ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-13760/20 от 19.11.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

19 ноября 2020 года                      город Вологда             Дело № А13-13760/2020

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацолой К.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Вологодской области к Администрации Бабаевского муниципального района, Представительному собранию Бабаевского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»,

при участии от прокуратуры – Иволги О.В. по доверенности от 11.11.2020,

у с т а н о в и л:

прокуратура Вологодской области в лице заместителя прокурора Вологодской области (далее – прокурор, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Администрации Бабаевского муниципального района (далее – администрация), Представительному собранию Бабаевского муниципального района (далее – собрание) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В порядке устранения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор просил обязать администрацию, представительное собрание разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муници­пального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В обоснование требований заявитель ссылается на положения статей 1.1, 4, 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 2, 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статей 24, 33, 37 Устава Бабаевского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 14.12.2018 № 216. Представитель прокуратуры в судебном заседании указал, что обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности – недропользователей, считает, что отсутствие соответствующего правового акта влечет неопределенность требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал заявленные требова­ния.

Администрация и представительное собрание надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, их представители в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке статей 137, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствии представителей заинтересованных лиц. Администрация и представительное собрание возражений в отношении предъявленных требований не заявили, отзывы на заявление не представили.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителя прокуратуры, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Бабаевского района проведена проверка состояния законности в сфере недропользования на поднадзорной территории, в ходе которой установлен факт бездействия администрации, выразившегося в том, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, преду­смотренного Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

Также в ходе проверки установлено, что представительным собранием в нарушение статьи 24 Устава Бабаевского муниципального района не  определен орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.

Полагая вышеуказанное бездействие администрации, представительного собрания незаконным, прокурор обратился в арбитраж­ный суд с заявленными требованиями.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания незаконными действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 1, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Закона о прокуратуре, прокуратура вправе выступать в защиту неопределенного круга лиц (общественного интереса) с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по непринятию нормативного акта, арбитражный суд должен рассмотреть это требование по существу.

В данном случае на основании статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратурой Бабаевского района в адрес руководителя администрации было внесено требование от 28.06.2020 № 08-03-2020 о принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.

Из ответа администрации от 26.06.2020 № 1676 на представление прокуратуры Бабаевского района следует, что вынесение вопроса об утверждении положения по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, преждевременно до урегулирования данного вопроса на законодательном уровне.

В соответствии с частью 1 статьи статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Из положений части 2 названной статьи следует, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности:

- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

- разра­ботка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соот­ветствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 14 части 2 статьи 24 Устава Бабаевского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 14.12.2018 № 216, к полномочиям Представительного Собрания района относятся, в том числе определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности в соответствии с Законом № 294-ФЗ.

В письме от 13.11.2020 представительное собрание сообщило в прокуратуру Бабаевского района о наличии полномочий по определению органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом.

В силу части 1 статьи 33 Устава Администрация района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Вологодской области.

Подпунктом 39 статьи 37 Устава  к полномочиям администрации отнесено осуществление муниципального контроля в соответствии с нормами Закона № 294-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 5 Закона о недрах предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Как видно из материалов дела, администрацией и представительным собранием не приняты правовые акты о по­рядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подзем­ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные ре­гламенты проведения соответствующих мероприятий муниципального контроля, уполномоченный орган не определен.

В соответствии со статьей 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предостав­ленных им действующим законодательством полномочий.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Закон № 131-ФЗ.

В соответствии со статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, уста­новленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значе­ния, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за со­блюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При этом отсутствие прямого указания в Законе № 131-ФЗ на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в статье 5 Закона о недрах, не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности - в Законе о недрах.

Таким образом, заявителем доказано наличие со стороны администрации и представительного собрание бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности принять меры по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, в том числе определении органа, уполномоченного на проведение такого контроля. В нарушение вышеуказанных норм права заинтересованными лицами не приняты меры по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.

При этом отсутствие данного правового акта влечет неопределенность требований в сфере недропользования к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, бездействие заинтересованных лиц,  выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах подлежит признанию незаконным.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 № 309-ЭС19-25889, от 30.07.2018 № 309-КГ18-9977, от 06.02.2019 № 309-КГ18-24503.

Исходя из положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и вышеизложенных обстоятельств надлежащим способом устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц - субъектов предпринимательской деятельности является возложение: на администрацию обязанности разработать проект муниципального правового акта администрации Бабаевского муниципального района, регламентирующего осуществление на территории Бабаевского муниципального района муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, и утвердить названный правовой акт в установленном порядке в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на представительное собрание обязанности определить орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

заявление заместителя прокурора Вологодской области удовлетворить

Признать незаконным бездействия администрации Бабаевского муниципального района, Представительного собрания Бабаевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В устранение нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц обязать администрацию Бабаевского муниципального района, расположенную по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, город Бабаево, площадь Революции, дом 2 а, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером 1033500750183, ИНН <***>,  разработать проект муниципального правового акта администрации Бабаевского муниципального района, регламентирующего осуществление на территории Бабаевского муниципального района муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», и в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и утвердить названный правовой акт в установленном порядке.

В устранение нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц обязать Представительное собрание Бабаевского муниципального района, расположенное по адресу: Вологодская область, Бабаевский район, город Бабаево, площадь Революции, дом 2 а, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1173525031327, ИНН <***>,  определить орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В части признания незаконными бездействий администрации Бабаевского муниципального района, Представительного собрания Бабаевского муниципального района решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                      О.П. Логинова