ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-2023/10 от 15.06.2010 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

15 июня 2010 года город Вологда Дело № А13-2023/2010

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Квитко М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту жилищно – коммунального хозяйства мэрии города Череповца о признании незаконными действий по отказу согласовать переустройство жилого помещения, находящегося по адресу: <...> «а», квартира 1, выразившихся в письме от 18.02.2010 № 01-17, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления архитектуры и градостроительства города Череповца,

при участии предпринимателя ФИО1,

от предпринимателя - ФИО2 по доверенности от 26.01.2010,

от Департамента жилищно – коммунального хозяйства мэрии города Череповца, Управления архитектуры и градостроительства города Череповца - ФИО3 по доверенности от 01.04.2010,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту жилищно – коммунального хозяйства мэрии города Череповца (далее – Департамент) о признании незаконными действий по отказу согласовать переустройство жилого помещения, находящегося по адресу: <...> «а», квартира 1, выразившихся в письме от 18.02.2010 № 01-17. Просит обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что у Департамента на стадии согласования проекта отсутствовали законные основания для отказа. Полагает, что Департаментом превышены пределы его компетенции и допущено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В судебном заседании предприниматель, представитель предпринимателя поддержали заявленные требования.

Департамент в отзыве на заявление от 27.04.2010 и его представитель в судебном заседании пояснили, что размеры дверного проема при устройстве отдельного входа в переводимое помещение, указанные в представленной заявителем проектной документации, не соответствуют размерам проема, указанного в Техническом заключении ООО «Управление капитального строительства»; при устройстве дверной коробки высота выхода из помещения уменьшается на ширину наличника, чем нарушаются нормы пункта 6.16 СНиП 21-01-97. Указали, что наименование представленного заявителем проекта не соответствует его содержанию. Сообщили, что размещение спроектированного крыльца на дренажном колодце не нашло документального подтверждения.

Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства города Череповца (далее – Управление).

Управление в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании пояснили, что отказ Департамента в согласовании вышеуказанной проектной документации по основаниям, изложенным в письме от 18.02.2010, является необоснованным. Указали, что к проекту должно прилагаться решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции здания и передаче в пользование ФИО1 части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Считают, что при отсутствии такого решения собственников проект не может быть признан оформленным в установленном порядке.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения предпринимателя, представителей сторон, третьего лица, суд считает, что требования предпринимателя не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира № 1, расположенная по адресу <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2009 35-СК № 663878 (л.д. 11).

Из материалов дела видно, что 15.02.2010 предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором указал о своем намерении перевести указанное жилое помещение в нежилое. В заявлении также указал, что обществом с ограниченной ответственностью «АрхиТЕЖЕ» разработан проект «Переустройство квартиры № 1 в жилом доме по улице Ленина, 129а под нежилое с организацией отдельного входа» (далее – Проект). Просил согласовать указанный проект (л.д. 12).

Департамент направил предпринимателю письмо от 18.02.2010 № 01-17 (л.д. 13), из содержания которого следует, что Проект не может быть согласован по следующим причинам:

1. Имеется техническое заключение обследования названного жилого дома № 1796-0-Т3.1, выполненное в 2007 году экспертной организацией МУП «Промжилпроект», с целью определения влияния реконструкции помещений первого этажа на состояние строительных конструкций здания, на безопасность жилого дома в целом; в данном заключении сделаны определенные выводы и даны рекомендации по устройству помещений общественного назначения на первых этажах панельных жилых зданий:

- п.3 ч.5 – проведение в массовом количестве перепланировок в панельных зданиях, относящихся к зданиям первых массовых серий застройки, сопровождающихся устройством проемов в диафрагмах жесткости, в наружных стеновых панелях, с учетом фактора срока эксплуатации здания и отсутствием сведений об армировании панелей, специалисты организации, проводившей обследование здания, считают опасным для эксплуатации здания;

- п.1 ч.6 – перед началом проектирования помещений общественного назначения необходимо провести обследование строительных конструкций всего здания, с привлечением материалов технических осмотров, актов, сведений о проведении ремонтов и т.п. с выдачей технического заключения о возможности проведения реконструкции и технических рекомендаций при разработке рабочего проекта.

2. Название проекта не соответствует действительности.

3. При устройстве отдельного входа планируется выполнить крыльцо таким образом, что исключается возможность попадания в дренажный колодец для обслуживания и ремонта; в данном колодце дренажная система дома № 129А и соседних домов подключается к магистральной сети ливневой канализации.

Не согласившись с действиями Департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (часть 3).

В соответствии с пунктом 10 статьи 12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и согласование переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае полномочиями, предусмотренными пунктами 6 и 7 статьи 14 ЖК РФ, наделено Управление.

Управление является органом мэрии города Череповца с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций в области градостроительной деятельности (пункт 1.1 Положения об управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 01.12.2009 № 144, далее – Положение).

На основании пунктов 3.22, 3.23, 3.24 Положения к функциям Управления относятся, в том числе, следующие:

- рассмотрение заявлений о переустройстве и (или) перепланировке жилых помещений; принятие и выдача (направление) решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений;

- рассмотрение заявлений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые; подготовка проекта постановления мэрии города о переводе или об отказе в переводе жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые; выдача (направление) заявителю уведомления о принятом решении и информирование о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение;

- формирование комиссии по приемке помещений, в которых завершены переустройство и (или) перепланировка, и (или) иные работы для обеспечения использования таких помещений в качестве жилого или нежилого помещения; направление акта вышеуказанной комиссии в орган, осуществляющий государственный учет объектов недвижимого имущества.

Постановлением мэра города Череповца от 28.02.2007 № 740 «Об осуществлении перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое» утвержден Порядок оформления проектов (проектной документации) по переводу жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое (в редакции от 01.10.2007, далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления на Управление, среди прочих, также возложены функции: по приему и рассмотрению заявлений от граждан и юридических лиц об осуществлении перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое; по определению необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и (или) иных работ (их перечня) для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого.

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что проекты (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки подлежат согласованию, в частности, с департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии.

Пунктом 3 Порядка установлены требования, предъявляемые к проекту (проектной документации) переустройства и (или) перепланировки при переводе жилого помещения в нежилое.

В соответствии с подпунктами 3.1 – 3.4 Порядка проект (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки должен быть разработан с учетом строительных норм и правил.

К проекту должно прилагаться решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введении ограничений пользования им, либо решение о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.

На основании части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии с частью 3 данной статьи орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 26 ЖК РФ определено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2 статьи 26 ЖК РФ).

Статьями 24, 27 ЖК РФ установлены случаи отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение и отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Одним из перечисленных в указанных статьях случаев является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Таким образом, приведенными нормами установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение, переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и исчерпывающий перечень случаев отказа в удовлетворении соответствующих заявлений. При этом законодательством и органами государственной власти Российской Федерации, к компетенции которых относится определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений не установлено, что проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должен содержать дополнительные согласования с какими-либо органами.

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в перечень которых также не входит установление условий и требований к проекту (проектной документации) переустройства и (или) перепланировки при переводе жилого помещения в нежилое.

Суд отмечает, что Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца, утвержденное решением Череповецкой городской думы от 22.12.2009 № 181, не содержит полномочий Департамента по согласованию проектов переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Следовательно, согласование с Департаментом проекта «Переустройство квартиры № 1 в жилом доме по улице Ленина, 129а под нежилое с организацией отдельного входа» не требуется.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Принимая во внимание то, что у заявителя отсутствует необходимость согласования Проекта с Департаментом, по мнению суда, действия Департамента по отказу в согласовании Проекта не нарушают прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 у суда не имеется.

При отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

отказать предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к Департаменту жилищно – коммунального хозяйства мэрии города Череповца о признании незаконными действий по отказу согласовать переустройство жилого помещения, находящегося по адресу: <...> «а», квартира 1, выразившихся в письме от 18.02.2010 № 01-17.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья Ю.А.Борисова