АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2016 года
город Вологда
Дело № А13-14034/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селезневой Я.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента экономического развития Вологодской области к обществу с ограниченной ответственностью «Транслес» о взыскании 550 062,35 руб.
при участии: от истца – ФИО1 по доверенности от 07.10.2016,
у с т а н о в и л:
Департамент экономического развития Вологодской области, место нахождения: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент, Истец) обратился в Арбитражный суд Вологодской области (далее – арбитражный суд, суд) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Транслес», место нахождения: 1600002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Транслес», Общество, Ответчик) о взыскании 500 000 руб. субсидии и 50 062 руб. 35 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.08.2016 по 07.10.2016.
В обоснование заявленного иска Департамент ссылается на неисполнение Ответчиком обязательств по договору в части представления отчетов по целевому расходованию бюджетных средств, предоставления для получения субсидии недостоверной информации.
Ответчик отзыв на заявление не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя не направил. Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и Обществом на основании Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка), утвержденного постановлением Правительства области от 01.04.2013 № 339 (далее – Порядок № 339), заключен Договор о предоставлении грантовой поддержки от 06.08.2015 № Г-5, по условиям которого Истец обязался предоставить Ответчику субсидию (грант) в сумме 500 000 руб. на финансирование расходов по бизнес-проекту «Развитие бизнеса по направлению производство столярных и погонажных изделий» (далее –договор).
Ответчик по данному договору обязался использовать грант в срок до 05.08.2016 (пункт 2.2.1 договора) по целевому назначению в соответствии с разделом бизнес-проекта «Направление использования грантовой поддержки», своевременно представлять Департаменту отчеты и документы, подтверждающие использование грантовой поддержки по целевому назначению.
Согласно разделу 2.5 бизнес-проекта средства грантовой поддержки запланированы на приобретение четырехстороннего строгального станка.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора получатель гранта обязан ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять Департаменту отчеты, подтверждающие целевое расходование гранта с приложением подтверждающих документов, а также направлять отчет о реализации бизнес-проекта на 1 января года получения субсидии, на 1 января первого года после года получения субсидии – в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Департамент платежным поручением № 736 от 13.08.2015 перечислил Обществу субсидию в размере 500 000 руб.
Обществом представлены отчеты о целевом расходовании грантовой поддержки за 3 и 4 кварталы 2015 года, согласно которым средства субсидии в указанные периоды не использованы. Отчет о реализации бизнес-проекта за 2015, отчеты за 1-3 кварталы 2016 годы ООО «Транслес» не представлены.
В связи с отсутствием информации об использовании средств субсидии по целевому назначению письмом от 18.05.2016 № 07-2077/16 Департамент уведомил общество о неисполнении им договорной обязанности по предоставлению отчета о целевом расходовании средств за 1 квартал 2016 и отчета о реализации бизнес-проекта за 2015.
В связи с непредставлением указанных документов уведомлением от 04.07.2016 № 23 Департамент обратился к обществу с требованием о возврате средств субсидии в полном объеме.
На основании приказа Департамента от 14.11.2016 № 342/16-о в отношении общества проведена внеплановая проверка по вопросу целевого использования средств грантовой поддержки, включая фактическое наличие материальных ценностей, приобретенных за счет средств субсидии, по результатам которой составлен акт проверки № 61 от 25.11.2016.
При проверке установлено, что по адресу, заявленному в бизнес-проекте как адрес места ведения деятельности: 160012, <...>, деятельность по развитию производства столярных и погонажных изделий обществом не ведется, здание принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Статус», договор аренды помещений с ООО «Транслес» не заключался, фактическое наличие материальных ценностей не подтверждено.
В акте проверки также зафиксирован факт невыполнения обществом обязанности по направлению в Департамент отчетов за 1- 3 квартал 2016 года.
Департамент пришел к выводу о предоставлении получателем субсидии недостоверных сведений в части фактического осуществления деятельности и нарушении обществом требований Порядка № 339 и условий договора.
Так как бюджетные средства обществом не возвращены, Департамент обратился в суд с исковым заявлением о взыскании средств грантовой поддержки.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 306.1. БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления субсидии, контроля за целевым использованием грантовой поддержки установлен Порядком предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка), утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339.
В соответствии с пунктом 6.1. Порядка № 339 мониторинг хода реализации бизнес-проекта осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении грантовой поддержки в том числе на основании отчета о реализации бизнес-проектов представляемых в Департамент Получателями субсидии
В случае непредставления отчета о реализации бизнес-проектов, Департамент вправе запрашивать (электронной почтой, факсограммой или заказным письмом с уведомлением) у Получателя субсидии соответствующие документы, которые должны быть представлены Получателем субсидии в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (пункт 6.1 Порядка № 339).
При повторном непредставлении запрашиваемых документов Департамент уведомляет Получателя субсидии о необходимости возврата необоснованно выплаченных сумм субсидии путем направления уведомления о возврате бюджетных средств в двухнедельный срок со дня направления уведомления.
Согласно разделу 8 Порядка № 339 контроль за целевым использованием грантовой поддержки, предоставленной Получателям субсидии, осуществляется Департаментом.
В случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пункте 6.1 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных пунктами 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии (далее - факт) Департамент в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидии уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления пункт 8.4 Порядка № 339).
Пунктом 3.2.1 Порядка № 339 установлено, что заявители представляют, в том числе заявление о предоставлении грантовой поддержки по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и бизнес-проект с указанием основных производственных, экономических и социальных показателей (подпункт «б»).
Из заявления ООО «Транслес» и бизнес-пректа (резюме проекта) следует, что местом фактического осуществления деятельности (адрес размещения бизнеса) заявлен адрес: Вологда, Советский проспект, д. 158.
Материалами дела подтверждается, что по данному адресу указанная в бизнес-проекте деятельность ООО «Транслес» не велась и не ведется. В связи с чем, суд приходит к выводу о предоставлении обществом для получения грантовой поддержки недостоверных сведений.
Доказательств направления предусмотренной договором отчетности на сумму 500 000 рублей Ответчиком в суд не представлено.
Согласно пункту 2.2.4 договора общество обязано возвратить средства субсидии в течении четырнадцати календарных дней со дня получения уведомления о возврате средств грантовой поддержки при не освоении средств грантовой поддержки в установленный договором срок ( в части неосвоенной субсидии), а также в случае установления факта предоставления получателем недостоверных сведений, указанных в подпункте 3.2.1 Порядка (в полном объеме полученной субсидии).
Ответчик правом на заявление возражений относительно исковых требований не воспользовался, доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору или возврата бюджетных средств в суд не представил.
Таким образом, требование Департамента о взыскании с ООО «Транслес» средств грантовой поддержки в сумме 500 000 руб. подлежит удовлетворению.
В связи с нарушением Обществом своих обязательств договору Истцом заявлено требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 50 062 руб. 35 коп. за период с 15.08.2015 по 07.10.2016.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ) предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентом судом проверен и принят.
Учитывая вышеизложенное, требования Истца о взыскании с Ответчика процентов, которые являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, подлежат удовлетворению.
В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то при удовлетворении исковых требований госпошлина подлежит взысканию с Ответчика в доход федерального бюджета в сумме 14 001 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транслес» в пользу Департамента экономического развития Вологодской области 500 000 рублей средств грантовой поддержки и 50 062 рубля 35 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транслес» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 001 рубль.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Селиванова Ю.В.