АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
14 февраля 2013 года город Вологда Дело № А13-13208/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Подшипник» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии города Вологды от 24.10.2012 № 1384 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Подшипник» (далее – общество, ОАО «Подшипник») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии города Вологды от 24.10.2012 № 1384 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее – Закон № 2429-ОЗ).
В обоснование требований общество ссылается на процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности.
Административная комиссия в городе Вологде (далее – Административная комиссия) в отзыве на заявление требования общества отклонила, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), возражений относительно упрощенного порядка рассмотрения дела не представили.
Дело рассмотрено по правилам статьи 228 АПК РФ.
Исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20.09.2012 должностным лицом Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды при проведении обследования территории контейнерной площадки № 926, расположенной по адресу: г. Вологда, 1мкр. ПЗ, д. 7 установлено, что территория, прилегающая к контейнерной площадке не убрана от мусора, а именно: бытовых отходов, картонных коробок, стекла, пакетов, строительного мусора. Контейнеры съехали с площадки для крупногабаритных отходов, переполнены – высота отходов превышает края контейнера на 0,5 м, крупногабаритный мусор свален вокруг контейнера и контейнерной площадки, ограждение неисправно.
По данному факту главным инспектором Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства администрации города Вологды составлены акт обследования от 20.09.2012 и протокол об административном правонарушении от 28.09.2012.
В протоколе об административном правонарушении от 28.09.2012 зафиксировано, что 20.09.2012 общество допустило нарушение пунктов 2.4, 2.6 Порядка сбора отходов на территории муниципального образования «Город Вологда», а именно: на момент обследования контейнерная площадка № 926 (1 мкр. ПЗ, д. 7) и прилегающая к ней по периметру территория не убрана от мусора: бытовых отходов, картонных коробок, двери, стекла, пакетов, строительного мусора, ветвей, одежды; контейнеры (колеса) съехали с площадки; контейнер для крупногабаритных отходов переполнен – высота отходов превышает края контейнера на 0,5 м, крупногабаритный мусор свален вокруг контейнера и контейнерной площадки; ограждение неисправно.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 3.6 Закона № 2429-ОЗ.
Административная комиссия в городе Вологде, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление от 24.10.2012 № 1384, которым признала общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.6 Закона № 2429-ОЗ, и назначила ему административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением Административной комиссии, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен старшим инспектором Административно-технического отдела Департамента городского хозяйства администрации города Вологды в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 9.1 Закона 2429-ОЗ, постановлением администрации города Вологды от 08.02.2011 № 520 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Вологодской области «Об административных правонарушениях в Вологодской области».
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 30.06.2002 № 804-ОЗ «Об административных комиссиях муниципальных образований Вологодской области» административные комиссии в муниципальных образованиях Вологодской области являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Вологодской области.
В данном случае дело об административном правонарушении рассмотрено Административной комиссией в городе Вологде в пределах полномочий, предусмотренных статьей 8.3 Закона № 2429-ОЗ.
Согласно статье 3.6 Закона № 2429-ОЗ нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Главы города Вологды от 26.01.2010 № 309 утвержден Порядок сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее – Порядок).
В пункте 2.4 Порядка в редакции от 27.04.2012, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности, установлено, что все виды твердых бытовых отходов должны собираться в специальные мусоросборники, устанавливаемые на специально оборудованных площадках, места размещения которых определяются утвержденной проектной документацией.
Сбор отходов на городской территории независимо от владельцев этой территории производится:
- в контейнеры для твердых несортируемых бытовых отходов;
- в контейнеры для раздельного сбора отходов: макулатура, пластик, стекло, текстиль, полиэтилен, полиэтиленовая тара, пищевые отходы;
- в контейнеры или на специальные площадки для крупногабаритных бытовых отходов;
- в контейнеры-накопители мусоропроводов;
- в оборудованные выгребы для жидких отходов в неканализованных зданиях;
- в урны;
- в специальный автотранспорт;
- на площадки для бесконтейнерного сбора;
- в специальные емкости и контейнеры в зависимости от класса опасности отходов (промышленные отходы).
Контейнеры и другие мусоросборники должны находиться в технически исправном состоянии, быть окрашены, иметь маркировку с указанием владельца. Окраска всех мусоросборников и ограждений должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью. Металлические мусоросборники в летний период необходимо промывать не реже 1 раза в 10 дней, деревянные - дезинфицировать после каждого опорожнения.
Контейнеры и другие мусоросборники для раздельного сбора отходов, предназначенных для использования в качестве вторичного сырья, должны быть окрашены в различные цвета, иметь соответствующие надписи по видам отходов.
За техническое состояние площадок и контейнеров ответственными являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, собственники помещений – при непосредственном управлении многоквартирным домом, юридические и физические лица, владеющие и (или) эксплуатирующие контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры.
За своевременный сбор образующихся отходов в контейнеры, а также уборку контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий на расстоянии 5 метров по периметру контейнерной площадки или отдельно стоящих контейнеров ответственными являются управляющие организации, юридические и физические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющиеся собственниками помещений, владеющие и (или) эксплуатирующие контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры.
Согласно пункту 2.6 Порядка, сбор крупногабаритных отходов домашнего обихода должен осуществляться в специальные контейнеры или на специальных площадках, предназначенных для сбора крупногабаритных отходов. Сбор крупногабаритных отходов также может осуществляться в специальный автотранспорт.
За организацию сбора отходов на контейнерных и специальных площадках, расположенных около многоквартирных домов, ответственными являются организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие функции по управлению многоквартирными жилыми домами, собственники помещений в многоквартирном доме - при непосредственном управлении многоквартирным домом, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
Пунктом 3.5 Порядка установлено, что при увеличении объемов образования отходов соответственно должна увеличиваться периодичность вывоза отходов и (или) количество контейнеров на существующих контейнерных площадках, но не более допустимого в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В случае переполнения контейнеров ответственность возлагается на управляющие организации, юридических и физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющихся собственниками помещений, владеющих и (или) эксплуатирующих контейнерные площадки и отдельно стоящие контейнеры при виновных действиях (бездействии) данных лиц.
В случае невыполнения условий договора на вывоз отходов ответственность за переполнение контейнеров возлагается на организацию, оказывающую услуги по вывозу отходов.
Как следует из материалов дела оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение 20.09.2012 правил организации сбора, вывоза отходов на контейнерной площадке по адресу: <...>. ГПЗ-23, д. 7.
Согласно Реестру мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды Генеральной схемы санитарной очистки территории города Вологды, утвержденной постановлением администрации города Вологды от 28.12.2011 № 8042, общество несет ответственность за надлежащую эксплуатацию контейнерной площадки № 926 по адресу: ул. 1 мкр. ПЗ-23, д. 7.
При проверке установлено, что 20.09.2012 территория, прилегающая к указанной контейнерной площадке не убрана от мусора, а именно: бытовых отходов, картонных коробок, стекла, пакетов, строительного мусора, ветвей, одежды. Ограждение контейнерной площадки неисправно, контейнер для крупногабаритных отходов, переполнен, высота отходов превышает края контейнера на 0,5 м, крупногабаритный мусор свален вокруг контейнера и контейнерной площадки.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела: фотографиями, актом обследования от 20.09.2012, протоколом от 28.09.2012, постановлением от 24.10.2012 № 1384.
Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 3.6 Закона № 2429-ОЗ.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил.
Доводы общества о недопустимости в качестве доказательства совершенного правонарушения акта обследования, фотографий судом отклоняются.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судьи, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
В данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения. Дело об административном правонарушении возбуждено 28.09.2012 с момента составления протокола об административном правонарушении.
КоАП РФ не содержит требований к составлению акта обследования, в том числе его составления в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Представленные в материалы дела фотографии отражают дату, место, время их изготовления, приложены к протоколу об административном правонарушении в качестве иного доказательства по делу, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе.
Поскольку перечень доказательств, закрепленный в части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, не носит исчерпывающего характера, названные акт обследования и фотоматериалы не могут быть исключены из числа доказательств по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, административным органом не доказано соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности.
ОАО «Подшипник» в заявлении ссылается на несвоевременное получение уведомления о времени и месте составления протокола на 28.09.2012 в 08 час. 30 мин, которое получено им 28.09.2012 в 15 часов.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушений физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу статьи 4.1 КоАП РФ в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из положений статей 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно иметь точное представление о времени и месте совершения процессуальных действий. В известность о составлении протокола об административном правонарушении, совершенном предпринимателем, должен быть поставлен в известность сам предприниматель, он же должен присутствовать при составлении протокола.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В случае извещения протокол может быть составлен и дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении от 28.09.2012 составлен в отсутствие законного представителя общества. Уведомлением от 21.09.2012 № 24 административный орган предложил обществу 28.09.2012 в 08 час. 30 мин. прибыть в Административно-технический отдел Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды для оформления протокола об административном правонарушении. Согласно почтовому извещению № ZA0000895752 уведомление о составлении протокола получено обществом 28.09.2012, то есть в день составления протокола.
Административной комиссией не опровергнуты доводы общества о том, что на день составления протокола 28.09.2012 в 8.30 час. административный орган не располагал надлежащими доказательствами получения обществом уведомления о времени и месте составления протокола.
Вместе с тем, согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Поскольку общество получило уведомление от 21.09.2012 № 24 лишь 28.09.2012, данное обстоятельство лишило его права на ознакомление со всеми материалами дела, подготовку квалифицированных возражений и обеспечения явки своего представителя в назначенные даты и время в отдел.
Иных сведений об извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суду не представлено.
Следовательно, административным органом не доказано принятие необходимых и достаточных меры для извещения общества, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, так как лишили общество возможности реализовать свои процессуальные права и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, требования ОАО «Подшипник» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии от 24.10.2012 № 1384 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление Административной комиссии в городе Вологде от 24.10.2012 № 1384 о привлечении открытого акционерного общества «Подшипник» (запись в Едином государственно реестре юридических лиц № 1103525009170) к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.6 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-03 «Об административных правонарушениях в Вологодской области» признать незаконным и полностью отменить.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья Ю.В. Селиванова