ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-16623/20 от 22.04.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

22 апреля 2021 года                     город Вологда             Дело № А13-16623/2020

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия администрации Климовского сельского поселения в части невыполнения процедуры, предусмотренной пунктом 11(1) статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2013 № 1418,

у с т а н о в и л :

комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Климовского сельского поселения (далее – Администрация) в части невыполнения процедуры, предусмотренной пунктом 11(1) статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2013 № 1418 (далее – Постановление № 1418).

В обоснование требований Комитет указал, что Администрация уклоняется от принятия в собственность поселения сооружений (кладбища), тогда как законом Вологодской области от 13.11.2014 № 3474 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» (далее – Закон № 3474-ОЗ) организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения относится к полномочиям сельских поселений.

В качестве способа устранения допущенного нарушения закона Комитет просил обязать Администрацию принять меры к приему в собственность сельского поселения передаваемое имущество, необходимое для оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Администрация отзыв на заявление не представила.

Комитет и Администрация, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, Комитет в ходатайстве от 08.02.2021 просил рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, в собственности Череповецкого муниципального района находится следующее имущество: кладбище, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Климовское, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106002:996, балансовой стоимостью 1694,70 тыс. руб., а также земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Климовское сельское поселение, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106026:689, балансовой стоимостью 57,05 тыс. руб.

Администрацией Череповецкого муниципального района принято постановление от 25.04.2019 № 641 «Об утверждении предложений о перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района, подлежащего передаче в собственность Климовского сельского поселения, предназначенного для решения вопросов местного значения муниципального образования»,  на основании которого 16.03.2020 Комитет обратился в Администрацию с предложением о передаче в собственность сельского поселения кладбища и земельного участка, расположенного под ним, в деревне Климовское.

Администрация 21.04.2020 на предложение Комитета направила ответ, согласно которому кладбище в деревне Климовское закрыто для захоронения, а поэтому необходимость принятия данного кладбища в собственность поселения отсутствует.

Комитет 05.06.2020 вновь обратился в Администрацию с предложением о предоставлении пакета документов для оформления передачи кладбища и земельного участка  в собственность поселения.

Администрация в своем ответе на данное обращение указала на нецелесообразность принятия кладбища в собственность поселения.

Комитет, полагая, что бездействие Администрации в части невыполнения процедуры, предусмотренной пунктом 11(1) статьи 154 Закона № 122-ФЗ, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы муниципального образования Череповецкий муниципальный район, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, в соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 1 Закона № 3474-ОЗ за сельскими поселениями области закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 11(1) статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества в виде кладбища и земельного участка под ним, расположены в деревне Климовское, Череповецкого района Вологодской области, вследствие чего и на основании вышеуказанных нормативных актов Администрацией Череповецкого муниципального района правомерно принято постановление от 25.04.2019 № 641 «Об утверждении предложений о перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района, подлежащего передаче в собственность Климовского сельского поселения, предназначенного для решения вопросов местного значения муниципального образования».

Таким образом, в силу закона, у Администрации возникла правовая обязанность принять вышеуказанные кладбище и земельный участок.

Доводы Администрации, указанные в ответах Комитету, о том, что кладбище закрыто для захоронения, не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Исходя из изложенного закрытие кладбища для захоронения не означает его ликвидацию, поскольку места погребения являются также местом памяти умерших, а поэтому содержание кладбищ (мест погребения) после их закрытия для погребения должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 8-ФЗ.

Таким образом, суд полагает, что бездействие Администрации по не осуществлению действий, необходимых для принятия в собственность поселения кладбища и земельного участка под ним, подлежит признанию незаконным как не соответствующее требованиям пункта 11(1) статьи 154 Закона № 122-ФЗ, Закону № 3474-ОЗ.

В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Комитет просит арбитражный суд обязать Администрацию принять меры к приему в собственность сельского поселения передаваемое имущество, необходимое для оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, подписать и утвердить передаточные акты о приеме (передаче) муниципального имущества, что, по мнению суда, является надлежащим способом устранения указанных выше нарушений.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Администрации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску подлежит взысканию с ответчика. Однако, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Так как Администрация является органом местного самоуправления, госпошлина с неё не подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать не соответствующим части 11(1) статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Вологодской области от 13.11.2014 № 3474 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» и незаконным бездействие Администрации Климовского сельского поселения не осуществлению действий, необходимых для принятия в собственность поселения кладбища, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Климовское, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106002:996, и земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Климовское сельское поселение, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106026:689.

Обязать Администрацию Климовского сельского поселения принять меры к приему в собственность сельского поселения передаваемое имущество, необходимое для оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, подписать и утвердить передаточные акты о приеме (передаче) муниципального имущества: кладбища, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Климовское, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106002:996, и земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Климовское сельское поселение, площадью 19672 кв.м, кадастровый номер 35:22:0106026:689, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В части признания незаконным бездействия Администрации Климовского сельского поселения, решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                        С.А. Киров