ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-13254/17 от 26.06.2018 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 августа 2018 года город Вологда Дело № А13-13254/2017

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2018 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульяновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1 об оспаривании бездействия администрации города Сокола,

при участии: от заявителя – ФИО2 по доверенности от 16.04.2015, ФИО3 по доверенности от 11.09.2014, от администрации города Сокола – ФИО4 по доверенности от 07.02.2018,

у с т а н о в и л:

предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Сокола (далее – администрация) от 28.07.2017 № 2120 в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <...> (за зданием магазина).

В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <...> (за зданием магазина), и провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...> (за зданием магазина).

В ходатайстве от 24.10.2017 предприниматель заявил об отказе от требования об обязании администрации провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...> (за зданием магазина). Кроме того, предприниматель в ходатайстве от 26.06.2018 заявил об изменении требований, в итоге просил: признать незаконным бездействие администрации города Сокола, выразившееся в невыполнении обязанности по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, по принятию и направлению предпринимателю ФИО1 в срок не позднее 01.08.2017 решения об ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении.

В порядке устранения нарушений прав и законных интересов предприниматель просил возложить на администрацию обязанность по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, по принятию и направлению предпринимателю ФИО1 в срок не позднее 60 дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу, решения администрации по вопросу об утверждении указанной схемы.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменение требований принято судом.

В обоснование требований предприниматель в заявлении и его представители в судебном заседании сослались на положения статей 39.1, 39.6, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, считают, что оспариваемое бездействие администрации нарушает права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности. Заявитель считает, что соблюдение требований пожарной безопасности относится к вопросам, разрешаемым на этапе выдачи разрешения на строительство, а не на стадии утверждения схемы расположения земельного участка.

Администрация в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, считают, что заявителю обоснованно отказано администрацией в утверждении схемы расположения земельного участка, сослались на обстоятельства, изложенные в ответе администрации от 28.07.2017 № 2120 на заявление предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 01.06.2017 предприниматель обратился в администрацию с заявлением, в котором просил «утвердить схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: <...> (за зданием магазина), для выполнения кадастровых работ по формированию участка с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка».

В этом же заявлении предприниматель указал, что «земельный участок будет использоваться для строительства открытых и закрытых торговых площадок», а также отметил, что в настоящее время на земельном участке отсутствуют какие-либо строительные сооружения и другие объекты, к участку имеется свободный доступ, а при строительстве будут соблюдены строительные нормы и правила, требования пожарной безопасности, и будут проведены работы по благоустройству территории.

Администрация в письме от 28.07.2017 № 2120 сообщила предпринимателю, что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона. Доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к испрашиваемому земельному участку со стороны улицы Максима Горького не имеется. Испрашиваемый земельный участок граничит с хозяйственными постройками, предназначенными для обслуживания жилых домов по ул.Горького. Согласно СП 4.13130, утвержденному приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, противопожарные расстояния между зданиями жилого и общественного назначения, в зависимости от степени огнестойкости, должны быть не менее 10 метров. В случае размещения здания на испрашиваемом земельном участке противопожарное расстояние будет менее установленной нормы, что приведет к нарушению требований противопожарной безопасности.

Предприниматель, полагая, что администрацией допущено оспариваемое бездействие, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

По смыслу вышеприведенных норм отдельными стадиями процедуры образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона являются, в частности:

- обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;

- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ;

- принятие и направление уполномоченным органом заявителю решения об утверждении схемы расположения земельного участка или решения об отказе в ее утверждении.

Из материалов дела следует, что на момент обращения предпринимателя в администрацию с заявлением от 01.06.2017 испрашиваемый земельный участок не сформирован, а проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, не утвержден.

Поскольку образование испрашиваемого земельного участка предполагается из земель или земельных участков, расположенных в границах города Сокол Вологодской области, в данном случае в силу положений пункт 5 статьи 11.10, абзаца 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предприниматель, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, не вправе обеспечивать подготовку схемы расположения земельного участка.

В силу пункта 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 27 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) положения подпунктов 3 и 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона № 171-ФЗ) в части обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обеспечить проведение государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, получить технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка на основании заявления заинтересованного гражданина или юридического лица, если такой земельный участок может быть предметом аукциона, применяются с 1 июня 2015 года.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Администрация города Сокола является органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся на территории города Сокола земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая вышеизложенное, администрация наделена полномочиями по подготовке схемы расположения спорного земельного участка.

Поскольку заинтересованный в предоставлении земельного участка предприниматель в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ обратился в администрацию с заявлением от 01.06.2017 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, у администрации на основании пункта 3 статьи 11.10 ЗК РФ возникла обязанность обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.

В то же время необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно пункту 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В силу пункта 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1 статьи 42 ГрК РФ).

Состав и содержание проектов планировки территории определены статьей 42 ГрК РФ.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (пункт 1 статьи 43 ГрК РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 1 статьи 43 ГрК РФ).

Состав и содержание проектов межевания территории определены статьей 43 ГрК РФ. К числу отражаемых в них сведений относятся, в частности, линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).

Таким образом, именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования земельных участков и определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В данном случае в ходе судебного разбирательства администрация не ссылалась на наличие оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключающих образование спорного земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, то есть исключающих образование земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

В оформленном письмом от 28.07.2017 № 2120 решении администрации по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка также не отражено расположение испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Соответственно, данное обстоятельство не являлось основанием для принятия администрацией решения от 28.07.2017 № 2120 и само по себе указанное решение администрации не подтверждает законность оспариваемого бездействия.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что применительно к конкретному земельному участку, об образовании которого просит предприниматель, администрация в ходе судебного разбирательства не опровергла возникновение у нее обязанности по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.

В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить, что администрацией данная обязанность выполнена по заявлению предпринимателя от 01.06.2017.

Необходимо также отметить следующее.

Из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что после подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории уполномоченный орган обязан провести проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, принять и направить заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

В данном случае в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить выполнение администрацией обязанности по проверке наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 11.10 ЗК РФ, по рассмотрению вопроса об утверждении подготовленной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и, соответственно, по выполнению обязанностей по принятию и направлению предпринимателю в установленный срок решения об утверждении такой схемы с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении, содержащего (в случае отказа в утверждении схемы расположения земельного участка) указание на все основания принятия такого решения.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

По смыслу вышеприведенных норм, если уполномоченным органом после подготовки схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте территории в ходе процедуры проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, будут выявлены основания, указывающие, что образуемый земельный участок не может быть образован в соответствии со схемой расположения земельного участка (например, вследствие нахождения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами), а может быть образован только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и такой проект отсутствует, уполномоченный орган должен принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории на основании подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, указать в этом решении все основания его принятия и направить такое решение заявителю в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ.

Определением от 30 января 2018 года по делу № А13-13254/2017 назначена судебная землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено эксперту - кадастровому инженеру ФИО5. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> «а», испрашиваемого заявителем в соответствии со схемой (том 1, лист 22) определить наличие (отсутствие) на дату подготовки экспертного заключения свободного доступа к земельному участку; наличие (отсутствие) на дату подготовки экспертного заключения ограничений на использование данного земельного участка для строительства объектов капитального строительства, при наличии указать – какие именно существуют ограничения; определить координаты характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-35.

Согласно заключению эксперта от 06.03.2018 № 18 на день проведения экспертных действий на местности на формируемый земельный участок (рис. 6) выявлено 5 путей мест возможного доступа.

Следовательно, администрацией не доказана обоснованность выводов, изложенных в оформленном письмом от 28.07.2017 № 2120 решении администрации об отсутствии доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к испрашиваемому земельному участку со стороны улицы Максима Горького города Сокола Вологодской области.

В связи с чем, данные выводы администрации не подтверждают законность оспариваемого бездействия.

Учитывая вышеизложенное, бездействие администрации, выразившееся в невыполнении обязанности по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, по принятию и направлению предпринимателю ФИО1 в срок не позднее 01.08.2017 решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении не соответствует положениям статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предпринимателя ФИО1

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для ее возврата полностью или в части (пункт 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что при обращении в суд с заявлением предприниматель уплатил государственную пошлину в размере 3000 руб. (чек-ордер от 15.08.2017 № 121; том 1, лист 7).

Следовательно, государственная пошлина, уплаченная заявителем по чеку-ордеру от 15.08.2017 № 121 в размере 2700 руб., подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.

К судебным издержкам в соответствии со статьей 106 АПК РФ относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что заявленные требования подлежат удовлетворению на администрацию относятся судебные расходы в общей сумме 16300 рублей, в том числе расходы заявителя оплату судебной землеустроительной экспертизы в размере 16000 рублей; расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей при подаче в арбитражный суд заявления.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации города Сокола (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Сокол), выразившееся в невыполнении обязанности по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: город Вологда) от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, по принятию и направлению предпринимателю ФИО1 в срок не позднее 01.08.2017 решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать администрацию города Сокола (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Сокол) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: город Вологда) путем возложения на администрацию города Сокола обязанности по подготовке на основании заявления предпринимателя ФИО1 от 01.06.2017 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, по принятию и направлению предпринимателю ФИО1 в срок не позднее 60 дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу решения администрации города Сокола по вопросу об утверждении указанной схемы.

Возвратить предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: город Вологда) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2700 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.08.2017 № 121.

Взыскать с администрации города Сокола (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Сокол) в пользу предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: город Вологда) судебные расходы в общей сумме 16300 рублей, в том числе расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату судебной землеустроительной экспертизы 16000 рублей.

В части признания недействительным бездействия администрации города Сокола решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.В. Парфенюк