ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-1825/20 от 26.05.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2020 года                            город Вологда                   Дело № А13-1825/2020

Арбитражный  суд  Вологодской  области  в составе: судьи  Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников недвижимости «Архангельская 3» об отмене постановления Административной комиссии в городе Череповце от 24.01.2020 № 162 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,

при участии представителя ТСН «Архангельская 3» ФИО1 на основании протокола от 25.10.2018,

у с т а н о в и л:

товарищество собственников недвижимости «Архангельская 3» (далее – ТСН «Архангельская 3», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии в городе Череповце (далее – административная комиссия) от 24.01.2020 № 162 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее – Закон № 2429-ОЗ).

В обоснование заявленных требований товарищество указало, что земельный участок под домом № 3 по улице Архангельской города Череповца не сформирован, право собственности на него не подтверждено, а поэтому в составе общего имущества данный земельный участок отсутствует, а поэтому у товарищества отсутствует и обязанность по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Кроме того, заявитель полагает, что возможность установки контейнерной площадки отсутствует, так как размеры участка под домом не позволяют выдержать санитарные расстояния.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме.

Административная комиссия в отзыве на заявление требования Товарищества отклонила, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. По утверждению административной комиссии, товариществом не выполнены требования пункта 3.1.12 Правил благоустройства территории города Череповца, утвержденных Решением Череповецкой городской Думы от 31 октября 2017 года № 185  (далее – Правила благоустройства), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона № 2429-ОЗ.

Административная комиссия в ходатайстве от 21.05.2020 просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, вследствие чего дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Судом в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 26.05.2019 завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителя товарищества, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 16.12.2019 в 14 час. 50 мин. сотрудником мэрии города Череповца выявлено, что место сбора коммунальных отходов и крупногабаритных отходов от деятельности жильцов многоквартирного дома по адресу: <...>, отсутствует.

По данному факту составлен акт от 16.12.2019 и главным специалистом отдела административной практики управления административных отношений мэрии города Череповца в отношении товарищества 16.01.2020 составлен протокол УАО № 65 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.1 Закона № 2429-ОЗ.

Административная комиссия, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16.01.2020 УОА № 65, а также другие материалы административного дела, вынесла постановление от 24.01.2020 № 162 о назначении ТСН «Архангельская 3» административного наказания, предусмотренного статьей 3.1 Закона № 2429-ОЗ  в виде предупреждения.

Товарищество, считая постановление административной комиссии от 24.01.2020 № 162 незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

В соответствии со статьями 8.3, 9.1 Закона № 2429-ОЗ, постановлением мэрии города Череповца от 08.02.2011 № 405 «О применении Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», решением Череповецкой городской Думы от 28.03.2006 № 51, постановлением мэрии города Череповца от 14.11.2016 № 1055-р протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, а дело рассмотрено административной комиссией в пределах предоставленных им полномочий.

Согласно статье 3.1 Закона № 2429-ОЗ нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа влечет предупреждение или назначение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Решением Череповецкой городской Думы от 31 октября 2017 года № 185 утверждены Правила благоустройства территории города Череповца (далее – Правила благоустройства).

В силу пункта 1.3 Правил благоустройства благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Также пунктом 1.3 Правил благоустройства определено, что территория придомовая – это земельный участок, на котором расположены дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, входящие в состав общего имущества такого дома объекты недвижимого имущества, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета;

В соответствии с пунктом 3.1.12 Правил благоустройства, в редакции, действовавшей в период события правонарушения, обязанность по созданию мест накопления ТКО и содержанию контейнерных площадок, мест установки бункеров, а также территории, прилегающей к указанным объектам на расстоянии в 3 м по периметру, возлагается на собственников помещений многоквартирного дома, управляющую организацию (при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления), товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, собственников индивидуальных жилых строений, гаражный потребительский кооператив, товарищества собственников недвижимости, иной специализированный кооператив, в чьем ведении и пользовании находится контейнерная площадка, а также органы местного самоуправления (в отношении мест накопления ТКО, созданных органами местного самоуправления).

Как следует из материалов дела, возле многоквартирного жилого дома № 3 по улице Архангельской города Череповца не организовано место накопления ТКО, что является нарушением пункта 3.1.12 Правил благоустройства.

Событие правонарушения общество не оспаривает.

Вместе с тем, заявитель полагает, что обязанность по устройству контейнерной площадки е него отсутствует, так как не земельный участок под домом не сформирован.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЗК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10).

Таким образом, вне зависимости от оформления прав на земельный участок и его формирования во владении собственников помещений в многоквартирном доме находится земельный участок в границах, которые необходимы для его эксплуатации, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, доводы товарищества об отсутствии на каком-либо праве земельного участка для обустройства контейнерной площадки не могут быть признаны состоятельными.

Также подлежит отклонению ссылка заявителя на невозможность соблюдения санитарных расстояний от дома для установки контейнеров, поскольку никаких объективных доказательств невозможности установки контейнеров суду не представлено.

Более того, товариществом не предпринято никаких действий по обустройству контейнерной площадки, а поэтому данные заявления, по мнению суда, являются способом уйти от исполнения публично-правовой обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку каких-либо доказательств принятия своевременных мер по соблюдению вышеуказанных Правил благоустройства в материалы дела не представлено, арбитражный суд считает Товарищество виновным в совершении вышеуказанного правонарушения.

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, заявителем не приведено и судом не установлено.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, не позволивших всесторонне и полно рассмотреть дело об административном правонарушении, исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», арбитражным судом не установлено.

Оспариваемым постановлением Товариществу назначено наказание в виде предупреждения, то есть минимально возможное в пределах санкции статьи 3.1 Закона № 2429-ФЗ.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований ТСН «Архангельская 3» о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 24.01.2020 № 162 следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований Товарищества собственников недвижимости «Архангельская 3» о признании незаконным и отмене постановление административной комиссии в  городе Череповце от 24.01.2020 № 162 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                              С.А. Киров