АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
12 сентября 2011 года город Вологда Дело № А13-203/2011
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Спасской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1 к администрации Чагодощенского муниципального района о признании незаконным отказа в переводе земельного участка площадью 133 022 кв.м. с кадастровым номером 35:18:0303004:116 из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», выраженного в письме от 08.10.2010 № 1698, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области, администрации поселка Сазоново, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Департамента земельных отношений Вологодской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,
при участии: от заявителя – ФИО2 по доверенности от 11.01.2010, от администрации района – ФИО3 по доверенности от 11.02.2011, от ФГУ «Земельная кадастровая палата» - ФИО4 по доверенности от 11.01.2011, от Управления Росреестра по Вологодской области - ФИО5 по доверенности от 10.11.2009,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Чагодощенского муниципального района (далее - администрация района) по отказу в переводе земельного участка площадью 133 022 кв. метра, имеющего кадастровый номер 35:18:0303004:116, из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов предприниматель просит: обязать администрацию района подготовить постановление о переводе указанного земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения»; обязать администрацию района после осуществления перевода предоставить заявителю указанный земельный участок в аренду сроком на пять лет.
В обоснование требований предприниматель в заявлении (с учетом его уточнения; том 1, листы 80-82) ссылается на неправомерность выраженного в письме от 08.10.2010 № 1698 отказа в переводе земельного участка с кадастровым номером 35:18:0303004:116 из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» ввиду его несоответствия положениям частей 3, 4 статьи 3, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». При этом заявитель указал, что администрацией района нарушены требования части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предусматривающие принятие по результатам рассмотрения ходатайства о переводе акта о переводе земельных участков из одной категории в другую. Заявитель считает, что данном случае отсутствует указанное в части 3 статьи 4 названного закона основание для отказа в переводе, которое приведено в письме от 08.10.2010 № 1698. В обоснование этого довода заявитель сослался на утвержденную решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от 29.07.2010 № 54, опубликованную на официальном сайте указанного района схему территориального планирования Чагодощенского муниципального района (ее картографический материал) и указал, что спорный земельный участок на этой схеме обозначен в качестве земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования. Заявитель также считает, что схема территориального планирования района имеет приоритет перед генеральным планом поселения, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение, в части учета положений о территориальном планировании, которые содержатся в схеме территориального планирования муниципального района. Кроме того, в обоснование заявленных требований предприниматель в заявлении сослался на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что спорный земельный участок не входит в границы муниципального образования поселок Сазоново, заинтересованность предпринимателя в переводе земельного участка из одной категории в другую подтверждается заявлением предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду. Представитель предпринимателя также представил письменные возражения от 15.07.2011 на отзыв администрации района.
Администрация района в отзыве на заявление (с учетом дополнений к нему от 24.06.2011) считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом администрация района указала, что 08.09.2010 предприниматель обратился с ходатайством о переводе из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» земельного участка с кадастровым номером 35:18:0303004:116, расположенного в 140 метрах по направлению на север от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>. При рассмотрении данного ходатайства было установлено, что в соответствии с генеральным планом поселка Сазоново, утвержденным решением Совета муниципального образования поселок Сазоново от 21.04.2009 № 12, часть вышеуказанного земельного участка, отнесенного к землям запаса, расположена на землях рекреационного назначения (предназначена для организации отдыха горожан). Поэтому на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предпринимателю было направлено письмо с обоснованием отказа в удовлетворении его ходатайства. Администрация района в отзыве на заявление от 24.06.2011 также указала: Правилами землепользования и застройки поселка Сазоново, утвержденными решением Совета муниципального образования поселок Сазоново от 22.03.2011 № 6, данный земельный участок включен в экологический каркас; при разработке и утверждении схемы территориального планирования Чагодощенского муниципального района ошибочно не были учтены положения генерального плана поселка Сазоново об отнесении спорного земельного участка к рекреационной зоне, в настоящее время разрабатывается проект внесения соответствующих изменений в указанную схему.
Представитель администрации района в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно сослался на наличие у администрации района полномочий на принятия решения о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую, положения пункта 4 статьи 24, пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что кадастровые сведения о спорном земельном участке носят временный характер.
Определением от 24 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области (далее - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области).
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области в отзыве на заявление (с учетом дополнения к нему от 27.06.2011) указало, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:18:0303004:116, расположенном примерно в 140 метрах по направлению от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, площадью 133 022 кв.м, категория земель - земли запаса, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства - выращивание многолетней злаковой травы для заготовки кормов на содержание мелкого рогатого скота. Граница земельного участка определена по материалам межевания. Данный земельный участок, с учетом положений части 1 статьи 45, части 1 статьи 48 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» имеет статус «учтенный», так как был поставлен на государственный кадастровый учет 10.04.2008, то есть до 01.03.2008 - даты вступления в силу названного Федерального закона от 24.07.2010 № 221-ФЗ на основании поступивших от ФИО1 заявления от 29.02.2008 № 18/08-30 и межевого плана (в виде описания земельного участка).
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно пояснил, что 07.02.2005 на основании сведений оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» в кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке 35:18:0303004:109, относящегося к землям запаса. В дальнейшем указанный земельный участок был снят с кадастрового учета в связи с разделом на 2 участка: с кадастровым номером 35:18:0303004:111 и с кадастровым номером 35:18:0303004:112. Последний земельный участок остался землями запаса и впоследствии из него образован земельный участок с кадастровым номером 35:18:0303004:116, который также относится к землям запаса. Кроме того, ссылаясь на положения части 1 статьи 45, части 1 статьи 47, часть 1 статьи 48 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области в судебном заседании пояснил, что сведения о спорном земельном участке не носят временный характер; заявление об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка, подано 29.02.2008, то есть до дня вступления в силу названного Федерального закона и рассмотрено органом кадастрового учета в соответствии с правилами, действовавшими до дня вступления в силу указанного Федерального закона; данный земельный участок следует относить к ранее учтенным, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу названного Федерального закона. При этом представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области сослался на то, что ранее решением филиала – отдела обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости по городу Череповцу, Череповецкому, Кадуйскому районам ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области от 14.05.2010 № 252 сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 35:18:0303004:116 и 35:18:0303004:117 были ошибочно аннулированы, однако 27.07.2010 указанным органом кадастрового учета было принято решение № 441 об исправлении данной технической ошибки и земельным участкам с указанными кадастровыми номерами присвоен статус «ранее учтенные».
Определением от 11 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация поселка Сазоново (далее - администрация поселка).
Администрация поселка подписанный отзыв на заявление не представила.
Определением от 27 июня 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Департамент земельных отношений Вологодской области (далее – Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра) отзыв на заявление не представило.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании пояснил, что права на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы. По вопросу о том, носят ли временный характер содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:18:0303004:116, согласен с позицией ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области отзыв на заявление не представило.
Департамент земельных отношений Вологодской области отзыв на заявление не представил.
Администрация поселка, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области и Департамент о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. В заявлении от 12.07.2011 № 317 администрация поселка просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрации поселка Сазоново, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области и Департамента.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, 29.11.2007 главой Чагодощенского муниципального района принято постановление № 540, которым предпринимателю утвержден проект границ земельного участка площадью 133022 кв. метра в кадастровым квартале 35:18:0303004:0112, находящийся в 140 метрах по направлению на север от поселка Сазоново для сельскохозяйственного производства – выращивание многолетней злаковой травы для заготовки кормов на содержание мелкого рогатого скота.
Во исполнение данного постановления на основании заявления предпринимателя от 29.02.2008 (входящий № 18/08-30) в указанном кадастровом квартале поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 35:18:0303004:116 (далее - земельный участок).
10.09.2010 предприниматель обратился в администрацию района с ходатайством от 08.09.2010 (входящий номер 2417) о переводе вышеуказанного земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» в целях его соответствующего использования (том 1, листы 18-19).
Рассмотрев ходатайство предпринимателя, администрация района письмом от 08.10.2010 № 1698 сообщила предпринимателю об отказе в переводе земельного участка кадастровым номером 35:18:0303004:116 из одной категории в другую. В этом письме администрация района в обоснование отказа сослалась на его недопустимость перевода ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). Администрация района также указала, что архитектором Чагодощенского муниципального района предоставлено письменное заключение о том, что в настоящее время заканчивается разработка генерального плана п.Сазоново и часть указанного земельного участка отнесена к зоне рекреационного назначения. После окончания публичных слушаний (15.03.2009) указанный земельный участок полностью отнесен к зоне рекреационного назначения и будет служить для организации массового отдыха жителей п.Сазоново. В соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от 29.07.2010 № 54, указанная территория отнесена в функциональную зону, предназначенную для организации отдыха граждан.
Отказ администрации района, изложенный в письме от 08.10.2010 № 1698, оспорен предпринимателем в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.
В силу части 2 статьи 15 Закона № 172-ФЗ в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 24.03.2005 № 1244-ОЗ (в редакции от 18.02.2010) «О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земель или земельных участков, а также отнесение их к определенной категории земель осуществляются органом исполнительной государственной власти области в отношении:
1) земель или земельных участков, необходимых для областных нужд;
2) земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;
3) земель особо охраняемых территорий и объектов областного значения или земельных участков в составе таких земель.
В иных случаях, помимо предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и частью 1 настоящей статьи, полномочия по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение их к определенной категории земель осуществляют органы местного самоуправления.
Представитель администрации района в судебном заседании сослался на наличие у администрации района полномочий для принятия решения о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую.
В целях проверки полномочий администрации района на перевод спорного земельного участка из одной категории в другую определением суда от 27 июня 2011 года Департаменту и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области предлагалось представить сведения о наличии соответствующих полномочий администрации района.
Доказательства, позволяющие установить необходимость спорного земельного участка для федеральных или областных нужд и, соответственно, отсутствие полномочий администрации района на перевод спорного земельного участка из одной категории в другую, в материалы дела не представлены.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 08.04.2011 № 3518/201/11-258 земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, относится к землям запаса (том 2, листы 3-5).
С учетом вышеизложенного, суд считает, что администрация района уполномочена на решение вопроса о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую.
Согласно статье 103 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после их перевода в другую категорию.
Из положений абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Закона № 172-ФЗ, в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 названного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Согласно части 3 статьи 3 Закона № 172-ФЗ ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
Как указано выше, в данном случае администрация района рассмотрела ходатайство предпринимателя от 08.09.2010 по существу и отказала ему в переводе земельного участка кадастровым номером 35:18:0303004:116 из одной категории в другую. Данное обстоятельство подтверждается письмом администрации района от 08.10.2010 № 1698, а также ее отзывом на заявление. Кроме того, заявитель указал, что ходатайство с приложенными к нему документами администрацией района ему не возвращено (том 1, лист 80).
В качестве оснований для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую администрацией района в письме от 08.10.2010 № 1698 указаны положения пункта 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ.
В силу статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В данном случае именно администрация района должна была доказать законность совершения оспариваемых действий обстоятельства, послужившие основанием для их совершения, а также наличия у администрации района надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий.
Оспариваемый отказ администрации района в переводе земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» (письмо от 08.10.2010 № 1698) мотивирован тем, что в соответствии со схемой территориального планирования Чагодощенского муниципального района, утвержденной решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от 29.07.2010 № 54, территория земельного участка включена в функциональную зону, предназначенную для организации отдыха граждан.
Между тем, схемой территориального планирования Чагодощенского муниципального района, утвержденной решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от 29.07.2010 № 54 (том 1, листы 87-88, 142) указанное обстоятельство не подтверждено.
Письменное заключение архитектора Чагодощенского муниципального района по поводу не соответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования и документации по планировке территории, на которое имеется ссылка в письме от 08.10.2010 № 1698, администрацией района в материалы дела также не предоставлено.
Следовательно, приведенные в письме от 08.10.2010 № 1698 обстоятельства, послужившие основанием для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую (несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка вышеуказанной схеме территориального планирования), администрацией района не доказаны.
Доводы администрации района в отзыве на заявление и ее представителя в судебном заседании о том, что в письме от 08.10.2010 № 1698 допущена техническая ошибка, и следовало указать, что основанием отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую является генеральный план поселка Сазоново, утвержденный решением Совета муниципального образования поселка Сазоново от 21.04.2009 № 12, в соответствии с которым данная территория отнесена к функциональной зоне, предназначенной для организации отдыха граждан, а земельный участок включен в экологический каркас, также не принимаются судом во внимание, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не подтверждены представленными суду доказательствами.
С учетом указанных доводов и положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ администрации района надлежало доказать, что на спорный земельный участок распространяется генеральный план поселка Сазоново, испрашиваемое предпринимателем целевое назначение земельного участка не соответствует вышеуказанному генеральному плану.
Границы муниципального образования поселок Сазоново, наделенного статусом городского поселения, установлены Законом Вологодской области от 06.12.2004 № 1128-ОЗ согласно карте-схеме границ муниципальных образований - городских и сельских поселений, входящих в состав Чагодощенского муниципального района (приложение № 1 к названному закону области) в административных границах рабочего поселка Сазоново.
Орган кадастрового учета - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области сообщил в отзыве на заявление от 06.05.2011 (том 2, лист 7), что граница земельного участка определена по материалам межевания; сведения об утвержденном местоположении границы поселка Сазоново в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
При этом в судебном заседании 21.04.2011 как представитель заявителя, так и представитель администрации района пояснили, что спорный земельный участок находится за пределами границ муниципального образования поселок Сазоново. Данные доводы представителей сторон подтверждаются утвержденным постановлением главы Чагодощенского муниципального района от 29.11.2007 № 540 проектом границ земельного участка, испрашиваемого предпринимателем ФИО1 для сельскохозяйственного производства, расположенного на землях запаса в кадастровом квартале 35:18:0303004 (том 1, лист 25), на котором отмечены границы территории указанного поселка и границы земельного участка, а также выпиской из вышеуказанного генерального плана (том 1, лист 92).
При этом администрацией района в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в пределах границ указанного муниципального образования, равно как и предусмотренные пунктом 3 статьи 86 ЗК РФ доказательства отнесения его к пригородной зоне поселка Сазоново.
Доказательства, свидетельствующие о возможности отнесения спорного земельного участка к землям, переданным в порядке пункта 3 статьи 19 ЗК РФ, в собственность муниципального образования поселок Сазоново для обеспечения его развития, администрацией района также не представлены.
Следовательно, доводы представителя администрации района в судебном заседании о том, что на спорный земельный участок распространяется генеральный план поселка Сазоново, не доказаны.
Ссылка администрации района на Правила землепользования и застройки поселка Сазоново, утвержденные решением Совета муниципального образования поселок Сазоново от 22.03.2011 № 6, которыми, по утверждению администрации, земельный участок включен в экологический каркас, не принимается судом во внимание, поскольку на момент совершения оспариваемых действий названные Правила не действовали и, соответственно, их положения не могли служить основаниями для отказа.
Доводы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области о том, что кадастровые сведения о спорном земельном участке не носят временный характер, суд считает обоснованными.
Оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как лица, заинтересованного в переводе спорного земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» с целью его последующего использования. Подтверждением его заинтересованности в указанном переводе служит постановление главы Чагодощенского муниципального района от 29.11.2007 № 540.
При вышеизложенных обстоятельствах, действия администрации района по отказу в переводе земельного участка площадью 133 022 кв. метра, имеющего кадастровый номер 35:18:0303004:116, из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», выразившиеся в письме от 08.10.2010 (исходящий № 1698), являются незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов предприниматель просит, в частности, обязать администрацию района подготовить постановление о переводе земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».
Суд считает, что в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ следует обязать администрацию района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО1 путем принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 35:18:0303004:116 из состава земель категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов предприниматель также просит «обязать администрацию района после осуществления перевода предоставить заявителю указанный земельный участок в аренду сроком на пять лет».
Суд считает, что в удовлетворении указанного требования следует отказать, поскольку применительно к оспариваемым действиям (по отказу в переводе земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения») такой способ устранения нарушения прав и законных интересов предпринимателя не является надлежащим.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче физическими лицами в арбитражный суд заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит уплате государственная пошлина в размере 200 рублей.
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению от 11.01.2011 (л.д. 13) в размере 1800 руб., подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд относятся на администрацию района в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать незаконными действия администрации Чагодощенского муниципального района, выразившиеся в письме от 08.10.2010 исходящий № 1698, по отказу предпринимателю ФИО1, зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером 309353229500045, в переводе земельного участка площадью 133 022 кв. метра, имеющего кадастровый номер 35:18:0303004:116, из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
Обязать администрацию Чагодощенского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО1, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 309353229500045, путем принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 35:18:0303004:116 из состава земель категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации Чагодощенского муниципального района, расположенной по адресу: <...>, в пользу предпринимателя ФИО1, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 309353229500045, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Возвратить предпринимателю ФИО1, зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером 309353229500045, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.01.2011 № 1.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья А.В. Парфенюк