АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
19 января 2022 года г.Вологда Дело № А13-13660/2021
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Вологде от 15.09.2021 № 2600 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1.11 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.08.2021, от административной комиссии – ФИО2 по доверенности от 30.12.2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее – ООО «Жилсервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Вологде (далее – административная комиссия в г.Вологде, комиссия) от 15.09.2021 № 2600 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1(11) Закона Вологодской области от 08.10.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее – Закон № 2429-ОЗ).
В обоснование ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку охранная зона 35:00-6.121 объекта газораспределительные сети от ГРС г.Вологды протяженностью 87126,98 м проходят вдоль фасадов торца здания МКД и примыкает к границам земельного участка с кадастровым номером 35:24:0601007:159, то внутренняя и внешняя граница прилегающей территории совпадают, вменяемые обществу нарушения находятся за пределами его ответственности.
Представитель jбщества в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме.
Административная комиссия в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Судом в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 19.01.2022 завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей Общества и Административной комиссии, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, главным специалистом-инспектором отдела инспектирования городских территорий МКУ «Центр гражданской защиты г.Вологды» 03.08.2021 в 09 час. 47 мин. в ходе обследования территории города Вологды установлено, что по адресу: город Вологда, <...>, не проведены работы по уборке мусора (ветки деревьев, листья), скашивание травы, высота травяного покрова превышает 15 см, по содержанию прилегающей территории (15 м. по периметру от границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0601007:159, но не более 15 м от границ дома.
По данному факту составлен акт от 03.08.2021 и протокол об административном правонарушении от 20.08.2021, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.1(11) Закона № 2429-ОЗ.
В протоколе отражено, что 03.08.2021 в 09 час. 47 мин. ООО «Жилсервис», допустило нарушение требований муниципальных правовых актов к уборке территории муниципального образования «Город Вологда» по адресу: город Вологда, <...>, не проведены работы по уборке мусора (ветки деревьев, листья), скашивание травы, высота травяного покрова превышает 15 см, по содержанию прилегающей территории (15 м. по периметру от границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0601007:159, но не более 15 м от границ дома, чем нарушены пункты 1.3.12, 1.3.14, 3.6.1, 3.6.4 Правил благоустройства города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 № 392 (далее - Правила благоустройства).
Административная комиссия в г.Вологде, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества, вынесла постановление от 15.09.2021 № 2600 о назначении административного наказания в виде предупреждения в соответствии со статьей 3.1(11) Закона № 2429-ОЗ.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в суд с заявленными требованиями.
В статье 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 9.1 Закона № 2429-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных разделом I настоящего закона области, составляются должностными лицами органов и учреждений, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 8 настоящего закона области, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
должностные лица органов местного самоуправления, включенные в соответствующий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1 - 1.3, 1.4 - 1.8, 1.10, частями 1 и 2 статьи 1.11, статьями 3.1 - 3.9, 4.1 - 4.3, 4.5, 4.6, 5.2 - 5.6, 6.1 - 6.7 настоящего закона области.
Перечни должностных лиц органов местного самоуправления, указанные в пункте 2 части 2 настоящей статьи, определяются органами местного самоуправления, наделенными законом области от 28 ноября 2005 года N 1369-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений» отдельными государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (части 1-3).
Постановлением Администрации г.Вологды от 08.02.2011 № 520 утвержден Перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом об административных правонарушениях.
В соответствии с данным Перечнем главные специалисты административно-технического отдела Административного департамента вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 3.1(11) Закона об административных правонарушениях.
Согласно статье 8.3 названного закона административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.1(11) настоящего закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Департамента, а дело рассмотрено Административной комиссией в пределах предоставленных им полномочий.
Согласно статье 3.1(11) Закона № 2429-ОЗ нарушение требований муниципальных правовых актов к участию собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков, за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, в содержании прилегающих территорий, если эти действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1.3.12 Правил благоустройства прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1.3.14 Правил благоустройства предусмотрено, что содержание территории - комплекс мероприятий, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений (включая некапитальные строения, сооружения), малых архитектурных форм, заборов и ограждений, содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства (их элементами), ремонтом существующих и созданием новых объектов благоустройства (их элементов) в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 3.6.1 Правил благоустройства внешняя часть границ прилегающей территории определяется на расстоянии 15 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения, земельного участка, за исключением следующих случаев:
а) для отдельно стоящих нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению (в том числе расположенных на посадочных площадках общественного транспорта) - 10 метров по периметру;
б) для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных, распределительных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения - 5 метров по периметру;
в) для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, дачных, огороднических некоммерческих объединений граждан, автостоянок, автозаправочных станций, автогазозаправочных станций, объектов по продаже, обслуживанию и ремонту автотранспорта - 20 метров по периметру;
г) для линий железнодорожного транспорта общего и необщего пользования - 5 метров с каждой стороны железной дороги, но не более границ охранной зоны и пределов полосы отвода железных дорог;
д) для наземных, надземных сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения - 5 метров с каждой стороны от сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения, но не более границ охранной зоны сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения;
е) для рекламных конструкций - 5 метров по периметру (радиусу) основания;
ж) для площадок для установки мусоросборников - 5 метров по периметру;
з) для многоквартирных домов - в соответствии с подпунктом 3.6.2 пункта 3.6 настоящих Правил.
Согласно пункту 3.6.2 Правил благоустройства внешняя часть границ прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ дома.
В соответствии с пунктом 3.6.4 Правил благоустройства работы по содержанию прилегающей территории включают:
- скашивание травы (высота травяного покрова не должна превышать 15 см);
- уборку мусора;
- санитарную вырубку аварийных деревьев;
- ежедневное подметание в весенне-летний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок;
- уборку снега, устранение скользкости в осенне-зимний период пешеходных коммуникаций (в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок), парковок;
- окраску малых архитектурных форм (1 раз год в весенне-летний период);
- очистку урн и мусоросборников от мусора по мере его накопления.
В пункте 4.2.1 Правил благоустройства указано, что весенне-летняя уборка территорий предусматривает:
подметание до 07.00 часов проезжих частей дорог, тротуаров, дворовых, внутриквартальных территорий, дорожек в парках, скверах, садах, бульварах;
ежедневную уборку мусора с газонов, в парках, скверах, садах, бульварах;
скашивание травы на газонах, обочинах дорог, склонах автотранспортных развязок. Высота травяного покрова не должна превышать 15 сантиметров.
Из материалов дела следует, что ООО «Жилсервис» осуществляет управление многоквартирным жилым домом (далее – МКД) по адресу: город Вологда, <...>, что подтверждается протоколом общего собрания собственников МКД от 08.12.2006 и сведения с сайта ГИС ЖКХ.
При проведении обследования территории города Вологды МКУ «Центр гражданской защиты г.Вологды» 03.08.2021 в 09 час. 47 мин. установлено, что по адресу: город Вологда, <...>, не проведены работы по уборке мусора (ветки деревьев, листья), скашивание травы, высота травяного покрова превышает 15 см, по содержанию прилегающей территории (15 м. по периметру от границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0601007:159, но не более 15 м от границ дома.
Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0601007:159 образован по границе МКД, включающей отмостку по периметру наружных стен дома.
При этом заявитель полагает, что поскольку граница охранной зоны 35:00-6.121 объекта газораспределительные сети от ГРС г.Вологды протяженностью 87126,98 м проходят вдоль фасадов торца здания МКД и примыкает к границам земельного участка с кадастровым номером 35:24:0601007:159, то у общества отсутствует обязанность по уборке прилегающей территории в пределах 15 метров от границ земельного участка, в силу того, что данная прилегающая территория полностью входит в границы охранной зоны вышеуказанного объекта газораспределительные сети.
Согласно пункту 3.6.3 Правил благоустройства в случае если здание, строение, сооружение, земельный участок, в отношении которых определяется внешняя часть границы прилегающей территории, граничат с охранной, санитарно-защитной зоной, зоной охраны объектов культурного наследия и иной зоной, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внешняя часть границ прилегающей территории такого здания, строения, сооружения, земельного участка не должна пересекать границы указанных зон.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее – Правила охраны ГРС).
Указанные Правила охраны ГРС не содержат каких-либо ограничений по уборке мусора (ветки деревьев, листья), скашивание травы и иного содержания территории в границах охранных зон газораспределительных сетей. Кроме того, данные Правила не исключают земельные участки в пределах охранных зон ГРС из владения и пользования иных лиц.
Суд полагает, что пункт 3.6.3 Правил благоустройства нельзя толковать буквально в части исключения охранных зон ГРС из границ прилегающих территорий МКД, без учета содержания Правил охраны ГРС, в силу принципа системности законодательства Российской Федерации.
А поэтому на заявителе, как управляющей организации лежит обязанность по уборке прилегающей территории дома № 3 по улице Советской поселка Молочное в пределах 15 метров от границ дома.
Событие административного правонарушения подтверждается всеми материалами дела в совокупности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения, обстоятельства его совершения свидетельствуют о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил благоустройства.
Исходя из имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Жилсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 3.1.(11) Закона №2429-ОЗ.
Существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Административное наказание назначено обществу с учетом всех обстоятельств совершения правонарушения, а также с учетом добровольного устранения его последствий.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления административной комиссии в г.Вологде от 15.09.2021 № 2600 не имеется. Заявленные требования ООО «Жилсервис» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Вологде от 15.09.2021 № 2600 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1.11 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья С.А. Киров