ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-17705/14 от 20.01.2015 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

20 января 2015 года город Вологда Дело № А13-17705/2014

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Кутузовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия города Череповца «Городское жилищное хозяйство» об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 02.12.2014 № 321 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от предприятия – ФИО1 по доверенности от 20.10.2014, от инспекции – ФИО2 по доверенности от 12.01.2015,

у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Городское жилищное хозяйство» (далее – предприятие, МУП «Городское жилищное хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее – инспекция, ГЖИ) от 02.12.2014 № 321 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что предприятие не имеет возможности исполнить даже вступившие в законную силу решения судов в связи с отсутствием необходимого объема денежных средств, поступающих от контрагентов. На момент рассмотрения административного дела предприятие приняло все меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. В обоснование предъявленных требований ссылается на Постановление Конституционного Суда от 25.02.2014 № 4-П. Просит суд учесть, что назначенный оспариваемым постановлением штраф является очень значительным для предприятия, просит снизить его размер.

Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании с требованиями предприятия не согласились, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части изменения размера административного наказания.

Как следует из материалов дела, в период с 16.10.2014 по 17.10.2014 в отношении предприятия прокуратурой города Череповца с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Вологодской области проведена проверка.

По результатам проверки инспекцией составлены акты о раскрытии информации предприятия в сети Интернет от 17.10.2014.

В ходе проверки установлено, что МУП «Городское жилищное хозяйство» осуществляет управление многоквартирным домом № 80 по улице Беляева города Череповца на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2012 № 38/ДУ.

В ходе проверки установлено, что предприятием не организована работа и не приняты все возможные меры по надлежащему выполнению требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Стандарта раскрытия информации управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт раскрытия информации).

При проведении проверки на предмет раскрытия информации предприятием на сайте www.reformagkh.ru установлено, что информация на указанном сайте раскрыта со следующими нарушениями Стандарта раскрытия информации:

- подпункта «г» пункта 8 Стандарта раскрытия информации – отсутствуют сведения о часах личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;

- подпункта «д» пункта 8 Стандарта раскрытия информации – не раскрыта информация о площади помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам в городе Череповце: улица первомайская, дом 10 «а», улица Сталеваров, дом 22;

- подпункта «ж» пункта 8 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;

- подпункта «а» пункта 9 и пункта 9 (2) Стандарта раскрытия информации – не раскрыта годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и ее печатью;

- подпункта «б» пункта 9 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

- подпункта «в» пункта 9 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

- подпунктов «а», «б» пункта 10 Стандарта раскрытия информации – сведения раскрыты в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам в <...>, ФИО3, дом 8, улица Данилова, дом 1, улица Беляева, дом 92. В отношении остальных домов, находящихся в управлении предприятия, сведения не раскрыты;

- подпункта «а» пункта 11 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о проекте договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

- подпункта «б» пункта 11 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

- пункта 12 Стандарта раскрытия информации – не раскрыта информация о случаях привлечения управляющей организацией в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, в том числе: количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;

- подпункта «а» пункта 13 Стандарта раскрытия информации – информация раскрыта не в полном объеме - описание содержания каждой работы (услуги) раскрыты в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам в <...>, ФИО3, дом 8, улица Данилова, дом 1, улица Беляева, дом 92. В отношении остальных домов, находящихся в управлении предприятия, сведения не раскрыты; Информация о результате выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) не раскрыты в отношении всех домов, находящихся в управлении;

- подпункта «б» пункта 13 Стандарта раскрытия информации – сведения раскрыты не в полном объеме – сведения раскрыты в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам в <...>, ФИО3, дом 8, улица Данилова, дом 1, улица Беляева, дом 92. В отношении остальных домов, находящихся в управлении предприятия, сведения не раскрыты;

– подпунктов «а», «б», «в» пункта 14 Стандарта раскрытия информации – не раскрыты сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы; реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены); сведения о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

В помещении управляющей организации – МУП г. Череповца «Городское жилищное хозяйство»на информационном стенде размещен адрес сайта предприятия в сети Интернет – www.depregion.ru. Также согласно пояснениям директора предприятия размещена на сайтах в сети Интернет htt://www. Reformagkh.ru и www.depregion.ru.

При проведении проверки на предмет раскрытия информации на сайте www.depregion.ru установлено, что в нарушение подпункта «а» пункта 9 и пункта 9 (2) Стандарта раскрытия информации – годовая и бухгалтерская отчетность за 2013 год, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему раскрыты, однако в нарушение пункта 9 (2) названного Стандарта электронный образ (копии) указанных документов, не отображают подпись руководителя управляющей организации и печать организации.

При проведении проверки 16.10.2014 в 15 часов 15 минут по адресу: <...>, произведен осмотр стендов в помещении управляющей организации - МУП «Городское жилищное хозяйство». Установлено, что в нарушение подпункта «а» пункта 9, пункта 9 92) Стандарта раскрытия информации – годовая бухгалтерская отчетность за 2013 год, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему раскрыты, однако в нарушение пункта 9 (2) названного Стандарта электронный образ (копии) указанных документов, не отображают подпись руководителя управляющей организации и печать организации (нарушение устранено в ходе проверки).

В нарушение подпункта «б» пункта 11 указанного Стандарта не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

По фактам выявленных нарушений инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.2014 № 6.

Заместитель начальника ГТИ ФИО4, рассмотрев указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, 02.12.2014 вынес постановление № 321, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Предприятие с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.3, статьей 23.55 КоАП РФ, Положением о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 № 592, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами инспекции в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытии информации не в полном объеме, либо предоставлении недостоверной информации.

В силу части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В целях последовательной реализации приведенной нормы права Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий Стандарт раскрытия информации.

Указанный Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (пункт 1 Стандарта раскрытия информации).

Под управляющей организацией в названном документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ. Под раскрытием информации в названном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта раскрытия информации).

В силу подпункта «а» пункта 5 названного Стандарта информация раскрывается путем: обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.

Согласно подпунктам «г», «д», «ж» пункта 8 Стандарта раскрытия информации в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

- режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;

- перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием общей площади помещений в них;

- сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.

На основании подпунктов «а», «б», «в» пункта 9 названного Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом (пункт 10 Стандарта раскрытия информации).

Пунктом 11 Стандарта раскрытия информации установлено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В случае привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (пункт 12 Стандарта раскрытия информации).

На основании пункта 13 названного Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 14 Стандарта раскрытия информации в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

- перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;

- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.

В данном случае в ходе проверки инспекцией установлены нарушения вышеуказанных требований Стандарта раскрытия информации. Представитель предприятия в заявлении и в судебном заседании признал факты выявленных в ходе проверки нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае предприятием не представлены доказательства невозможности соблюдения требований вышеуказанного Стандарта в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о наличии в действиях МУП г. Череповца «Городское жилищное хозяйство» состава административного правонарушения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предприятия состава вмененного правонарушения.

Событие вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением, другими материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается предприятием.

Общество в заявлении указывает на устранение вмененного правонарушения до вынесения оспариваемого постановления, тяжелое финансовое положение предприятия.

Обстоятельства, на которые заявитель ссылается в жалобе, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении вмененного правонарушения, а относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность, и учитываются при назначении наказания.

В рассматриваемом случае инспекция, учитывая характер совершенного правонарушения, назначила наказание в пределах минимального размера, установленного санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.

Вместе с тем санкция части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 250 000 до 300 000 рублей.

Обществу оспариваемым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Конституционным Судом Российской Федерации 25.02.2014 принято Постановление № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ внесены изменения в Кодекс и статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2., предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание признание факта вмененного правонарушения, устранение выявленных в ходе проверки нарушений, арбитражный суд полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.

С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, части 2 статьи 211 АПК РФ, установив наличие оснований для применения иной меры ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об изменении постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Следовательно, оспариваемое постановление инспекции от 02.12.2014 № 321 подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания.

Руководствуясь статьями 104, 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

постановление Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 02.12.2014 № 321 о привлечении муниципального унитарного предприятия города Череповца «Городское жилищное хозяйство», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного 24.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023501247681, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Назначить муниципальному унитарному предприятию города Череповца «Городское жилищное хозяйство», расположенному по адресу: <...>, зарегистрированного 24.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023501247681, административное наказание по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья О.П. Логинова