АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
10 апреля 2013 года город Вологда Дело № А13-1637/2013
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2013 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Свиридовской М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Каика И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом города Череповца к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Управдом» о принудительном демонтаже рекламных конструкций,
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению имуществом города Череповца (ОГРН <***>, далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Управдом» (ОГРН <***>, далее – ООО «УК «Управдом», ответчик) о принудительном демонтаже рекламных конструкций.
В качестве правового обоснования исковых требований истец указывает статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Представитель истца, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, просит рассмотреть в свое отсутствие. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с надлежащим уведомлением ответчика истец уточнил исковые требования, просит обязать ответчика демонтировать следующие рекламные конструкции: баннер «рассрочка 6 месяцев», баннер «Гранитная мастерская мемориальные комплексы памятники (гранит, базальт, мрамор) от 5000 руб. ограды, благоустройство захоронений компьютерное моделирование вазы, плтика, декор», короб «VEKA окна», баннер «Татуировка перманентный макияж», баннер «Стрижки от 100 до 250 руб.», баннер «Стрижки от 300 руб.», баннер «WinDoors Gearlan Центр окон Я люблю свои окна ул.Металлургов, 12, тел.:<***>, 74-16-66», баннер «ООО Союзмикрофинанс» деньги за 10 минут экспресс займы до 15 000 рублей без залога и поручителей для работающих граждан от 25 лет и пенсионеров», баннер «Каскад женский мужской маникюрный зал мастера работают с открытия». Уточнение исковых требований судом принято.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, отзыва на иск не представил, о месте и времени разбирательства извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.11.2010 специалистами Комитета в ходе проверки было выявлено, что на жилом доме, расположенном по адресу: <...> размещены рекламные конструкции, установленные с нарушением предусмотренного законодательством порядка.
Указанный жилой дом находится в управлении ООО «УК «Управдом», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 28.07.2008 (л.д.23-26).
В адрес ответчика истцом было направлено предписание от 16.11.2010 № 01-08/4534 о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций. Указанное предписание получено ответчиком 24.11.2010, что подтверждается представленной копией почтового уведомления (л.д.27).
В результате повторной проверки, состоявшейся 24.01.2013 и повторной проверки, состоявшейся 08.04.2013, истцом было установлено, что на момент их проведения на многоквартирном жилом доме установлены перечисленные в исковом заявлении рекламные конструкции. На момент рассмотрения дела все рекламные конструкции, указанные в уточненных требованиях истца, продолжают размещаться на многоквартирном жилом доме, что подтверждается актом от 15.02.201313 и актом с фотоматериалами от 08.04.2013. При этом разрешения на установку данных рекламных конструкций отсутствуют.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Необходимым условием установки рекламной конструкции является разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Порядок размещения рекламных конструкций на территории города Череповца определен в Положении об установке рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденном решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 № 80.
В соответствии с пунктом 3.9. Положения о Комитете данный муниципальный орган наделен полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и по осуществлению иных функций в области наружной рекламы.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
По смыслу статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 5 части второй статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В информационном письме от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что размещение юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске только в месте его нахождения не является рекламой, назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Согласно пункту 15 указанного информационного письма вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Также в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» указано, что не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Судом установлено, что баннер «рассрочка 6 месяцев», баннер «Гранитная мастерская мемориальные комплексы памятники (гранит, базальт, мрамор) от 5000 руб. ограды, благоустройство захоронений компьютерное моделирование вазы, плтика, декор», короб «VEKA окна», баннер «Татуировка перманентный макияж», баннер «Стрижки от 100 до 250 руб.», баннер «Стрижки от 300 руб.», баннер «WinDoors Gearlan Центр окон Я люблю свои окна ул.Металлургов, 12, тел.:<***>, 74-16-66», баннер «ООО Союзмикрофинанс» деньги за 10 минут экспресс займы до 15 000 рублей без залога и поручителей для работающих граждан от 25 лет и пенсионеров», баннер «Каскад женский мужской маникюрный зал мастера работают с открытия» не содержат сведений, подлежащих размещению на вывеске, а направлены на привлечение внимания потребителей к реализуемым товарам, оказываемым услугам, адресованы неопределенному кругу лиц, следовательно, содержат рекламную информацию.
Обязанность доказывания в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на каждую из сторон, ответчик своим правом на представление возражений по иску не воспользовался.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, (далее – Правила № 170) организация по обслуживанию жилищного фонда следит за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.
Таким образом, ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом в интересах граждан, юридических лиц – собственников жилых и нежилых помещений, и владея информацией о том, что рекламные конструкции размещены на общем имуществе в отсутствие соответствующих разрешений органов местного самоуправления, в целях исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома был обязан принять меры к недопущению нарушения положений Правил № 170 и, как следствие, Закона о рекламе.
В данном случае ответчиком не представлено доказательств того, кто является владельцем вышеперечисленных рекламных конструкций. В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенные выше положения законодательства, а также то обстоятельство, что ответчиком не представлено суду доказательств наличия согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение спорных рекламных конструкций и заключения договоров на их установку, а также получения разрешений органов местного самоуправления, суд признает исковые требования Комитета о демонтаже рекламных конструкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 4 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче исковых заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 4 000 рублей.
Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу составляет 4000 руб. 00 коп.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина в сумме 4000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Управдом» в двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать рекламные конструкции: баннер «рассрочка 6 месяцев», баннер «Гранитная мастерская мемориальные комплексы памятники (гранит, базальт, мрамор) от 5000 руб. ограды, благоустройство захоронений компьютерное моделирование вазы, плтика, декор», короб «VEKA окна», баннер «Татуировка перманентный макияж», баннер «Стрижки от 100 до 250 руб.», баннер «Стрижки от 300 руб.», баннер «WinDoors Gearlan Центр окон Я люблю свои окна ул.Металлургов, 12, тел.:<***>, 74-16-66», баннер «ООО Союзмикрофинанс» деньги за 10 минут экспресс займы до 15 000 рублей без залога и поручителей для работающих граждан от 25 лет и пенсионеров», баннер «Каскад женский мужской маникюрный зал мастера работают с открытия».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Управдом» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.Б.Свиридовская