 149, пункт 2 статьи 153, пункт 2 части 1 статьи 162 НК РФ, указала, что полученные заказчиком суммы возмещения расходов, возникших в связи с исполнением условий договора, связаны с оплатой реализованных заказчику услуг и, следовательно, увеличивают налоговую базу по НДС.
Инспекцией на странице 17 оспариваемого решения произведен расчет суммы НДС по возмещаемым расходам общества в сумме 943 252 руб. 35 коп.
Также обществом заключен договор с «Метахим» о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 10.04.2012, согласно которому общество приняло на себя все полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Метахим» (том 3 листы 6-). Статьей 2.1ё договора определены все действия, которые осуществляются управляющей организацией.
Порядок оплаты услуг определен статьей 6 договора. Согласно пункту 6.7 договора ООО «Метахим» возмещает управляющей организации фактически понесенные расходы, связанной с направлением работников управляющей организации в командировки для представления в арбитражных судах, судах общей юрисдикции иных судах судебной системы РФ интересов ООО «Метахим», включая расходы на проезд к месту командировки и обратно, на проживание в месте командировки и другие документально подтвержденные расходы. С целью возмещения понесенных расходов в связи с направлением работников управляющей организации в командировки для представления в арбитражных судах, управляющая организация после возвращения работника из командировки в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем командировки работника, направляет обществу счет и акт выполненных работ на возмещение понесенных затрат с приложением заверенной копии авансового отчета работника, командировочного удостоверения и задания на командировку, а также иных документов, подтверждающих фактические затраты управляющей организации. В обоснование понесенных затрат управляющей компании представлены счета-фактуры, акты приема-передачи, первичные документы в подтверждение представительства сотрудников в арбитражных судах (том 8 листы 122-127). Поскольку возмещаемые расходы связаны с оплатой реализованных услуг, они увеличивают налоговую базу по НДС.
На основании представленных документов инспекцией доначислен НДС в сумме 1954 руб. за 1 и 3 кварталы 2014 года.
Общество с позицией инспекции не согласилось, считает, что у него отсутствовала обязанность включать суммы возмещенных расходов в налоговую базу по НДС.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии со статьей 39 НК РФ под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии со статьей 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно статье 41 НК РФ в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Исходя из определения реализации товаров (работ, услуг), для признания реализации состоявшейся необходима передача покупателю права собственности на оказанные услуги либо товары. В данном случае услуги (перелет, услуги гостиницы, информационные услуги) были оказаны иными лицами обществу. Общество не оказывало услуги заказчику и не передавало результат оказанных услуг, как и не получало дохода от данных услуг. Расходы были необходимы и понесены в целях исполнения условий договоров.
Таким образом, поскольку право собственности на услуги не передавалось, то есть отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг) обществом, не возникает и обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС.
Таким образом, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению, решение инспекции – признанию недействительным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку общество состоит на налоговой учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы №3, суд считает целесообразным возложить обязанность устранения нарушения допущенных прав и законных интересов на указанный налогов орган.
В связи с удовлетворением предъявленных требований расходы по госпошлине подлежат взысканию с инспекции в пользу заявителя в полном объеме согласно абзацу первому части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Вологодской области от 13.04.2016 № 11-30/07.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «ФосАгро-Череповец».
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Вологодской области в пользу акционерного общества «ФосАгро-Череповец» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решение суда в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Шестакова