ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
17 марта 2020 года город Вологда Дело № А13-19963/2019
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завалиной А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Автодоргрупп» о признании частично недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 02.10.2019 № 045V12190000175,
при участии от заявителя ФИО1 по постоянной доверенности от 11.10.2019 № 30, от ответчика ФИО2 по постоянной доверенности от 09.01.2020 № 5,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Автодоргрупп» (далее – общество, АО «Автодоргрупп») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании частично недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее – Управление ПФР) от 02.10.2019 № 045V12190000175.
Определением суда от 30 января 2020 года в порядке части первой статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3 (далее – ФИО3), ФИО4 (далее – ФИО4), ФИО5 (далее – ФИО5), ФИО6 (далее – ФИО6), ФИО7 (далее – ФИО7).
В предварительном судебном заседании 10 марта 2020 года судом объявлен перерыв до 17 марта 2020 года.
В соответствии с частью четвертой статьи 137 АПК РФ суд 17 марта 2020 года завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились. ФИО3, ФИО4 и ФИО7 в отзывах на заявление просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Дело рассмотрено в судебном заседании в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
В обоснование предъявленных требований общество в заявлении и его представитель в судебном заседании сослались на несоответствие оспариваемого решения требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в части доначисления и предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 59 981 руб. 21 коп. и соответствующих пеней и штрафов в отношении физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры о замещении должностей производителя работ, и в сумме 20 649 руб. 21 коп. и соответствующих пеней и штрафов в отношении физических лиц, выполнявших работу по совместительству.
Управление ПФР в отзыве и его представитель в судебном заседании требования общества не признали, считают оспариваемую часть решения соответствующей требованиям закона и не нарушающей права заявителя.
ФИО3, ФИО4 и ФИО7 в отзывах на заявление от 02.03.2020 оставили вопрос о признании решения Управления ПФР частично недействительным на усмотрение суда. ФИО6 и ФИО5 отзывы на заявление не представлены.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает предъявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) акционерным обществом «Дирекция по строительству и содержанию автомобильных дорог» (далее – АО «ДССАД») страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.04.2016 по 31.12.2016, о чем составлен акт от 30.08.2019 № 045V10190000300 (том 1, л.д. 97-114).
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений общества Управлением ПФР принято решение от 02.10.2019 № 045V12190000175 (том 1, л.д. 55-67) о привлечении АО «ДССАД» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 19 570 руб. 40 коп. Указанным решением обществу предложено уплатить доначисленные страховые взносы в общей сумме 98 851 руб. 98 коп. и пени в сумме 3108 руб. 92 коп.
АО «ДССАД» изменило свое наименование на АО «Автодоргрупп», о чем 02.10.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись.
Частично не согласившись с решением от 02.10.2019 № 045V12190000175, общество обжаловало его в судебном порядке.
В пункте 1 оспариваемого решения Управлением ПФР, в том числе, сделан вывод о неуплате обществом страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 80 630 руб. 42 коп. с выплат, произведенных в 2016 году в пользу работников ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а именно, работающими в должности производителя работ (прораба), а также с выплат, произведенных в пользу работников ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, занимавших должности, относящиеся к списку вредных профессий, но совмещающие должности, которые к данному списку не относятся. Расчет указанной суммы страховых взносов приведен Управлением ПФР в приложениях №№ 3,4 к оспариваемому решению (том 1, л.д. 130-131).
АО «Автодоргрупп» полагает, что основным критерием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными и условиями труда, занятость работника на этих работах должна составлять не менее 80% рабочего времени. Между тем, работники общества не выполняли работу в тяжелых и вредных условиях труда, а в соответствии с должностной инструкцией прораба (том 1, л.д. 74-77) занимались контролем за технико-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог по контрактным обязательствам, в том числе, осуществляли организацию работы по анализу результатов производственной деятельности, подготовке и реализации корректирующих мероприятий, разработке производственного плана (на квартал, неделю) и задания по объемам работ, контролю их выполнения, оформлению технической документации и т.д., при этом 85% рабочего времени прораб выполнял свои должностные обязанности на рабочем месте, 15% - на объектах. Кроме того, по результатам специальной оценки труда, составленной 04.07.2017 (том 1, л.д. 68-70), условия труда прораба по степени вредности и/или опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко 2 классу (допустимые).
При таких обстоятельствах, заявитель не обязан начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в 2016 году названным сотрудникам.
В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которое обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны, в частности, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно частям 1, 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов – организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов. Размер дополнительных страховых взносов зависит от того проведена ли в организации аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда.
Если в организации не проводились ни аттестация рабочих мест по условиям труда, ни специальная оценка условий труда, то дополнительные тарифы страховых взносов определяются в зависимости от видов работ согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов-организаций, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяется на 2015 и последующие годы дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – 6%.
В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, начисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится организацией только с начисленных выплат по соответствующим работам с вредными и тяжелыми условиями труда, включаемых в базу для начисления страховых взносов пропорционального количеству фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
В пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2).
Должность «Производитель работ (прораб)» включена в раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, что соответствует позиции 2290000б-24441.
В проверяемом периоде согласно штатному расписанию, утвержденному приказом генерального директора АО «ДССАД» от 05.04.2016 № 2, в обществе утверждены должности прорабов Вытегорского, Кадуйского, Кирилловского и Тотемского участков (том 2, л.д. 95-101).
Приказом общества о переводе работника на другую работу от 01.03.2016 № 5-лс и в соответствии с дополнительным соглашением от 01.03.2016 № 5/16 к трудовому договору от 07.10.2014 № 71/14 с 01.03.2016 ФИО3 переведен в Вытегорский участок на должность прораба, приказом от 09.06.2016 № 8-лс и в соответствии дополнительным соглашением от 09.06.2016 № 114/05 к трудовому договору от 24.10.2014 № 31/11 с 10.06.2016 ФИО4 переведена в Кадуйский участок на должность прораба, приказом от 09.06.2016 № 7-лс и в соответствии дополнительным соглашением от 09.06.2016 № 108/7 к трудовому договору от 10.01.2014 № 26 с 10.06.2016 ФИО5 переведен в Кирилловский участок на должность прораба, приказом от 01.03.2016 № 01-03/8 и в соответствии дополнительным соглашением от 01.03.2016 № 02-01/61 к трудовому договору от 01.01.2010 № 8 с 01.03.2016 ФИО7 переведен в Тотемский участок на должность прораба, приказом от 09.06.2016 № 84-лс и в соответствии дополнительным соглашением от 09.06.2016 № 116/05 к трудовому договору от 09.04.2012 № 36 с 10.06.2016 ФИО6 переведен в Тотемский участок на должность прораба (том 1, л.д. 134-145, том 2, л.д. 1-29).
Кроме того, в проверяемом периоде работники общества ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, занимавшие должности прорабов, в соответствии с приказами работодателя на их перевод по профессии, не отнесенной к работе по Списку № 2, осуществляли работу по совмещаемым должностям директоров соответствующих филиалов (Кирилловского, Тотемского, Кадуйского, Вытегорского) (том 2, л.д. 30-43).
Как указано в оспариваемом решении, в нарушение приведенных норм общество в 2016 году не начисляло и не уплачивало страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занимающих должности прорабов, а также в пользу работающих по совместительству работников.
Доначисленная сумма страховых взносов по дополнительному тарифу по прорабам составляет 59 981 руб. 21 коп., по совместителям – 20 649 руб. 21 коп.
При вынесении решения от 02.10.2019 № 045V12190000175 Управление ПФР исходило из того, что аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда в отношении рабочего места «прораб» в спорный период (2016 год) обществом не проводилась. Указанные обстоятельства заявителем не оспорены. Карта специальной оценки условий труда № 46А, на которую заявитель сослался в иске, получена обществом 04.07.2017, поэтому не может распространяться на предшествующие периоды.
Приняв во внимание, что должность «производитель работ (прораб)» включена в Список № 2, а работники общества в спорный период были заняты на данных должностях, в отсутствие специальной оценки условий труда, Управление ПФР пришло к выводу о том, что страхователь в соответствии с положениями части 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ должен был начислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу указанных работников, а также с сумм выплат, начисленных за совмещение должностей, относящихся к списку вредных профессий.
Между тем, основным критерием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в вышеуказанных нормах законодательства.
При установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не только из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список № 2, а из характера выполняемой работы сотрудника.
В свою очередь, из оспариваемого решения не следует, что Управлением ПФР исследован вопрос о фактической занятости работников в условиях труда по указанной специальности.
Так, в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, в должностные обязанности производителя работ входит, в том числе, следующее.
Прораб осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ; организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами; обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке; осуществляет мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению новой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов; проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда; обеспечивает получение технической документации на строительство объектов; составляет заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование; ведет учет выполненных работ, оформляет техническую документацию; участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам; приготавливает фронт работ для субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке от них выполненных работ; оформляет допуски на право производства работ в охранных зонах; устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение; инструктирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ; обеспечивает применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и других устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих; следит за соблюдением норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности; организует приобъектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей; контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение рабочими инструкций по охране труда; обеспечивает соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей; оказывает помощь рационализаторам; организует работу по повышению квалификации рабочих и проводит воспитательную работу в коллективе.
Суд, проанализировав представленную должностную инструкцию прораба от 01.03.2016, установил, что работники общества по указанной должности занимались контролем за технико-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог по контрактным обязательствам, в том числе, осуществляли организацию работы по анализу результатов производственной деятельности, подготовке и реализации корректирующих мероприятий, разработке производственного плана (на квартал, неделю) и задания по объемам работ, контролю их выполнения, оформлению технической документации, обеспечивали своевременную подготовку сметно-финансовых и других документов, расчетов, технической документации, установленной отчетности о выполнении планов и т.д., то есть фактически не выполняли работу в тяжелых и вредных условиях труда.
В отзывах на заявление ФИО3, ФИО4 и ФИО7 пояснили, что работают в должностях прорабов, исполняют обязанности в соответствии с должностной инструкцией прораба, рабочим местом является кабинет, укомплектованный оборудованием, при этом 85% рабочего времени они выполняют свои обязанности на рабочем месте.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Управлением ПФР не представлено доказательств того, что условия труда работников заявителя могут быть признаны вредными или опасными.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 07 сентября 2018 года № 309-КГ18-5069, на которую Управление ПФР сослалась в подтверждение доводов об обязанности работодателя исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке, неприменима к спорной ситуации. В указанном определении речь идет о работниках, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда.
С учетом установленных обстоятельств, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам выплаты, произведенные заявителем в пользу работников ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, выполнявших работы по совмещению должностей.
Учитывая изложенное, у Управления ПФР не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат в проверяемом периоде в облагаемую базу для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, а также начисления пеней и штрафных санкций, в связи с чем требования общества подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением предъявленных требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Управления ПФР в пользу общества на основании части первой статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л :
признать не соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области от 02.10.2019 № 045V12190000175 в части доначисления и предложения акционерному обществу «Дирекция по строительству и содержанию автомобильных дорог» уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 80 630 руб. 42 коп., пени и штрафы в соответствующих суммах.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Автодоргрупп».
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области в пользу акционерного общества «Автодоргрупп» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В части признания недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Савенкова