ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000,
14 марта 2016 года город Вологда Дело №А13-14083/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года
Полный текст решения суда изготовлен 14 марта 2016 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Лемешова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шоноровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом города Череповца к предпринимателю ФИО1 о взыскании 7 095 руб. 90 коп.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Железобетон-12», предприниматель ФИО2,
при участии от истца ФИО3 по доверенности от 14.12.2015
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440 Вологодская обл., г. Череповец) (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к предпринимателю Уткину Евгению Васильевичу (Вологодская обл.) (далее - Уткин Е.В.) о взыскании 7 095 руб. 90 коп. убытков (расходы истца, понесенные в связи с демонтажем и хранением рекламных конструкций).
Определениями суда к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Железобетон-12», предприниматель ФИО2.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и доводы, изложенные в обоснование исковых требований.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что произвел демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций. Расходы истца, понесенные в связи с демонтажем и хранением рекламных конструкций составляют 7095 руб. 90 коп. и являются для истца убытками. В качестве правового обоснования иска истец указывает нормы статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).
Ответчик в отзыве на исковое заявление исковые требования не признал как не обоснованные и не доказанные. Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,16.10.2014 года в 14.00 час. специалистами отдела рекламы Комитета на ограждении земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401005:147 по адресу: <...> был выявлен факт установки 13-ти рекламных конструкций (баннеров):
- со стороны ул.М.Горького
конструкция с информацией «Черная роза гранитная мастерская» 3x1,8м
(площадь информационного поля 5,4 кв.м);
конструкция с информацией «Не платит страховая?» 0,7x0,5м (площадь информационного поля 0,35 кв.м);
конструкция с информацией «Карта «Забота», состоящая из 6 частей длиной 11,2+27,9+36,5+4,1+4,9+15,3=99,9 м шириной 2,1 м (площадь информационного поля 209,79 кв.м);
конструкция с информацией «Ремонт квартир» 1,2x0,9м (площадь информационного поля 1,08 кв.м);
конструкция с информацией «Парикмахерская «Хлоя» 3x2м (площадь информационного поля 6 кв.м);
конструкция с информацией «Рекламное место свободно» 2x1,5м (площадь информационного поля 3 кв.м);
конструкция с информацией «Кредит консульт» 2,3x2м (площадь информационного поля 4,6 кв.м);
конструкция с информацией «Эконом туры» 3x1,9м (площадь информационного поля 5,7 кв.м);
конструкция с информацией «Черная роза» 7x2м (площадь информационного поля 14 кв.м);
- со стороны «Универбыта»:
конструкция с информацией «Городской ломбард» 3x1,9м (площадь информационного поля 5,7 кв.м);
конструкция с информацией «Турагентство География» 2,2x1,9м (площадь информационного поля 4,18 кв.м);
конструкция с информацией «Рекламное место свободно» 2x1,5м (площадь информационного поля 3 кв.м);
конструкция с информацией «Изумруд» состоящая из 6 частей длиной 6,9+6,9+15,0+6,9+6,9+6,9=49,5 м шириной 1,47 м (площадь информационного поля 72,77 кв.м).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 5 статьи 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного, указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Согласно части 21 статьи 19 Закона № 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания (часть 21.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ).
Поскольку ни на одну из обнаруженных конструкций разрешение на её установку и эксплуатацию Комитетом не выдавалось и владельцы конструкций были неизвестны, собственникам земельного участка, на котором расположено ограждение, было направлено предписание с требованием осуществить в срок до 17 ноября 2014 года демонтаж рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения установку и эксплуатацию (письмо от 17.10.2014 № 08-01-31/7571, л.д. 10, 11, том 1 с оборотом). На момент выявления конструкций собственниками участка являлись ООО «Железобетон-12» и ФИО1 в равных долях (что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.10.2014 № 90-3545395, л.д.135, том 1).
В установленный 4.21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в течение месяца со дня выдачи предписания) рекламные конструкции демонтированы не были.
Ранее (04.05.2010 г.) Комитетом ФИО1 (как рекламораспространителю) были выданы разрешения на установку рекламных конструкций № 10125, № 10126, № 10127 (л.д.73-75, том.1). Указанные разрешения предоставляли ответчику возможность разместить на ограждении земельного участка по адресу: <...> три рекламные конструкции (тип конструкции - баннер) следующих размеров: 1,5x110 (площадь информационного поля 165,00 кв.м); 1,5x60 (площадь информационного поля 90,00 кв.м); 1,5x17 (площадь информационного поля 25,50 кв.м). К заявке на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, поданной ФИО1 в Комитет, было приложено соглашение за подписью генерального директора ООО «Железобетон-12», из которого следовало, что ООО «Железобетон-12» не возражает против использования поверхности забора, расположенного на земельном участке по адресу: ул.М.Горького, мкр.6, ФИО1 по своему усмотрению в любой деятельности.
24.11.2014 специалистами отдела рекламы Комитета по управлению имуществом г. Череповца был осуществлен повторный осмотр ограждения земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401005:147 по адресу: ул. М.Горького, в результате которого на указанном ограждении были обнаружены 10 рекламных конструкций без разрешения на их установку и эксплуатацию (акт от 24.11.2014):
- со стороны ул.М.Горького
конструкция с информацией «Карта «Забота», состоящая из 6 частей длиной
11,2+27,9+36,5+4,1+4,9+15,3=99,9 м шириной 2,1 м (площадь информационного поля 209,79 кв.м);
конструкция с информацией «Парикмахерская «Хлоя» 3x2м (площадь информа ционного поля 6 кв.м);
конструкция с информацией «Рекламное место свободно» 2x1,5м (площадь информационного поля 3 кв.м);
конструкция с информацией «Кредит консульт» 2,3x2м (площадь информационного поля 4,6 кв.м);
конструкция с информацией «Эконом туры» 3x1,9м (площадь информационного поля 5,7 кв.м);
конструкция с информацией «Черная роза» 7x2м (площадь информационного поля 14 кв.м);
- со стороны «Универбыта»:
конструкция с информацией «Городской ломбард» 3x1,9м (площадь информационного поля 5,7 кв.м);
конструкция с информацией «Турагентство География» 2,2x1,9м (площадь информационного поля 4,18 кв.м);
конструкция с информацией «Рекламное место свободно» 2x1,5м (площадь ив-формационного поля 3 кв.м);
конструкция с информацией «Изумруд» состоящая из 6 частей длиной 6,9+6,9+15,0+6,9+6,9+6,9=49,5 м шириной 1,47 м (площадь информационного поля 72,77 кв.м).
Как следует из 4.21.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка демонтажа, хранения и в необходимых случаях уничтожения рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 22.07.2014 № 3954 (л.д.9, том 1), Комитетом было принято решение в форме распоряжения от 25.11.2014 № 1688р о демонтаже указанных выше рекламных конструкций (л.д.13, том 1).
Согласно пункту 3 Порядка на официальном сайте города Череповца 25.11.2014 г. было размещено уведомление о принятом решении с приложением фотографий демонтируемых рекламных конструкций с целью информирования владельцев рекламных конструкций (л.д.12, том 1).
18.11.2014 г. между Комитетом (Заказчиком) и ФИО2 (Исполнителем) был заключен муниципальный контракт № 0130300016814000009-0060911-01 (л.д.21-30, том 1), в соответствии с условиями которого Исполнитель обязался выполнить работы по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, оказать услуги по их погрузке-разгрузке, перевозке к месту хранения, согласно техническому заданию (Приложение № 2 к контракту).
В соответствии с условиями контракта Исполнителем 27.11.2014 были выполнены работы по демонтажу 10 рекламных конструкций по адресу: ул.М.Горького, 32, что подтверждается фотоотчетами (л.д.36-41, том.1).
Согласно справкам о стоимости выполненных работ (л.д.31-35, том 1), представленных Исполнителем, стоимость работ по демонтажу указанных выше рекламных конструкций составила в общей сумме 6 200 руб.
Платежным поручением № 806 от 26.12.2014 (л.д.42, том 1) Комитет оплатил Исполнителю оказанные услуги по демонтажу рекламных конструкций по муниципальному контракту № 0130300016814000009-0060911-01 от 20.12.14 в сумме 53 567 руб. (согласно счета № 1096 от 20.12.2014, л.д.1, том 2).
31.03.2014 между Комитетом по управлению имуществом г. Череповца (Заказчик) и ИП ФИО2 (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 0130300000314000018-0060911-01 (л.д.43-49, том 1). В соответствии с условиями контракта Исполнитель обязался по заданию Заказчика принимать и хранить передаваемые ему Заказчиком рекламные конструкции, демонтированные с муниципального имущества, возвращать их в сохранности по первому требованию заказчика. Цена услуг, оказываемых по контракту, составила 152 006 руб. 13 коп., количество объектов хранения - 450 рекламных конструкций, сроки оказания услуги - с момента заключения контракта по 31.12.2014г. (Приложение 1 к Контракту). Таким образом, стоимость услуг по хранению одной рекламной конструкции составила 37 руб. 53 коп. в месяц (152 006,13/450/9=37,53 коп.).
Услуги, оказанные ИП ФИО2 в декабре 2014 года, были оплачены Комитетом в сумме 16 889 руб. 57 коп. 25.12.2014 (что подтверждается платежным поручением № 785).
В дальнейшем между Комитетом (Заказчик) и ФИО2(Исполнитель) были заключены 2 муниципальных контракта (от 12.01.2015 и 02.02.2015, л.д.50-64, том 1), в соответствии с условиями которых Исполнитель обязался по заданию Заказчика принимать и хранить передаваемые ему Заказчиком рекламные конструкции, демонтированные с муниципального имущества, возвращать их в сохранности по первому требованию заказчика. Услуги по хранению рекламных конструкций оказывались ФИО2 в период с 01.01.2015 по 28.02.2015. и были оплачены Комитетом в общей сумме 33 779 руб. 14 коп. (что подтверждается платежными поручениями № 31 от 09.02.2015 и № 125 от 19.03.2015).
Таким образом, истец понес расходы, связанные с демонтажем и хранением рекламных конструкций, установленных без разрешения на ограждении земельного участка по адресу: <...>, в общей сумме 7 095 руб. 90 коп.: 6200 руб. - за демонтаж и 895 руб. 90 коп. - за хранение (37,53:31 х 12 х 10 (хранение в декабре,) + 37,53 руб. х 10 (хранение в январе) + 37,53 руб. х 10 (хранение в феврале).
Частью 21.2 Закона N 38-ФЗ установлено, что по требованию органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В письме от 27.01.2015 исх. № 08-01-35-4/43 (л.д. 63, том 1 с оборотом) Комитет предложил ответчику возместить расходы городского бюджета, понесенные в связи с демонтажем и хранением принадлежащих ответчику рекламных конструкций, установленных без разрешения, однако расходы на демонтаж и хранение ответчиком возмещены не были.
Требование о возмещении расходов было предъявлено именно к ФИО1, поскольку он является одним из собственников земельного участка, которому второй собственник передал права на использование ограждения участка, и одновременно рекламораспространителем, обращавшимся в Комитет за получением разрешений на установку рекламных конструкций по адресу <...>.
В соответствие с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном размере, вину должника в их возникновении, а также причинную связь между понесенными убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.
Суд считает, что вышеназванные условия для взыскания убытков подтверждены материалами дела.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, судом отклоняются как не обоснованные.
Суд считает, что анализ представленных суду доказательств и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что в результате противоправных деяний ответчика как сособственника земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401005:147, которому вторым сособственником было предоставлено право использовать ограждение земельного участка по своему усмотрению в хозяйственной деятельности, истец понес расходы в заявленном размере.
Указанная сумма является для истца убытками в результате противоправной деятельности ответчика.
Размер убытков признается судом доказанным материалами дела и представленным истцом расчетом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При обращении с иском в суд истец был освобожден от уплаты госпошлины. При удовлетворении исковых требований госпошлина подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
взыскать с предпринимателя ФИО1 в пользу Комитета по управлению имуществом города Череповца 7095 руб. 90 коп. причиненных убытков.
Взыскать с предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья В.В.Лемешов