АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2022 года город Вологда Дело № А13-16580/2021
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Плахиной М.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зуевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры города Череповца о привлечении акционерного общества «Череповецкий ЛВЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от заявителя Иволги О.В. по доверенности от 16.11.2021, от общества генерального директора ФИО1,
у с т а н о в и л:
прокуратура города Череповца (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Череповецкий ЛВЗ» (далее - АО «Череповецкий ЛВЗ», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителя лиц, участвующих в деле, 08 февраля 2022 года суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в первой инстанции.
В обоснование предъявленных требований Прокуратура в заявлении и ее представитель в судебном заседании сослались на нарушение АО «Череповецкий ЛВЗ» требований Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее – ТР ТС 021/2011).
АО «Череповецкий ЛВЗ» в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании просили производство по делу прекратить, указали, что в заявлении о привлечении общества к административной ответственности не указано какая, когда и где проходила проверка, сослались на то, что общество в совей деятельности руководствуется техническим регламентом «О безопасности алкогольной продукции» принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98, а не ТР ТС 021/2011, что приложенная справка за подписью работника Роспотребнадзора ФИО2 и фототаблица не позволяют идентифицировать зафиксированные объекты, протокол осмотра принадлежащих обществу помещений и территорий заявителю не представлен.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителей Прокуратуры, АО «Череповецкий ЛВЗ», арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.11.2021 Прокуратурой совместно со специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах на основании поручения прокуратуры Вологодской области и решения от 26.11.2021 № 412 проведена проверка исполнения законодательства о производстве, обороте и хранении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отношении АО «Череповецкий ЛВЗ».
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- над производственным помещением проводится ремонт кровли, потолок в цехе со следами протечек, что способствует образованию плесени, осыпания частиц потолка;
- в производственном помещении допускается хранение уборочной ветоши, использованных мешков;
- хранение сырья в производственных помещениях (лимонная кислота в мешка, кедровые орешки в эмалированных бачках) осуществляется непосредственно на полу, что не обеспечивает защиту продукции от загрязняющих веществ;
- удаление отходов с территории производственного объекта приводит к загрязнению территории (на уличной территории около входа в помещения остатки бытового мусора).
По мнению Прокуратуры вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом подпункта 3 пункта 5 статьи 14; пункта 4 статьи 14; пункта 4 статьи 13; пункта 5 статьи 16 ТР ТС 021/2011, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам проверки 09.12.2021 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в отношении АО «Череповецкий ЛВЗ». В связи с чем Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В силу абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП ФР, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», объектами технического регулирования которого являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3 ТР ТС 021/2011).
В порядке части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям, в том числе потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что над производственным помещением общества проводится ремонт кровли, потолок в цехе со следами протечек, что способствует образованию плесени, осыпания частиц потолка.
Согласно пункту 4 статьи 14 ТР ТС 021/2011 в производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств, за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования.
На момент проведения проверки установлено, что в производственном помещении общества допускается хранение уборочной ветоши, использованных мешков.
Пунктом 4 статьи 13 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ.
При проведении проверки административным органом установлено, что хранение сырья в производственных помещениях общества (лимонная кислота в мешках, кедровые орешки в эмалированных бачках) осуществляется непосредственно на полу, что не обеспечивает защиту продукции от загрязняющих веществ.
В силу пункта 5 статьи 16 ТР ТС 021/2011 удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что удаление отходов с территории производственного объекта приводит к загрязнению территории (на уличной территории около входа в помещения остатки бытового мусора).
Изложенные обстоятельства правонарушения свидетельствуют о том, что АО «Череповецкий ЛВЗ» на момент проверки не были приняты исчерпывающие меры для соблюдения перечисленных выше положений законодательства. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение обязательных требований технических регламентов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.12.2021, справкой по результатам проверки 26.11.2021 с Прокуратурой и иными представленными доказательствами подтверждается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП, в действиях АО «Череповецкий ЛВЗ».
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», который не предусматривает уведомления проверяемых лиц о предстоящих проверках, а также конкретной процедуры оформления результатов проверки. Сотрудники общества в момент проведения проверки присутствовали, сведения о проведении проверки доведены до руководителя.
Кроме того, составление протокола осмотра на прокурора не распространяется, на дату проведения прокуратурой проверки дело об административном правонарушении еще не было возбуждено, что также исключает необходимость применения требований статьи 27.8 КоАП РФ.
Доводы общества в указанной части судом отклоняются как несостоятельные.
Довод общества о том, что АО «Череповецкий ЛВЗ» руководствуется в совей деятельности техническим регламентом «О безопасности алкогольной продукции» принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 (далее - технический регламент № 98), а не ТР ТС 021/2011, судом подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно положениям Федерального закона № 171-ФЗ и ТР ТС 021/2011 алкогольная продукция отнесена к пищевой продукции.
В техническом регламенте № 98 прямо указано, что в случае если в отношении алкогольной продукции приняты иные технические регламенты Союза (Таможенного союза), устанавливающие требования к алкогольной продукции, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции, то алкогольная продукция и процессы ее производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также маркировка и упаковка алкогольной продукции должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых распространяется на алкогольную продукцию.
Таким образом, технический регламент № 98 дополняет ТР ТС 021/2011 и иные технические регламенты касающиеся безопасности пищевой продукции, ее маркировки и упаковки.
Срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый в порядке статей 4.5, 4.8 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом не истек.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина АО «Череповецкий ЛВЗ» по рассматриваемым эпизодам выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения требований технических регламентов, соответствующих мер не принято.
Принимая во внимание характер выявленных нарушений и обстоятельства совершения правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ или назначения наказания в виде предупреждения не имеется.
Вместе с тем, исходя из того, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, арбитражный суд полагает возможным назначить АО «Череповецкий ЛВЗ» наказание ниже низшего предела на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
привлечь акционерное общество «Череповецкий ЛВЗ» (160017, <...>, лит. А, помещ. 14; ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 31.10.2002, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате административного штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: получатель Управление Федерального казначейства по Вологодской области (Прокуратура Вологодской области), л.с. 04301442620, ИНН <***>, КПП 352501001, р/с <***>, БИК 041909001, код доходов 41511690010010000140, ОКТМО 19701000, адрес: РФ, 160035, <...>.
Судья М.В. Плахина